Сезонная дорога. как отсутствие зимников влияет на карман ямальцев?
Содержание:
Строительство и содержание
Автозимник устраивается при достижении толщины снега 10 см, тогда он уплотняется волокушами-гладилками. Укатка толстых (25 см и более) слоев снежного покрова только волокушами затруднительна, поэтому снег предварительно рыхлят и перемешивают ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор, после чего применяются термовибрационные снегоуплотняющие машины.
Ледовая дорога через Анадырский лиман
Зимник с продлённым сроком эксплуатации на весенне-летний период устраивается на мёрзлом основании (с сохранением мохорастительного покрова) с использованием теплоизолирующего полотна из смеси снега со льдом или мхом, торфом, опилками. В качестве дополнительной теплоизоляции для предотвращения оттайки основания в последнее время стали применяться искусственные материалы (пеностирол, пенополиуретан и проч.)
На ледовых переправах в зависимости от климатических условий или для более раннего начала эксплуатации предусматривается усиление ледяного покрова методом намораживания льда с послойным использованием деревянных настилов.
Автозимник обозначается ориентирующими водителя в условиях пониженной видимости вешками по обе стороны дороги через каждые 50-100 м на прямых участках и через 20-30 м — на кривых.
На ледовых переправах дополнительно устанавливаются дорожные знаки, определяющие грузоподъемность переправы и условия её эксплуатации (часы работы, скорость движения автомобилей и дистанция между ними).
Для обеспечения безопасной эксплуатации каждые 40-50 км организуются линейные дорожные пункты (с домами для кратковременного отдыха водителей и пассажиров), каждые 150 км — дорожно-ремонтные участки.
В весенний период движение по зимней дороге целесообразно ночью (как в наиболее холодное время суток), а ремонт проезжей части — днём.
Строительство и содержание
Автозимник устраивается при достижении толщины снега 10 см, тогда он уплотняется волокушами-гладилками. Укатка толстых (25 см и более) слоев снежного покрова только волокушами затруднительна, поэтому снег предварительно рыхлят и перемешивают ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор, после чего применяются термовибрационные снегоуплотняющие машины.
Ледовая дорога через Анадырский лиман
Зимник с продлённым сроком эксплуатации на весенне-летний период устраивается на мёрзлом основании (с сохранением мохорастительного покрова) с использованием теплоизолирующего полотна из смеси снега со льдом или мхом, торфом, опилками. В качестве дополнительной теплоизоляции для предотвращения оттайки основания в последнее время стали применяться искусственные материалы (пеностирол, пенополиуретан и проч.)
На ледовых переправах в зависимости от климатических условий или для более раннего начала эксплуатации предусматривается усиление ледяного покрова методом намораживания льда с послойным использованием деревянных настилов.
Автозимник обозначается ориентирующими водителя в условиях пониженной видимости вешками по обе стороны дороги через каждые 50-100 м на прямых участках и через 20-30 м — на кривых.
На ледовых переправах дополнительно устанавливаются дорожные знаки, определяющие грузоподъемность переправы и условия её эксплуатации (часы работы, скорость движения автомобилей и дистанция между ними).
Для обеспечения безопасной эксплуатации каждые 40-50 км организуются линейные дорожные пункты (с домами для кратковременного отдыха водителей и пассажиров), каждые 150 км — дорожно-ремонтные участки.
В весенний период движение по зимней дороге целесообразно ночью (как в наиболее холодное время суток), а ремонт проезжей части — днём.
Нормативы
Согласно утверждённым нормам, зимники должны иметь две полосы с шириной не менее трёх метров каждая. В местах со сложными условиями рельефа допускается одна полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м. Расстояние между разъездами устанавливаются в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а на равнинной местности — через каждые 500 м.
На зимниках с большой интенсивностью движения, прокладываемых по льду крупных рек, озёр и морей, между полосами движения устраивается нерасчищаемая от снега разделительная полоса.
Максимальная скорость движения ограничена 70 км/ч.
