Сезонная дорога. как отсутствие зимников влияет на карман ямальцев?

Строительство и содержание

Автозимник устраивается при достижении толщины снега 10 см, тогда он уплотняется волокушами-гладилками. Укатка толстых (25 см и более) слоев снежного покрова только волокушами затруднительна, поэтому снег предварительно рыхлят и перемешивают ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор, после чего применяются термовибрационные снегоуплотняющие машины.

Ледовая дорога через Анадырский лиман

Зимник с продлённым сроком эксплуатации на весенне-летний период устраивается на мёрзлом основании (с сохранением мохорастительного покрова) с использованием теплоизолирующего полотна из смеси снега со льдом или мхом, торфом, опилками. В качестве дополнительной теплоизоляции для предотвращения оттайки основания в последнее время стали применяться искусственные материалы (пеностирол, пенополиуретан и проч.)

На ледовых переправах в зависимости от климатических условий или для более раннего начала эксплуатации предусматривается усиление ледяного покрова методом намораживания льда с послойным использованием деревянных настилов.

Автозимник обозначается ориентирующими водителя в условиях пониженной видимости вешками по обе стороны дороги через каждые 50-100 м на прямых участках и через 20-30 м — на кривых.
На ледовых переправах дополнительно устанавливаются дорожные знаки, определяющие грузоподъемность переправы и условия её эксплуатации (часы работы, скорость движения автомобилей и дистанция между ними).

Для обеспечения безопасной эксплуатации каждые 40-50 км организуются линейные дорожные пункты (с домами для кратковременного отдыха водителей и пассажиров), каждые 150 км — дорожно-ремонтные участки.

В весенний период движение по зимней дороге целесообразно ночью (как в наиболее холодное время суток), а ремонт проезжей части — днём.

Строительство и содержание

Автозимник устраивается при достижении толщины снега 10 см, тогда он уплотняется волокушами-гладилками. Укатка толстых (25 см и более) слоев снежного покрова только волокушами затруднительна, поэтому снег предварительно рыхлят и перемешивают ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор, после чего применяются термовибрационные снегоуплотняющие машины.

Ледовая дорога через Анадырский лиман

Зимник с продлённым сроком эксплуатации на весенне-летний период устраивается на мёрзлом основании (с сохранением мохорастительного покрова) с использованием теплоизолирующего полотна из смеси снега со льдом или мхом, торфом, опилками. В качестве дополнительной теплоизоляции для предотвращения оттайки основания в последнее время стали применяться искусственные материалы (пеностирол, пенополиуретан и проч.)

На ледовых переправах в зависимости от климатических условий или для более раннего начала эксплуатации предусматривается усиление ледяного покрова методом намораживания льда с послойным использованием деревянных настилов.

Автозимник обозначается ориентирующими водителя в условиях пониженной видимости вешками по обе стороны дороги через каждые 50-100 м на прямых участках и через 20-30 м — на кривых.
На ледовых переправах дополнительно устанавливаются дорожные знаки, определяющие грузоподъемность переправы и условия её эксплуатации (часы работы, скорость движения автомобилей и дистанция между ними).

Для обеспечения безопасной эксплуатации каждые 40-50 км организуются линейные дорожные пункты (с домами для кратковременного отдыха водителей и пассажиров), каждые 150 км — дорожно-ремонтные участки.

В весенний период движение по зимней дороге целесообразно ночью (как в наиболее холодное время суток), а ремонт проезжей части — днём.

Нормативы

Согласно утверждённым нормам, зимники должны иметь две полосы с шириной не менее трёх метров каждая. В местах со сложными условиями рельефа допускается одна полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м. Расстояние между разъездами устанавливаются в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а на равнинной местности — через каждые 500 м.
На зимниках с большой интенсивностью движения, прокладываемых по льду крупных рек, озёр и морей, между полосами движения устраивается нерасчищаемая от снега разделительная полоса.
Максимальная скорость движения ограничена 70 км/ч.

Классификация

Автомобильные зимники классифицируются по нескольким категориям.

1. По расположению на местности: сухопутные, ледовые (по руслам рек и водоёмам), ледяные переправы (через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия).

2. По продолжительности использования сезона:

  • обычные (устраиваемые только в период отрицательных температур);
  • с продленным сроком эксплуатации (возможен проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года).

3. По продолжительности эксплуатации:

  • регулярные (возобновляются ежегодно по одной и той же трассе);
  • временные (используются в течение одного или двух зимних сезонов);
  • разового пользования (для однократного пропуска колонн автомобилей).

Между Корякией и Камчаткой

На территории Камчатского края расположен один автозимник от села Анавгай Быстринского района до поселка Палана в Корякии протяженностью около 500 км. Автозимник, соединяющий север и юг Камчатки, зимой является единственной наземной транспортной артерией между населенными пунктами Корякского округа и бывшей Камчатской области, которые с 2007 года являются единым Камчатским краем.

