Максимальная длина автопоезда: допустимые габариты транспортного средства
Содержание:
Модульный автопоезд будущего
Будущее уже рядом. Сегодня активно ведется разработка так называемого, модульного автопоезда. Есть некоторые разработки, которые уже близки к тестам и внедрению в реальные условия.
Суть заключается в том, что в первом большегрузе сидит водитель, а за этим большегрузом идет еще, к примеру, пять большегрузов. Эти пять автомобилей управляются компьютером и автоматикой. Они, по сути, копируют поведение и траекторию автомобиля с водителем.
На деле мы имеем шесть отдельных большегрузов, которые легко укладываются в любые нормы и требования габаритов и всего одного водителя. Конечно же, для таких целей нужны многополосные дороги, но идея сама по себе интересна и привлекательна.
Есть также такие наработки, что и в первой головной автомашине водитель не будет требоваться. И все это будет предельно безопасно. Это большой шаг вперед для грузовых перевозок в мире. Посмотрим, как быстро все это реализуется, внедрится и приживется.
Опять же, думается, что не наша страна станет площадкой для пилотных проектов с обкаткой таких инновационных нововведений, но последить за этой ситуацией, конечно же, хочется каждому современному автолюбителю.
Общие требования к перевозке
Требования, которые должен выполнить водитель, перевозящий груз, изложены в 23 главе ППД РФ. Согласно правилам допускать перегруз машины нельзя. Превышение допустимых нагрузок может привести к поломке ТС, но правоохранительные органы беспокоятся больше о других участниках дорожного движения.
Из-за чрезмерного груза:
- снижается маневренность машины;
- смещается центр тяжести;
- увеличивается тормозной путь.
До начала движения водитель обязан убедиться в надежности крепления груза. Во время движения багаж на крыше испытывает серьезную нагрузку от встречного потока воздуха и его падение может создать аварийную ситуацию.
При размещении груза на крыше нужно соблюдать несколько правил:
- он не должен перекрывать обзор водителю;
- багаж не должен закрывать световые индикаторы и номера;
- груз не должен влиять на процесс управления;
- он не должен оказывать влияние на устойчивость авто.
Если разместить багаж на крыше с учетом этих требований невозможно, то движение начинать нельзя.
Марки грузовых автомобилей
Производимые за пределами России и СНГ
- Ashok Leyland
- Astra (англ. Astra)
- Avia
- Bei Ben Heavy-Duty Truck
- BMC
- Bremach
- CAMC
- Changan
- Chery
- Chevrolet
- Citroen
- CNHDT
- DAF
- Dayun
- Dongfeng
- ED Truck
- FAW
- Fiat
- Foden
- Ford
- Foton
- Freightliner
- GMC
- Great Wall
- Hino Motors
- Hyundai
- Isuzu
- Iveco
- JAC
- Jelcz
- JMC
- Kenworth
- Kia
- Lifan
- Mack
- MAN
- Mazda
- Mercedes-Benz
- Mitsubishi
- Multicar
- Navistar
- Nissan
- Opel
- Peugeot
- Peterbilt
- Piaggio
- RAM
- Renault
- Renault Trucks
- SAIC
- Scania
- Sisu
- Shaanxi
- Sonacome
- Tata
- Tatra
- Terberg
- Tesla
- Toyota
- Vauxhall
- Volkswagen
- Volvo
- Western Star
Производимые в России и СНГ
По фактическому положению на начало 2018 года в России и странах СНГ производились следующие марки грузовых автомобилей:
- Автотор (Калининград) — SKD-сборка грузовиков марок Kia (прекращена), SKD (с 2011 года) и CKD (с ноября 2017 года) сборка марки Hyundai, TATA-Daewoo (SKD-сборка в 2015 году ограничилась единичными экземплярами), совместное с Ford Otosan производство Ford Trucks.
- БАЗ (Брянский автомобильный завод)/ другое название БЗКТ (Брянский завод колёсных тягачей) — с 1966 года (в 1993—1996 гг. ограниченный выпуск 1,5-тонного LCV модели БАЗ-3778)
- БелАЗ (Белорусский автомобильный завод) — с 1958 г.
- ВИС (ВазИнтерСервис, группа Сок, АВТОВАЗ) — с 1994 г. (с 2014 г. в составе АВТОВАЗ)
- Вольво (Вольво Восток) (Зеленоград) — с 2003 г., (Калуга) — с 2010 г.
- ГАЗ (Горьковский автомобильный завод, Группа ГАЗ) — с 1932 г.
- Мицубиси Фусо (ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС, ранее Мицубиси Фусо РУС — с 2011 г. (CKD-сборка Mitsubishi Fuso Canter)
- ИВЕКО-УралАЗ (совместно с Iveco) — с 1992 г.
- ИСУЗУ ИСУЗУ РУС, ранее «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» — с 2006 г.
- КАМАЗ (Камский автомобильный завод) (Набережные Челны) — с 1976 г.
- КрАЗ (Кременчугский автомобильный завод) — с 1959 г.
- МАЗ (Минский автомобильный завод) — с 1947 г.
- МАЗ-МАН (совместно с MAN AG) — с 1998 г.
- MAH (МАН РУС) — с 2014 г.
- Мерседес-Бенц ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС, ранее МБТВ (совместно с Daimler AG) (Набережные Челны) — с 2010 г.
- МЗКТ (Минский завод колёсных тягачей) — с 1991 г. (в 1954—1991 гг. — подразделение МАЗа)
- НефАЗ (Нефтекамский автомобильный завод) (Группа «КАМАЗ») — с 1977 г.
- Рено (Renault Trucks) (Калуга) — с 2009 г.
- САЗ (Саранский завод автосамосвалов) (Группа ГАЗ) — с 1960 г.
- Скания (Скания РУС), ранее Скания-Питер (Шушары) — с 2010 г.
- Тонар (Машиностроительный завод «Тонар») (Ликино-Дулёво) — с 2011 г. (как производитель автоприцепов — с 1990 г.)
- УАЗ (Ульяновский автомобильный завод, (Группа «Соллерс») — с 1942 г.
- Урал (АЗ «Урал» (Миасс), (Группа ГАЗ) — с 1944 г.
- Форд («Форд Соллерс Елабуга») – с 2014 г.
Производимые ранее
Следующие марки грузовых автомобилей производились ранее в России и странах СНГ, но их выпуск был прекращен:
- АМУР («Автомобили и моторы Урала» (Новоуральск) — с 1977 г. как УАМЗ (филиал ЗИЛа), с 2004 г. как АМУР (в 2012 г. производство грузовых автомобилей свёрнуто)
- ЗИЛ (АМО ЗИЛ (Москва)) — 1916—2016 гг. (в 2015 г. предприятие признано банкротом, производство грузовых автомобилей свёрнуто в 2016 г.)
- ЗИЛ-ММЗ (Метровагонмаш (Мытищи, Вышний Волочек)) — 1947—2013 гг. (производство самосвалов на шасси ЗИЛ прекращено в 2013 г.)
- Иж (ИжАвто, группа Сок, АВТОВАЗ) — с 1968 г. (производство LCV Иж-27175 прекращено в 2012 г., ныне предприятие именуется LADA Ижевск)
- КЗКТ (Курганский завод колёсных тягачей) — 1950 г. (в 2011 г. предприятие признано банкротом, фактическое производство внедорожных колесных тягачей прекращено в 2009 г.)
- Яровит (производство Ленинградского металлического завода) — с 2004 г. (фактически производство автомобилей «Яровит» остановлено в 2013 г.)
Максимально разрешенная длина автопоезда в России
В соответствии с принятой формулировкой, автопоезд это комбинированное транспортное средство, сформированное многозвенным.
Он представляет собой сочетание автомобиля-тягача, а также специального прицепа (в таком случае, состав принято называть прицепным автопоездом), а также полуприцепом, благодаря которому состав называется уже седельный автопоезд.
На практике, формироваться подобный автопоезд может из грузовых или легковых транспортных средств, что регламентировано особенностями принятых в настоящее время ПДД.
Требования ПДД по перевозке негабаритного груза автотранспортом
Помните знаменитый тезис высказанный Остапом Бендером: «Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения»? В наше время его можно дополнить словами «людей и грузов».
Если с правилами перевозки пассажиров у большинства автолюбителей вопросов не возникает, то о нюансах, связанных с перевозкой грузов, знакомы не все. А данному вопросу в Правилах дорожного движения отведен целый раздел.
Требования ПДД
В ПДД перевозке грузов посвящен раздел 23, состоящий из пяти пунктов, в которых законодатель предусмотрел все возможные ситуации, возникающие при их перевозке автомобильным транспортом.
В 23.1 речь идет о допустимых значениях по массе груза. 23.2 предписывает водителю контролировать его размещение и крепление.
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Пункт 23.3 ПДД развернуто указывает, когда допускается перевозка груза и имеет пять абзацев, из которых следует упомянуть достаточно необычный для современных водителей о том, про что многие водители забывают: размещение груза не должно препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
Допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом
Что же считается крупногабаритным грузом, перевозка которого не требует получения специальных разрешений, но имеет строго определенные правила перевозки, указанные в ПДД?
23.4.
Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
По длине
Если груз выступает за габариты автомобиля спереди и сзади более чем на 1м, но не более 2м. Тут следует отметить, что несмотря на наличие буквы «и», читать можно «или». Допустим груз выдвинут более чем на метр только за задний габарит автомобиля, а спереди нет, он уже становится крупногабаритным.
По ширине
Так же указано насколько груз может выступать по ширине автомобиля — не более чем на 40см.
ВНИМАНИЕ. В отличие от первого случая, где следует мерить длину выступающей части от крайней точки автомобиля, здесь замер производится от края заднего габаритного огня, а значит реально выступать он будет несколько меньше, чем прописанные 40см, так как указанный фонарь всегда находится несколько глубже крайней боковой точки автомобиля
Если после измерений хотя бы один параметр превышает приведенные выше нормы, он должен быть отмечен знаком «Крупногабаритный груз», а в темное время суток или при недостаточной видимости еще и фонарями или световозвращателями: белый спереди и красный сзади.
По высоте
Несмотря на то, что пункт 23.4 ПДД не говорит о высоте груза, следует помнить, что груз не должен превышать четырех метров вверх от поверхности проезжей части (п. 23.5 ПДД).
Рассмотрим такую ситуацию: груз не выступает за габариты автомобиля, а в высоту достигает 3 метра 85 сантиметров от полотна дороги, знак «Крупногабаритный груз» не обязателен.
Бывает и такое.
Справочник МАП
Версия для печати
Ограничение скорости, допустимые габаритные размеры, допустимые нагрузки на ось
Ограничение скорости (км/ч)
Тип транспортного средства | В населенных пунктах | Вне населенных пунктов | ||
---|---|---|---|---|
Дороги общего пользования | 4-х полосные скоростные дороги | Автомагистрали | ||
грузовой автомобиль (от 3,5 т до 12,0 т) | 50 | 80 | 80 | 100 |
грузовой автомобиль (более 12,0 т) | 50 | 70 | 70 | 80 |
тягач с полуприцепом | 50 | 70 | 70 | 80 |
автопоезд | 50 | 70 | 70 | 80 |
при перевозке опасных грузов | 30 | 70 | 70 | — |
автобус | 50 | 80 | 80 | 100 |
Грузовые автотранспортные средства и автобусы должны иметь специальную наклейку, указывающую их максимальную скорость вне населенных пунктов.
В условиях тумана и других сложных погодных условий, снижающих видимость до 100 м, скорость всех автотранспортных средств ограничена 50 км/ч.
Допустимые габаритные размеры (м)
Ширина | |
грузовой автомобиль, прицеп | 2,55 |
рефрижератор | 2,60 |
автобус (без учета боковых зеркал) | 2,55 |
Высота | |
грузовой автомобиль | 4,00 |
автомобилевозы | 4,20 |
контейнеровозы, автомобили со съемными кузовами и автомобили для перевозки животных | 4,30 |
автобус | 4,00 |
Длина | |
грузовой автомобиль | 12,00 |
автомобилевоз | 13,44 |
прицеп: | |
1 ось | 7,50 |
2 и более осей | 12,00 |
тягач с полуприцепом | 16,50 |
тягач с полуприцепом автомобилевоз (при условии, что высота ТС не более 4,20 м, движении по дорогам шириной не менее 6,5 м, расстояние от верхней части погруженного в автомобилевоз автомобиля до различных дорожных сооружений (мосты и т.д.) будет не менее 20 см.) | 18,48 |
автопоезд | 18,75 |
автопоезд-автомобилевоз (при условии, что высота ТС не более 4,20 м, движении по дорогам шириной не менее 6,5 м, расстояние от верхней части погруженного в автомобилевоз автомобиля до различных дорожных сооружений (мосты и т.д.) будет не менее 20 см.) | 21,00 |
автобус с 2 осями | 13,50* |
автобус с 3 осями | 15,00* |
* — с учетом дополнительного оборудования, расположенного на задней стенке автобуса.
Допустимые нагрузки на ось (т)
Одиночная ось | 12,0 |
Одиночная ведущая ось | 12,0 |
Сдвоенная ось с расстоянием между осями: | |
менее 1,00 м | 12,0 |
от 1,00 м до 1,30 м | 16,0 |
от 1,30 м до 2,00 м | 20,0 |
Итальянское законодательство не регламентирует допустимые нагрузки на тройную ось, однако они могут быть рассчитаны на основе допустимых нагрузок на сдвоенную ось.
Максимально разрешенный вес (т)
Грузовой автомобиль* | |
2 оси | 18,0 |
3 оси | 25,0 |
3 оси с ведущей осью со сдвоенными колесами и пневматической подвеской (или эквивалентной ей) | 26,0 |
4 и более осей | 31,0 |
4 оси с ведущей осью со сдвоенными колесами и пневматической подвеской (или эквивалентной ей) | 32,0 |
Прицеп | |
1 ось | 6,0 |
2 ось | 22,0 |
3 оси | 26,0 |
Тягач с полуприцепом* | |
4 оси | 40,0 |
5/6 осей | 44,0 |
5/6 осей (3+2/3) для перевозки 40-футовых контейнеров ISO | 44,0 |
Автопоезд* | |
4 оси | 40,0 |
5/6 осей | 44,0 |
Автобус | |
2 оси | 18,0 |
3 оси | 25,0 |
3 оси ведущая ось со сдвоенными колесами и пневматической подвеской (или эквивалентной ей) | 26,0 |
* — среднее давление на квадратный сантиметр не должно превышать 8,0 кг, а расстояние между двумя соседними осями не должно быть менее 1,0 м
Особенности движения
В темное время суток или при плохой видимости при необходимости покинуть кабину автомобиля, водитель должен надеть светоотражающий жилет. Это правило относится также к любым сопровождающим лицам, которые оставляют транспортное средство. В связи с этим на борту транспортного средства должен иметься по крайней мере один светоотражающий жилет. Это правило действует на дорогах и автомагистралях вне населенных пунктов.
Жилеты имеются в продаже на станциях техобслуживания, в супермаркетах.
В случае нарушения указанного правила взимается штраф.
Дорожные знаки
Основные и второстепенные дороги (В) обозначаются дорожными знаками с белыми буквами на синем фоне.
Автомагистрали обозначаются дорожными знаками с белыми буквами на зеленом фоне.
АСМАП по информации IRU