Классификация
Автомобильные зимники классифицируются по нескольким категориям.
1. По расположению на местности: сухопутные, ледовые (по руслам рек и водоёмам), ледяные переправы (через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия).
2. По продолжительности использования сезона:
- обычные (устраиваемые только в период отрицательных температур);
- с продленным сроком эксплуатации (возможен проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года).
3. По продолжительности эксплуатации:
- регулярные (возобновляются ежегодно по одной и той же трассе);
- временные (используются в течение одного или двух зимних сезонов);
- разового пользования (для однократного пропуска колонн автомобилей).
Между Корякией и Камчаткой
На территории Камчатского края расположен один автозимник от села Анавгай Быстринского района до поселка Палана в Корякии протяженностью около 500 км. Автозимник, соединяющий север и юг Камчатки, зимой является единственной наземной транспортной артерией между населенными пунктами Корякского округа и бывшей Камчатской области, которые с 2007 года являются единым Камчатским краем.
Он делится на два участка – зимник продлённого действия и зимник. Первый участок проходит от села Тигиль до поселка Палана и составляет около 200 км. Это гравийная дорога, с мостовыми переходами, она действует круглогодично. Но зимой ее не расчищают, а накатывают по трассе колею. Второй участок – от села Анавгай до села Тигиль — 240 км пути. Этот зимник работает с конца января – начала февраля по апрель.
«В настоящее время идет намораживание ледовых переправ и утрамбовка снежной колеи тяжелой техникой. В частности, благодаря установившимся морозам, начато намораживание самой крупной ледовой переправы в том районе – через реку Тигиль шириной 20 метров, длиной 230 метров. Грузоподъёмность ледового проезда через реку составит 20 тонн», — сообщили ТАСС в пресс-службе правительства Камчатского края.
Нормативы
Согласно утверждённым нормам, зимники должны иметь две полосы с шириной не менее трёх метров каждая. В местах со сложными условиями рельефа допускается одна полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м. Расстояние между разъездами устанавливаются в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а на равнинной местности — через каждые 500 м.
На зимниках с большой интенсивностью движения, прокладываемых по льду крупных рек, озёр и морей, между полосами движения устраивается нерасчищаемая от снега разделительная полоса.
Максимальная скорость движения ограничена 70 км/ч.
Классификация
Автомобильные зимники классифицируются по нескольким категориям.
1. По расположению на местности: сухопутные, ледовые (по руслам рек и водоёмам), ледяные переправы (через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия).
2. По продолжительности использования сезона:
- обычные (устраиваемые только в период отрицательных температур);
- с продленным сроком эксплуатации (возможен проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года).
3. По продолжительности эксплуатации:
- регулярные (возобновляются ежегодно по одной и той же трассе);
- временные (используются в течение одного или двух зимних сезонов);
- разового пользования (для однократного пропуска колонн автомобилей).
Особенности якутских зимников
О технологии и особенностях прокладки зимника в Якутии ТАСС рассказал генеральный директор Управления дорог Республики Саха Николай Сивцев.
«Автозимники в основном прокладываются в ноябре-декабре месяце учитывая фактическое состояние льда и погодных условий. Нынче, несмотря на эти погодные сложности, скоординированная работа наших экспертов совместно с подрядными организациями позволяет проводить работы в соответствии с план-графиком по пробивке и очистке автозимников. В целом дорожные работы проводятся без отставания от календарного графика», — сказал он.
Автозимники в Якутии рассчитаны в основном на 5 месяцев эксплуатации в зависимости от погодных условий, максимальный тоннаж составляет от 3 до 40 тонн.
Если говорить про отличительные особенности автозимников в разных районах республики, то можно отметить, что в зависимости от местности у каждого района есть свои специфические особенности в части назначения конструкций и методов строительства автозимников.
К примеру, при обустройстве автозимников, проходящих через реку Лена, где местами есть участки с образующимися наледями и не замерзающими речками, делают объезды для безопасного и бесперебойного проезда автомобилей.
Нужна ли «дорога жизни» ямальцам?
Зимники ямальцам не просто нужны, а жизненно необходимы. Жизнь на Крайнем севере сильно отличается от проживания в умеренных или южных широтах России. Поехать в гости или по делам на личном авто в соседний населённый пункт проблематично. Ямал испещрён крупными и небольшими реками, озерками и болотами. Летом на крупных водных артериях на выручку приходит речная навигация, что недешево. Например, стоимость одного билета в одну сторону на паром «Салехард – Лабытнаги» для взрослого человека около 120 рублей. Сплав авто обойдется в разы дороже, тут зависит от тоннажа машины. Вездеходы на воздушных подушках приходят на помощь, когда речной транспорт уже не может ходить по реке, а лёд настолько тонкий, что по нему невозможно даже пройти. Бесплатно «подушки» не возят: проезд пассажира – 110 рублей, провоз багажа – 55 рублей. Перелёт на вертолёте также больно бьёт по карману: стоимость билета для взрослого пассажира — 1 050 рублей, детского – 525 рублей. На человека предусмотрено 20 килограмм багажа, за провоз сверх нормы – доплата 10,5 рублей за каждый килограмм. При этом большой багаж взять с собой физически невозможно.
Только в зимнее время ямальские автовладельцы могут свободно перемещаться по зимникам на личном транспорте в любое время. Зимняя дорога значительно сокращает расстояние между населёнными пунктами, ведь прокладывают её по наиболее короткому маршруту.
Зимники могут достигать нескольких сотен километров. Фото: Правительство ЯНАО
Удобство перемещения на личном авто объяснять никому не нужно. Это не только комфортно, но и экономит бюджет. На вопрос, сильно ли бьёт по карману закрытие зимников, северяне отвечают – сильно, а особенно много теряется времени.
Ледовые переправы
Автодорога / маршрут | Населенный пункт | Район | Река |
Грузоподъемность* |
---|---|---|---|---|
Подъезд к паромной переправе Верхняя Тойма | В. Тойма | Верхнетоемский | С. Двина | 2 т |
Белореченск-Красная-Кода-Осяткино-Окуловская | Окуловская | Верхнетоемский | Выя | 5 т |
Белореченск-Красная-Кода-Осяткино-Окуловская | Красная | Верхнетоемский | Илеша | проезд закрыт |
Белореченск-Красная-Кода-Осяткино-Окуловская | Демьяново | Верхнетоемский | Пинега | 5 т |
«Березник — Осиново» | Дв. Березник | Виноградовский | С. Двина | 1,5 т |
Усть-Ваеньга — Осиново — Фалюки | Усть-Ваеньга | Виноградовский | Ваеньга | закрыт |
Дябрино — аэропорт «Куликово» | Красноборск | Красноборский | С. Двина | закрыт проезд |
Чаща — Уфтюга | Новинки | Красноборский | Уфтюга | закрыт проезд |
«Мезень — Лешуконское» | Лешуконское | Лешуконский | Мезень | 20 т |
Ущелье — Б. Нисогора | Ущелье | Лешуконский | Ежуга | 10 т |
Лешуконское — Олема — Кеба | Лешуконское | Лешуконский | Вашка | 10 т |
Лешуконское — Олема — Кеба | Усть-Чулоса | Лешуконский | Вашка | 10 т |
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга | Лешуконский | Пылема | 20 т | |
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга | Лешуконский | Ираса | 20 т | |
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга | Лешуконский | Цебьюга | 15 т | |
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга | Усть-Кыма | Лешуконский | Мезень | 10 т |
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга | Лешуконский | Низьма | 15 т | |
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга | Лешуконский | Выбор | 15 т | |
Зубово — Вожгора — Лебское | Зубово | Лешуконский | Мезень | 15 т |
Подъезд к д. Кысса | Кысса | Лешуконский | Мезень | 15 т |
Подъезд к д. Засулье | Засулье | Лешуконский | Мезень | 15 т |
Вожгора — Родома | Родома | Лешуконский | Пижма | 15 т |
Архангельск-Белогорский-Пинега-Кимжа-Мезень | Мезенский | Пеза | 10 т | |
Архангельск-Белогорский-Пинега-Кимжа-Мезень | Кимжа | Мезенский | Мезень | 10 т |
Архангельск-Белогорский-Пинега-Кимжа-Мезень | Кимжа | Мезенский | Кимжа |
закрыта (проезд по понтон |
Мезень — Каменка — Долгощелье | Каменка | Мезенский | Мезень | закрыт проезд |
Развилка — Бычье | Усть-Няфта | Мезенский | Няфта | закрыта (проезд по понтону |
Развилка — Бычье | Бычье | Мезенский | полой Пеза | 5 т |
Ясный — Русковера | Ясный | Пинежский | Пинега | закрыт |
Шотово — Рыбзавод | Рыбзавод | Пинежский | Пинега | проезд закрыт |
Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиринемь | Пиринемь | Пинежский | Пинега | проезд закрыт |
Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиринемь | Кулогоры | Пинежский | Пинега | проезд закрыт |
Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиринемь | Усть-Поча | Пинежский | Поча | проезд закрыт |
Кеврола — Немнюга — Лохново — Б. Кротово | Б. Кротово | Пинежский | Шильмуша | проезд закрыт |
Вознесенская — Першлахта — Н. Устье | Афанасовская | Плесецкий | Онега | закрыт проезд |
«Хорьково — Кузьмино — Мордарово» | Хорьково | Приморский | С. Двина | проезд закрыт |
ст. Паленьга — Светлый | В. Паленьга | Холмогорский | Пинега | 1,5 т |
Холмогоры — Андриановская | Ухострово | Холмогорский | Богоявленка | проезд закрыт |
Емецк — Рато-Наволок | Рато-Наволок | Холмогорский | Ваймуга | закрыт проезд |
«Холмогоры — Ломоносово» | Ломоносово | Холмогорский | Курополка |
закрыт проезд |
Подъезд к дер. Заболотье — Зачачье от а/д М-8 | Хаврогоры | Холмогорский | С. Двина | проезд закрыт |
Двинской — Макары — Часовня — Пиньгиша | Ныкола | Холмогорский | С. Двина | проезд закрыт |
Усть-Пинега — Белогорский | Усть-Пинега | Холмогорский | С. Двина | проезд закрыт |
Холмогоры — Ломоносово — Залыва — Луковецкий | Чухчерема | Холмогорский | С. Двина | закрыт проезд |
«Копачёво — Ичково» | Копачево | Холмогорский | С. Двина | проезд закрыт |
* — грузоподъемность устанавливается относительно общей массы транспортного средства с грузом
Что такое зимник и зачем он нужен?
Зимником или автозимником называют автомобильную дорогу, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре.
Официально на Ямале устраивают четыре региональных сезонных дороги: «Уренгой – Красноселькуп», «Салехард-Надым», «Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги (в границах ЯНАО), «Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале». На сайте правительства постоянно доступна интерактивная карта зимних дорог.
Жизнь без зимника ямальцу представить сложно. Это не просто переправа через реку в виде моста. Протяженность одной трассы может достигать сотни километров и он проходит не только по рекам, озёрам, но и по болотистой земле.
Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Их строительство ведут специалисты, которые устанавливают дорожные знаки, контрольно-пропускной пункт, разравнивают трассу зимника, — поясняет заместитель генерального директора АО «Ямалавтодор» Дмитрий Павлов.
Фото: Правительство ЯНАО
Это настоящие дороги жизни, которые так необходимы северянам. Большая часть года на Ямале проходит при отрицательных температурах воздуха и назвать зимник сезонной дорогой довольно сложно. Им активно пользуются не только местные жители: дорога является стратегическим объектом для предприятий. По ней доставляют грузы, оборудование на нефте- и газопромыслы.