Он делится на два участка – зимник продлённого действия и зимник. Первый участок проходит от села Тигиль до поселка Палана и составляет около 200 км. Это гравийная дорога, с мостовыми переходами, она действует круглогодично. Но зимой ее не расчищают, а накатывают по трассе колею. Второй участок – от села Анавгай до села Тигиль — 240 км пути. Этот зимник работает с конца января – начала февраля по апрель. 

«В настоящее время идет намораживание ледовых переправ и утрамбовка снежной колеи тяжелой техникой. В частности, благодаря установившимся морозам, начато намораживание самой крупной ледовой переправы в том районе – через реку Тигиль шириной 20 метров, длиной 230 метров. Грузоподъёмность ледового проезда через реку составит 20 тонн», — сообщили ТАСС в пресс-службе правительства Камчатского края.

Нормативы

Согласно утверждённым нормам, зимники должны иметь две полосы с шириной не менее трёх метров каждая. В местах со сложными условиями рельефа допускается одна полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м. Расстояние между разъездами устанавливаются в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а на равнинной местности — через каждые 500 м.
На зимниках с большой интенсивностью движения, прокладываемых по льду крупных рек, озёр и морей, между полосами движения устраивается нерасчищаемая от снега разделительная полоса.
Максимальная скорость движения ограничена 70 км/ч.

Классификация

Автомобильные зимники классифицируются по нескольким категориям.

1. По расположению на местности: сухопутные, ледовые (по руслам рек и водоёмам), ледяные переправы (через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия).

2. По продолжительности использования сезона:

  • обычные (устраиваемые только в период отрицательных температур);
  • с продленным сроком эксплуатации (возможен проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года).

3. По продолжительности эксплуатации:

  • регулярные (возобновляются ежегодно по одной и той же трассе);
  • временные (используются в течение одного или двух зимних сезонов);
  • разового пользования (для однократного пропуска колонн автомобилей).

Особенности якутских зимников

О технологии и особенностях прокладки зимника в Якутии ТАСС рассказал генеральный директор Управления дорог Республики Саха Николай Сивцев.

«Автозимники в основном прокладываются в ноябре-декабре месяце учитывая фактическое состояние льда и погодных условий. Нынче, несмотря на эти погодные сложности, скоординированная работа наших экспертов совместно с подрядными организациями позволяет проводить работы в соответствии с план-графиком по пробивке и очистке автозимников. В целом дорожные работы проводятся без отставания от календарного графика», — сказал он.

Автозимники в Якутии рассчитаны в основном на 5 месяцев эксплуатации в зависимости от погодных условий, максимальный тоннаж составляет от 3 до 40 тонн.

Если говорить про отличительные особенности автозимников в разных районах республики, то можно отметить, что в зависимости от местности у каждого района есть свои специфические особенности в части назначения конструкций и методов строительства автозимников.

К примеру, при обустройстве автозимников, проходящих через  реку Лена, где местами есть участки с образующимися наледями и не замерзающими речками,  делают объезды для безопасного и бесперебойного проезда автомобилей.

Нужна ли «дорога жизни» ямальцам?

Зимники ямальцам не просто нужны, а жизненно необходимы. Жизнь на Крайнем севере сильно отличается от проживания в умеренных или южных широтах России. Поехать в гости или по делам на личном авто в соседний населённый пункт проблематично. Ямал испещрён крупными и небольшими реками, озерками и болотами. Летом на крупных водных артериях на выручку приходит речная навигация, что недешево. Например, стоимость одного билета  в одну сторону на паром «Салехард – Лабытнаги»  для взрослого человека около 120 рублей. Сплав авто обойдется в разы дороже, тут зависит от тоннажа машины. Вездеходы на воздушных подушках приходят на помощь, когда речной транспорт уже не может ходить по реке, а лёд настолько тонкий, что по нему невозможно даже пройти. Бесплатно «подушки» не возят: проезд пассажира – 110 рублей, провоз багажа – 55 рублей. Перелёт на вертолёте также больно бьёт по карману: стоимость билета для взрослого пассажира — 1 050 рублей, детского – 525 рублей. На человека предусмотрено 20 килограмм багажа, за провоз сверх нормы – доплата 10,5 рублей за каждый килограмм. При этом большой багаж взять с собой физически невозможно.

Только в зимнее время ямальские автовладельцы могут свободно перемещаться по зимникам на личном транспорте в любое время. Зимняя дорога значительно сокращает расстояние между населёнными пунктами, ведь прокладывают её по наиболее короткому маршруту.

Зимники могут достигать нескольких сотен километров. Фото: Правительство ЯНАО

Удобство перемещения на личном авто объяснять никому не нужно. Это не только комфортно, но и экономит бюджет. На вопрос, сильно ли бьёт по карману закрытие зимников, северяне отвечают – сильно, а особенно много теряется времени.

