Понтонно-мостовой парк: как работают военные понтоны
Содержание:
История
В 1954 году был изготовлен экспериментальный образец парка. «ПМП» состоит на вооружении Советской Армии ВС СССР с 1962 года.
В комплект парка ПМП входят 12 буксирных катеров, 32 речных звена, 2 выстилки, 4 береговых звена.
Для перевозки звеньев используются 36 переоборудованных автомобилей КрАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КрАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-90М, БМК-130, БМК-130М, БМК-130МЛ, БМК-150, БМК-150М, БМК-150М1 буксируются к месту выгрузки 12 катерными автомобилями ЗИЛ-131 (ЗИЛ-157). Понтонный парк может комплектоваться катерами БМК-Т.
Продолжительное время изготавливался на Навашинском судостроительном заводе и ещё на трёх предприятиях в СССР.
По лицензии производство парка ПМП было также освоено в Чехословакии и Югославии (PM M71).
Понтонный мост как переправа военных сил
Как уже и упоминалось ранее, понтонные переправы использовались еще в древние времена военными в ходе сражений. Но если раньше для их построения использовались в основном такие материалы, как древесина и ткани, то сегодня конструкция понтона прошла модернизацию.
С развитием промышленности и науки для построения таких переправ стали использовать новые материалы. Теперь военные понтоны возводят в основном из пластиковых модулей. Пластик имеет преимущества над деревом и металлом. Понтоны из пластика не подвергаются гниению, к тому же они эластичны и намного меньше деформируются. Также их легко как собирать, так и разбирать
Процесс сборки и разборки занимает минимум времени, что немаловажно в ходе военных действий. Еще одно преимущество современных военных понтонов из пластика – это доступная цена
Минусы
Конечно, кроме преимуществ, понтоны имеют и недостатки, которых также немало. К ним можно отнести:
- необходимость постоянной оценки и наблюдения за состоянием соединений частей моста;
- при сильном течении и волнении, особенно в отдельные сезоны, использование понтонных мостов может быть проблематично, в некоторых случаях если скорость течения больше 3,5 м/с, использование этих мостов не рекомендуется;
- поскольку под нагрузкой происходят деформации моста, скорость передвижения по мосту должна быть достаточно низкой (для машин от 10 до 30 км);
- плавающие мосты перекрывают реку, что, в свою очередь, не дает возможности проходить судам.
Например, на реке Бия сделан большой понтонный мост. Бийск разделен рекой на две части, и чтобы попасть на другой берег, удобнее всего использовать этот мост. Но в зимние месяцы, когда температуры понижаются, мост убирается, поскольку начинают появляться первые льды, которые могут повредить мост. Устанавливать после этого мост можно только тогда, когда в его районе вода будет полностью очищена ото льда. Очевидным минусом таких мостов является зависимость от погодных условий. В этом случае пока лед полностью не станет на реке, мост установлен назад не будет.
Что собой представляют понтонные переправы в современном мире
Сегодня такие переправы используются не только для военных целей, хотя это также очень часто имеет место быть. Чаще всего этот вид переправ используется:
- как военный понтонный мост для переправы войск;
- если нужно переправить людей и технику на самоходном понтоне;
- как площадка для посадки вертолетов на воду;
- для хранения и транспортировки самолетов по воде;
- как постоянная переправа на реках, где нет сильного ледохода;
- как временное сооружение, которое служит переправой, пока основной мост находится на реконструкции или ремонте;
- в качестве вспомогательных конструкций для обеспечения разбивания осей опор, подачи материалов при возведении мостов.
Также достаточно часто бывают случаи, когда плавучие мосты делаются для нужд служб МЧС.
Танки, поезда и буровые вышки
Полный комплект машин и оборудования для наведения мостов из складных звеньев получил название ПМП (понтонно-мостовой парк) и был принят на вооружение Советской армии в 1962 году. Ширина проезжей части моста из парка ПМП просто невероятна для всех ранее существовавших понтонных мостов — 6,5 м. Если раньше автомобили могли ехать по понтонному мосту со скоростью пешехода, а танки и вовсе ползли как черепахи, то по ПМП первые могут ехать как по шоссе, не снижая скорости, а вторые — достигая 30 км/ч. Ширина моста позволяет организовать движение автотранспорта в две колонны или одновременно в обоих направлениях. Комплект парка (32 речных и 4 береговых звена) позволяет построить мост длиной 227 м и грузоподъемностью 60 т (а это значит, что мост обеспечивает движение всей техники, какая может быть в войсках). Если же переправа танков не предполагается, то, «располовинив» часть понтонов, можно навести мост длиной 382 м под грузы до 20 т. Правда, и проезжая часть будет уже — всего 3,3 м. Для автомобилей этого вполне достаточно. Кстати, звено в раскрытом виде, весящее около 5 т, имеет специальные крепления для перемещения с помощью вертолета.
Со временем Советская армия обзавелась усовершенствованным вариантом понтонного парка — ПМП-М, который перевозился на более мощных автомобилях КрАЗ-255. Теперь мост мог наводиться при скорости течения реки 3 м/с вместо прежних 2 м/с. К 1984 году на вооружение армии поступил понтонный парк ППС-84. В этом комплекте звенья могли соединяться не только в длину, но и в ширину, что позволяло собирать мост с шириной проезжей части почти 14 м при грузоподъемности 120 т. По такому мосту уже и танки могли двигаться в две колонны и без ограничения скорости. Правда, тут наши военные слегка «переборщили». Полный комплект парка ППС-84 оказался слишком громоздким, хотя и позволял построить мост под нагрузку 120 т длиной 702 м, а под обычные 60 т — почти 1,5 км. Его наводили шесть понтонных батальонов.
Зато такой мост шириной 14 м и длиной 702 м можно было использовать в качестве плавучего аэродрома для самолетов с укороченным взлетом и посадкой или в качестве наплавного железнодорожного моста (МЛЖ-ВТ). Существовал также пластиковый вариант все того же модернизированного ПМП.
Сегодня различные варианты и комплекты ПМП охотно используют нефтяники и газовики. Из звеньев, доставляемых в самые труднодоступные места Западной Сибири, собирают плавучие платформы для буровых вышек или насосных станций. А чтобы не иметь проблем с плавучестью, понтоны заполняют пенопластом. Такое звено уже абсолютно непотопляемо.
Применение
ПМП можно использовать в качестве:
- наплавного моста-ленты и перевозных паромов грузоподъёмностью от 20 до 170 тонн;
- плавучих причалов (плавпричалы) и плавучих площадок (плавплощадки) различных размеров и конфигураций из понтонов-модулей для размещения различных механизмов и оборудования, любой грузоподъемности;
- посадочные площадки для вертолетов и ВПП для самолетов ВВП, практически неограниченной длины и ширины;
- мини-кораблей мобильного москитного ВМФ — боевые, десантные, транспортные, заградители-разградители, тральщики, рейдовые транспортеры, плавучие РЛС и др.
Характеристика наплавных мостов
Наплавной мост грузоподъёмностью 20 тонн:
- ширина проезжей части: 3,29 м;
- предельная длина моста: 382 м.
Наплавной мост грузоподъёмностью 60 тонн:
- ширина проезжей части: 6,5 м;
- предельная длина моста: 227 м;
- Характеристики понтонных мостов:
- время наводки моста в дневное время суток: 50 мин.
Характеристика паромов
Паром грузоподъёмностью 40 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 16;
- количество звеньев на один паром: 2 речных;
- длина парома: 13,5 м.
Паром грузоподъёмностью 60 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 10;
- количество звеньев на один паром: 3 речных;
- длина парома: 20,25 м.
Паром грузоподъёмностью 80 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 8;
- количество звеньев на один паром: 4 речных;
- длина парома: 27 м.
Паром грузоподъёмностью 110 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 4;
- количество звеньев на один паром: 5 речных и 1 береговое;
- длина парома: 39,25 м.
Паром грузоподъёмностью 150 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 4;
- количество звеньев на один паром: 7 речных и 1 береговое;
- длина парома: 52,75 м.
История
В 1954 году был изготовлен экспериментальный образец парка. «ПМП» состоит на вооружении Советской Армии ВС СССР с 1962 года.
В комплект парка ПМП входят 12 буксирных катеров, 32 речных звена, 2 выстилки, 4 береговых звена.
Для перевозки звеньев используются 36 переоборудованных автомобилей КрАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КрАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-90М, БМК-130, БМК-130М, БМК-130МЛ, БМК-150, БМК-150М, БМК-150М1 буксируются к месту выгрузки 12 катерными автомобилями ЗИЛ-131 (ЗИЛ-157). Понтонный парк может комплектоваться катерами БМК-Т.
Продолжительное время изготавливался на Навашинском судостроительном заводе и ещё на трёх предприятиях в СССР.
По лицензии производство парка ПМП было также освоено в Чехословакии и Югославии (PM M71).
Техническое описание
Понтонный парк представляет собой комплект имущества для наведения наплавного моста через водные преграды или сборки паромной переправы.
Наплавной мост состоит из береговых и речных звеньев. При сбросе на воду речное звено автоматически раскрывается и готово к стыковке с другими звеньями. Звено состоит из двух частей:
- верхняя часть служит проезжей частью для гражданских и военных транспортных средств;
- нижняя часть — понтон удерживает звено на плаву.
Понтоны соединены между собой шарнирно петлями. Соединение звеньев в линию моста производится с помощью нижних стыковых устройств.
Применение
ПМП можно использовать в качестве:
- наплавного моста-ленты и перевозных паромов грузоподъёмностью от 20 до 170 тонн;
- плавучих причалов (плавпричалы) и плавучих площадок (плавплощадки) различных размеров и конфигураций из понтонов-модулей для размещения различных механизмов и оборудования, любой грузоподъемности;
- посадочные площадки для вертолетов и ВПП для самолетов ВВП, практически неограниченной длины и ширины;
- мини-кораблей мобильного москитного ВМФ — боевые, десантные, транспортные, заградители-разградители, тральщики, рейдовые транспортеры, плавучие РЛС и др.
Характеристика наплавных мостов
Наплавной мост грузоподъёмностью 20 тонн:
- ширина проезжей части: 3,29 м;
- предельная длина моста: 382 м.
Наплавной мост грузоподъёмностью 60 тонн:
- ширина проезжей части: 6,5 м;
- предельная длина моста: 227 м;
- Характеристики понтонных мостов:
- время наводки моста в дневное время суток: 50 мин.
Характеристика паромов
Паром грузоподъёмностью 40 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 16;
- количество звеньев на один паром: 2 речных;
- длина парома: 13,5 м.
Паром грузоподъёмностью 60 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 10;
- количество звеньев на один паром: 3 речных;
- длина парома: 20,25 м.
Паром грузоподъёмностью 80 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 8;
- количество звеньев на один паром: 4 речных;
- длина парома: 27 м.
Паром грузоподъёмностью 110 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 4;
- количество звеньев на один паром: 5 речных и 1 береговое;
- длина парома: 39,25 м.
Паром грузоподъёмностью 150 тонн:
- количество паромов, собираемых из парка: 4;
- количество звеньев на один паром: 7 речных и 1 береговое;
- длина парома: 52,75 м.
Техническое описание
Понтонный парк представляет собой комплект имущества для наведения наплавного моста через водные преграды или сборки паромной переправы.
Наплавной мост состоит из береговых и речных звеньев. При сбросе на воду речное звено автоматически раскрывается и готово к стыковке с другими звеньями. Звено состоит из двух частей:
- верхняя часть служит проезжей частью для гражданских и военных транспортных средств;
- нижняя часть — понтон удерживает звено на плаву.
Понтоны соединены между собой шарнирно петлями. Соединение звеньев в линию моста производится с помощью нижних стыковых устройств.
Мост «гармошкой»
И только в начале 1950-х группе конструкторов инженерных войск Советской армии (Ю. Глазунов, М. Михайлов, В. Асеев и др.) пришла в голову простая мысль — отказаться от пролетных строений и превратить в проезжую часть моста сам понтон. Правда, в этом случае понтоны пришлось бы ставить вплотную друг к другу и их понадобилось бы очень много, зато понтону пришлось бы нести лишь полезную нагрузку, немалый вес пролетного строения исключался.
Однако проезжая часть должна обеспечивать движение танков, то есть иметь ширину хотя бы 4 м (ширина танка по гусеницам 3,2 м). Понтон такой ширины не вписывается ни в железнодорожные, ни даже в обычные автодорожные габариты.
Автомобиль, несущий звено из комплекта современного понтонного парка ПП-2005. Как можно заметить, несмотря на появление новых модификаций, центральная идея остается прежней. Базовым блоком наплавного моста является звено, состоящее из 4-х связанных шарнирами элементов.
После перебора многих вариантов было найдено необычайно оригинальное решение — сделать понтон складным: четыре отдельных понтона меньшего размера соединялись между собой шарнирами. В сложенном виде понтон получил размеры 6,9 х 3,15 х 2,3 м и теперь легко помещался на тяжелом грузовике КрАЗ-214, то есть вписывался в требуемые транспортные габариты. Называлась такая складная конструкция «звеном».
Техническое описание
Тяжёлый мостовой парк ТМП — табельное переправочное средство, используемое для устройства мостовых и паромных переправ грузоподъёмностью до 70 т.
Парк организационно делится на две части, каждая из которых обеспечивает самостоятельное устройство мостовых и паромных переправ. Каждую часть парка (полупарк) содержит парковая рота, а обслуживает три роты.
Из материальной части парка могут собираться мосты грузоподъёмностью 16, 50 и 70 т и перевозные паромы грузоподъёмностью 16, 35, 50 и 70 т. Все мосты устраиваются однопутными.
Табель материальной части
Группа понтона:
— полупонтон носовой — 36;
— полупонтон средний — 36.
Группа пролетного строения:
— прогон с двумя зажимными болтами и гайками — 336;
— болт зажимной с гайкой — 616;
— болт стрингерный с гайкой — 672;
— щит связной — 52;
— щит настилочный — 580;
— доска настилочная — 20;
— пажилина длинная — 88;
— стойка перильная — 176.
Группа рамной опоры:
— опора рамная — 4.
Группа барабанной опоры:
— опора барабанная — 4.
Группа береговых частей:
— лежень береговой — 8;
— анкер — 32;
— пажилина короткая — 8.
Группа вспомогательных средств:
— дальномер саперный — 4;
— костюм плавательный — 16;
— кошка пятилапная — 4;
— лодка НДЛ-10 — 4;
— лодка НЛ-5 — 4;
— нагрудник или жилет спасательный — 72;
— наплечники — 360 пар.
Группа моторных средств:
— катер буксирно-моторный БМК-90 — 6;
— катер разведывательный СМК-75 — 2;
— судовой забортный мотор СЗМ-45 — 12;
— кран автомобильный (3-т) — 2.
Транспортировка парка
Вся материальная часть парка перевозится на 100 автомобилях ЗИС-5 (ЗИС-150) или автомобилях ЗИС-151. При этом 80 автомобилей специально оборудуются силами самих войсковых частей, а остальные используются без дополнительного оборудования.
Типы автомобилей:
— понтонные — 72;
— с рамными опорами — 4;
— с барабанными опорами — 4;
— настилочные — 12;
— катерные — 8;
— цистерны — 2.
Характеристика перевозных паромов
Одинарный паром 16-тонного моста:
— грузоподъемность — 16 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 18;
— состав расчета на сборку — 18;
— норма времени на сборку — 30 мин.
Одинарный паром 50-тонного моста:
— грузоподъемность — 16 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 18;
— состав расчета на сборку — 18;
— норма времени на сборку — 20 мин.
Полуторный паром 50-тонного моста:
— грузоподъемность — 35 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 12;
— состав расчета на сборку — 27;
— норма времени на сборку — 20 мин.
50-тонный перевозной паром:
— грузоподъемность — 50 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 9;
— состав расчета на сборку — 36;
— норма времени на сборку — 20 мин.
Перевозной паром большой площади:
— грузоподъемность — 50 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 8;
— состав расчета на сборку — 40;
— норма времени на сборку — 30 мин.
70-тонный перевозной паром:
— грузоподъемность — 70 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 6;
— состав расчета на сборку — 54;
— норма времени на сборку — 30 мин.
Характеристика мостов
16-тонный (однопутный):
— ширина проезжей части — 3,2 м;
— предельная грузоподъемность моста — 16 т;
— предельное давление на ось для колесных грузов — 7 т;
— общая длина наводимого моста — 284 м;
— общая длина наплавной части моста — 261 м;
— расчет понтонеров для наводки моста — 468;
— ориентировочное время на наводку моста — 3-5 ч.
50-тонный (однопутный):
— ширина проезжей части — 4 м;
— предельная грузоподъемность моста — 50 т;
— предельное давление на ось для колесных грузов — 15 т;
— общая длина наводимого моста — 204 м;
— общая длина наплавной части моста — 181 м;
— расчет понтонеров для наводки моста — 468;
— ориентировочное время на наводку моста — 2-4 ч.
70-тонный (однопутный):
— ширина проезжей части — 4 м;
— предельная грузоподъемность моста — 70 т;
— предельное давление на ось для колесных грузов — 15 т;
— общая длина наводимого моста — 159 м;
— общая длина наплавной части моста — 136 м;
— расчет понтонеров для наводки моста — 468;
— ориентировочное время на наводку моста — 2-4 ч.
Пристани собираемые из материальной части парка
— пристани на рамных опорах — 4;
— пристани на барабанных опорах — 4;
— время сборки одной пристани — 25 мин.
Допустимая скорость течения — 3 м/с.