Ледовые переправы

Автодорога / маршрут Населенный пункт Район Река

Грузоподъемность*

Подъезд к паромной переправе Верхняя Тойма В. Тойма Верхнетоемский С. Двина 2 т
Белореченск-Красная-Кода-Осяткино-Окуловская Окуловская Верхнетоемский Выя 5 т
Белореченск-Красная-Кода-Осяткино-Окуловская Красная Верхнетоемский Илеша проезд закрыт
Белореченск-Красная-Кода-Осяткино-Окуловская Демьяново Верхнетоемский Пинега 5 т
«Березник — Осиново» Дв. Березник Виноградовский С. Двина 1,5 т
Усть-Ваеньга — Осиново — Фалюки Усть-Ваеньга Виноградовский Ваеньга закрыт
Дябрино — аэропорт «Куликово» Красноборск Красноборский С. Двина закрыт проезд
Чаща — Уфтюга Новинки Красноборский Уфтюга закрыт проезд
«Мезень — Лешуконское» Лешуконское Лешуконский Мезень 20 т
Ущелье — Б. Нисогора Ущелье Лешуконский Ежуга 10 т
Лешуконское — Олема — Кеба Лешуконское Лешуконский Вашка 10 т
Лешуконское — Олема — Кеба Усть-Чулоса Лешуконский Вашка 10 т
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга   Лешуконский Пылема 20 т
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга   Лешуконский Ираса 20 т
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга   Лешуконский Цебьюга 15 т
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга Усть-Кыма Лешуконский Мезень 10 т
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга   Лешуконский Низьма 15 т
Лешуконское-Койнас-У.Низемье-Зубово-Латьюга   Лешуконский Выбор 15 т
Зубово — Вожгора — Лебское  Зубово Лешуконский Мезень 15 т
Подъезд к д. Кысса  Кысса Лешуконский Мезень 15 т
Подъезд к д. Засулье  Засулье Лешуконский Мезень 15 т
Вожгора — Родома  Родома Лешуконский Пижма 15 т
Архангельск-Белогорский-Пинега-Кимжа-Мезень   Мезенский Пеза 10 т
Архангельск-Белогорский-Пинега-Кимжа-Мезень Кимжа Мезенский Мезень 10 т
Архангельск-Белогорский-Пинега-Кимжа-Мезень Кимжа Мезенский Кимжа

закрыта (проезд по  понтон

Мезень — Каменка — Долгощелье Каменка Мезенский Мезень закрыт проезд
Развилка — Бычье Усть-Няфта Мезенский Няфта закрыта (проезд по понтону
Развилка — Бычье Бычье Мезенский полой Пеза 5 т
Ясный — Русковера Ясный Пинежский Пинега закрыт
Шотово — Рыбзавод Рыбзавод Пинежский Пинега  проезд закрыт
Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиринемь Пиринемь Пинежский Пинега проезд закрыт
Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиринемь Кулогоры Пинежский Пинега проезд закрыт
Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиринемь Усть-Поча Пинежский Поча проезд закрыт
Кеврола — Немнюга — Лохново — Б. Кротово Б. Кротово Пинежский Шильмуша  проезд закрыт
Вознесенская — Першлахта — Н. Устье Афанасовская Плесецкий Онега закрыт проезд
«Хорьково — Кузьмино — Мордарово» Хорьково Приморский С. Двина проезд закрыт
ст. Паленьга — Светлый В. Паленьга Холмогорский Пинега 1,5 т
Холмогоры — Андриановская Ухострово Холмогорский Богоявленка  проезд закрыт
Емецк — Рато-Наволок Рато-Наволок Холмогорский Ваймуга закрыт проезд
«Холмогоры — Ломоносово» Ломоносово Холмогорский Курополка

закрыт проезд

Подъезд к дер. Заболотье — Зачачье от а/д М-8 Хаврогоры Холмогорский С. Двина проезд закрыт
Двинской — Макары — Часовня — Пиньгиша Ныкола Холмогорский С. Двина  проезд закрыт
Усть-Пинега — Белогорский Усть-Пинега Холмогорский С. Двина проезд закрыт
Холмогоры — Ломоносово — Залыва — Луковецкий Чухчерема Холмогорский С. Двина закрыт проезд
«Копачёво — Ичково» Копачево Холмогорский С. Двина проезд закрыт

* — грузоподъемность устанавливается относительно общей массы транспортного средства с грузом

Что такое зимник и зачем он нужен?

Зимником или автозимником называют автомобильную дорогу, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре.

Официально на Ямале устраивают четыре региональных сезонных дороги: «Уренгой – Красноселькуп», «Салехард-Надым», «Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги (в границах ЯНАО), «Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале». На сайте правительства постоянно доступна интерактивная карта зимних дорог.

Жизнь без зимника ямальцу представить сложно. Это не просто переправа через реку  в виде моста. Протяженность одной трассы может достигать сотни километров и он проходит не только по рекам, озёрам, но и по болотистой земле.

Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы.  Их строительство ведут специалисты, которые устанавливают дорожные знаки, контрольно-пропускной пункт, разравнивают трассу зимника, — поясняет заместитель генерального директора АО «Ямалавтодор» Дмитрий Павлов.

Фото: Правительство ЯНАО

Это настоящие дороги жизни, которые так необходимы северянам. Большая часть года на Ямале проходит при отрицательных температурах воздуха и назвать зимник сезонной дорогой довольно сложно. Им активно пользуются не только местные жители: дорога является стратегическим объектом для предприятий. По ней доставляют грузы, оборудование на нефте- и газопромыслы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector