Понтонно-мостовой парк: как работают военные понтоны

История

В 1954 году был изготовлен экспериментальный образец парка. «ПМП» состоит на вооружении Советской Армии ВС СССР с 1962 года.

В комплект парка ПМП входят 12 буксирных катеров, 32 речных звена, 2 выстилки, 4 береговых звена.

Для перевозки звеньев используются 36 переоборудованных автомобилей КрАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КрАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-90М, БМК-130, БМК-130М, БМК-130МЛ, БМК-150, БМК-150М, БМК-150М1 буксируются к месту выгрузки 12 катерными автомобилями ЗИЛ-131 (ЗИЛ-157). Понтонный парк может комплектоваться катерами БМК-Т.

Продолжительное время изготавливался на Навашинском судостроительном заводе и ещё на трёх предприятиях в СССР.

По лицензии производство парка ПМП было также освоено в Чехословакии и Югославии (PM M71).

Понтонный мост как переправа военных сил

Как уже и упоминалось ранее, понтонные переправы использовались еще в древние времена военными в ходе сражений. Но если раньше для их построения использовались в основном такие материалы, как древесина и ткани, то сегодня конструкция понтона прошла модернизацию.

С развитием промышленности и науки для построения таких переправ стали использовать новые материалы. Теперь военные понтоны возводят в основном из пластиковых модулей. Пластик имеет преимущества над деревом и металлом. Понтоны из пластика не подвергаются гниению, к тому же они эластичны и намного меньше деформируются. Также их легко как собирать, так и разбирать

Процесс сборки и разборки занимает минимум времени, что немаловажно в ходе военных действий. Еще одно преимущество современных военных понтонов из пластика – это доступная цена

Минусы

Конечно, кроме преимуществ, понтоны имеют и недостатки, которых также немало. К ним можно отнести:

  • необходимость постоянной оценки и наблюдения за состоянием соединений частей моста;
  • при сильном течении и волнении, особенно в отдельные сезоны, использование понтонных мостов может быть проблематично, в некоторых случаях если скорость течения больше 3,5 м/с, использование этих мостов не рекомендуется;
  • поскольку под нагрузкой происходят деформации моста, скорость передвижения по мосту должна быть достаточно низкой (для машин от 10 до 30 км);
  • плавающие мосты перекрывают реку, что, в свою очередь, не дает возможности проходить судам.

Например, на реке Бия сделан большой понтонный мост. Бийск разделен рекой на две части, и чтобы попасть на другой берег, удобнее всего использовать этот мост. Но в зимние месяцы, когда температуры понижаются, мост убирается, поскольку начинают появляться первые льды, которые могут повредить мост. Устанавливать после этого мост можно только тогда, когда в его районе вода будет полностью очищена ото льда. Очевидным минусом таких мостов является зависимость от погодных условий. В этом случае пока лед полностью не станет на реке, мост установлен назад не будет.

Что собой представляют понтонные переправы в современном мире

Сегодня такие переправы используются не только для военных целей, хотя это также очень часто имеет место быть. Чаще всего этот вид переправ используется:

  • как военный понтонный мост для переправы войск;
  • если нужно переправить людей и технику на самоходном понтоне;
  • как площадка для посадки вертолетов на воду;
  • для хранения и транспортировки самолетов по воде;
  • как постоянная переправа на реках, где нет сильного ледохода;
  • как временное сооружение, которое служит переправой, пока основной мост находится на реконструкции или ремонте;
  • в качестве вспомогательных конструкций для обеспечения разбивания осей опор, подачи материалов при возведении мостов.

Также достаточно часто бывают случаи, когда плавучие мосты делаются для нужд служб МЧС.

Танки, поезда и буровые вышки

Полный комплект машин и оборудования для наведения мостов из складных звеньев получил название ПМП (понтонно-мостовой парк) и был принят на вооружение Советской армии в 1962 году. Ширина проезжей части моста из парка ПМП просто невероятна для всех ранее существовавших понтонных мостов — 6,5 м. Если раньше автомобили могли ехать по понтонному мосту со скоростью пешехода, а танки и вовсе ползли как черепахи, то по ПМП первые могут ехать как по шоссе, не снижая скорости, а вторые — достигая 30 км/ч. Ширина моста позволяет организовать движение автотранспорта в две колонны или одновременно в обоих направлениях. Комплект парка (32 речных и 4 береговых звена) позволяет построить мост длиной 227 м и грузоподъемностью 60 т (а это значит, что мост обеспечивает движение всей техники, какая может быть в войсках). Если же переправа танков не предполагается, то, «располовинив» часть понтонов, можно навести мост длиной 382 м под грузы до 20 т. Правда, и проезжая часть будет уже — всего 3,3 м. Для автомобилей этого вполне достаточно. Кстати, звено в раскрытом виде, весящее около 5 т, имеет специальные крепления для перемещения с помощью вертолета.

Со временем Советская армия обзавелась усовершенствованным вариантом понтонного парка — ПМП-М, который перевозился на более мощных автомобилях КрАЗ-255. Теперь мост мог наводиться при скорости течения реки 3 м/с вместо прежних 2 м/с. К 1984 году на вооружение армии поступил понтонный парк ППС-84. В этом комплекте звенья могли соединяться не только в длину, но и в ширину, что позволяло собирать мост с шириной проезжей части почти 14 м при грузоподъемности 120 т. По такому мосту уже и танки могли двигаться в две колонны и без ограничения скорости. Правда, тут наши военные слегка «переборщили». Полный комплект парка ППС-84 оказался слишком громоздким, хотя и позволял построить мост под нагрузку 120 т длиной 702 м, а под обычные 60 т — почти 1,5 км. Его наводили шесть понтонных батальонов.

Зато такой мост шириной 14 м и длиной 702 м можно было использовать в качестве плавучего аэродрома для самолетов с укороченным взлетом и посадкой или в качестве наплавного железнодорожного моста (МЛЖ-ВТ). Существовал также пластиковый вариант все того же модернизированного ПМП.

Сегодня различные варианты и комплекты ПМП охотно используют нефтяники и газовики. Из звеньев, доставляемых в самые труднодоступные места Западной Сибири, собирают плавучие платформы для буровых вышек или насосных станций. А чтобы не иметь проблем с плавучестью, понтоны заполняют пенопластом. Такое звено уже абсолютно непотопляемо.

Применение

ПМП можно использовать в качестве:

  • наплавного моста-ленты и перевозных паромов грузоподъёмностью от 20 до 170 тонн;
  • плавучих причалов (плавпричалы) и плавучих площадок (плавплощадки) различных размеров и конфигураций из понтонов-модулей для размещения различных механизмов и оборудования, любой грузоподъемности;
  • посадочные площадки для вертолетов и ВПП для самолетов ВВП, практически неограниченной длины и ширины;
  • мини-кораблей мобильного москитного ВМФ — боевые, десантные, транспортные, заградители-разградители, тральщики, рейдовые транспортеры, плавучие РЛС и др.

Характеристика наплавных мостов

Наплавной мост грузоподъёмностью 20 тонн:

  • ширина проезжей части: 3,29 м;
  • предельная длина моста: 382 м.

Наплавной мост грузоподъёмностью 60 тонн:

  • ширина проезжей части: 6,5 м;
  • предельная длина моста: 227 м;
  • Характеристики понтонных мостов:
  • время наводки моста в дневное время суток: 50 мин.

Характеристика паромов

Паром грузоподъёмностью 40 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 16;
  • количество звеньев на один паром: 2 речных;
  • длина парома: 13,5 м.

Паром грузоподъёмностью 60 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 10;
  • количество звеньев на один паром: 3 речных;
  • длина парома: 20,25 м.

Паром грузоподъёмностью 80 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 8;
  • количество звеньев на один паром: 4 речных;
  • длина парома: 27 м.

Паром грузоподъёмностью 110 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 4;
  • количество звеньев на один паром: 5 речных и 1 береговое;
  • длина парома: 39,25 м.

Паром грузоподъёмностью 150 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 4;
  • количество звеньев на один паром: 7 речных и 1 береговое;
  • длина парома: 52,75 м.

История

В 1954 году был изготовлен экспериментальный образец парка. «ПМП» состоит на вооружении Советской Армии ВС СССР с 1962 года.

В комплект парка ПМП входят 12 буксирных катеров, 32 речных звена, 2 выстилки, 4 береговых звена.

Для перевозки звеньев используются 36 переоборудованных автомобилей КрАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КрАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-90М, БМК-130, БМК-130М, БМК-130МЛ, БМК-150, БМК-150М, БМК-150М1 буксируются к месту выгрузки 12 катерными автомобилями ЗИЛ-131 (ЗИЛ-157). Понтонный парк может комплектоваться катерами БМК-Т.

Продолжительное время изготавливался на Навашинском судостроительном заводе и ещё на трёх предприятиях в СССР.

По лицензии производство парка ПМП было также освоено в Чехословакии и Югославии (PM M71).

Техническое описание

Понтонный парк представляет собой комплект имущества для наведения наплавного моста через водные преграды или сборки паромной переправы.

Наплавной мост состоит из береговых и речных звеньев. При сбросе на воду речное звено автоматически раскрывается и готово к стыковке с другими звеньями. Звено состоит из двух частей:

  • верхняя часть служит проезжей частью для гражданских и военных транспортных средств;
  • нижняя часть — понтон удерживает звено на плаву.

Понтоны соединены между собой шарнирно петлями. Соединение звеньев в линию моста производится с помощью нижних стыковых устройств.

Применение

ПМП можно использовать в качестве:

  • наплавного моста-ленты и перевозных паромов грузоподъёмностью от 20 до 170 тонн;
  • плавучих причалов (плавпричалы) и плавучих площадок (плавплощадки) различных размеров и конфигураций из понтонов-модулей для размещения различных механизмов и оборудования, любой грузоподъемности;
  • посадочные площадки для вертолетов и ВПП для самолетов ВВП, практически неограниченной длины и ширины;
  • мини-кораблей мобильного москитного ВМФ — боевые, десантные, транспортные, заградители-разградители, тральщики, рейдовые транспортеры, плавучие РЛС и др.

Характеристика наплавных мостов

Наплавной мост грузоподъёмностью 20 тонн:

  • ширина проезжей части: 3,29 м;
  • предельная длина моста: 382 м.

Наплавной мост грузоподъёмностью 60 тонн:

  • ширина проезжей части: 6,5 м;
  • предельная длина моста: 227 м;
  • Характеристики понтонных мостов:
  • время наводки моста в дневное время суток: 50 мин.

Характеристика паромов

Паром грузоподъёмностью 40 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 16;
  • количество звеньев на один паром: 2 речных;
  • длина парома: 13,5 м.

Паром грузоподъёмностью 60 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 10;
  • количество звеньев на один паром: 3 речных;
  • длина парома: 20,25 м.

Паром грузоподъёмностью 80 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 8;
  • количество звеньев на один паром: 4 речных;
  • длина парома: 27 м.

Паром грузоподъёмностью 110 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 4;
  • количество звеньев на один паром: 5 речных и 1 береговое;
  • длина парома: 39,25 м.

Паром грузоподъёмностью 150 тонн:

  • количество паромов, собираемых из парка: 4;
  • количество звеньев на один паром: 7 речных и 1 береговое;
  • длина парома: 52,75 м.

Техническое описание

Понтонный парк представляет собой комплект имущества для наведения наплавного моста через водные преграды или сборки паромной переправы.

Наплавной мост состоит из береговых и речных звеньев. При сбросе на воду речное звено автоматически раскрывается и готово к стыковке с другими звеньями. Звено состоит из двух частей:

  • верхняя часть служит проезжей частью для гражданских и военных транспортных средств;
  • нижняя часть — понтон удерживает звено на плаву.

Понтоны соединены между собой шарнирно петлями. Соединение звеньев в линию моста производится с помощью нижних стыковых устройств.

Мост «гармошкой»

И только в начале 1950-х группе конструкторов инженерных войск Советской армии (Ю. Глазунов, М. Михайлов, В. Асеев и др.) пришла в голову простая мысль — отказаться от пролетных строений и превратить в проезжую часть моста сам понтон. Правда, в этом случае понтоны пришлось бы ставить вплотную друг к другу и их понадобилось бы очень много, зато понтону пришлось бы нести лишь полезную нагрузку, немалый вес пролетного строения исключался.

Однако проезжая часть должна обеспечивать движение танков, то есть иметь ширину хотя бы 4 м (ширина танка по гусеницам 3,2 м). Понтон такой ширины не вписывается ни в железнодорожные, ни даже в обычные автодорожные габариты.


Автомобиль, несущий звено из комплекта современного понтонного парка ПП-2005. Как можно заметить, несмотря на появление новых модификаций, центральная идея остается прежней. Базовым блоком наплавного моста является звено, состоящее из 4-х связанных шарнирами элементов.

После перебора многих вариантов было найдено необычайно оригинальное решение — сделать понтон складным: четыре отдельных понтона меньшего размера соединялись между собой шарнирами. В сложенном виде понтон получил размеры 6,9 х 3,15 х 2,3 м и теперь легко помещался на тяжелом грузовике КрАЗ-214, то есть вписывался в требуемые транспортные габариты. Называлась такая складная конструкция «звеном».

Техническое описание

Тяжёлый мостовой парк ТМП — табельное переправочное средство, используемое для устройства мостовых и паромных переправ грузоподъёмностью до 70 т.

Парк организационно делится на две части, каждая из которых обеспечивает самостоятельное устройство мостовых и паромных переправ. Каждую часть парка (полупарк) содержит парковая рота, а обслуживает три роты.

Из материальной части парка могут собираться мосты грузоподъёмностью 16, 50 и 70 т и перевозные паромы грузоподъёмностью 16, 35, 50 и 70 т. Все мосты устраиваются однопутными.

Табель материальной части

Группа понтона:

— полупонтон носовой — 36;

— полупонтон средний — 36.
Группа пролетного строения:

— прогон с двумя зажимными болтами и гайками — 336;

— болт зажимной с гайкой — 616;

— болт стрингерный с гайкой — 672;

— щит связной — 52;

— щит настилочный — 580;

— доска настилочная — 20;

— пажилина длинная — 88;

— стойка перильная — 176.
Группа рамной опоры:

— опора рамная — 4.
Группа барабанной опоры:

— опора барабанная — 4.
Группа береговых частей:

— лежень береговой — 8;

— анкер — 32;

— пажилина короткая — 8.
Группа вспомогательных средств:

— дальномер саперный — 4;

— костюм плавательный — 16;

— кошка пятилапная — 4;

— лодка НДЛ-10 — 4;

— лодка НЛ-5 — 4;

— нагрудник или жилет спасательный — 72;

— наплечники — 360 пар.
Группа моторных средств:

— катер буксирно-моторный БМК-90 — 6;

— катер разведывательный СМК-75 — 2;

— судовой забортный мотор СЗМ-45 — 12;

— кран автомобильный (3-т) — 2.

Транспортировка парка

Вся материальная часть парка перевозится на 100 автомобилях ЗИС-5 (ЗИС-150) или автомобилях ЗИС-151. При этом 80 автомобилей специально оборудуются силами самих войсковых частей, а остальные используются без дополнительного оборудования.
Типы автомобилей:

— понтонные — 72;

— с рамными опорами — 4;

— с барабанными опорами — 4;

— настилочные — 12;

— катерные — 8;

— цистерны — 2.

Характеристика перевозных паромов

Одинарный паром 16-тонного моста:

— грузоподъемность — 16 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 18;

— состав расчета на сборку — 18;

— норма времени на сборку — 30 мин.
Одинарный паром 50-тонного моста:

— грузоподъемность — 16 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 18;

— состав расчета на сборку — 18;

— норма времени на сборку — 20 мин.
Полуторный паром 50-тонного моста:

— грузоподъемность — 35 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 12;

— состав расчета на сборку — 27;

— норма времени на сборку — 20 мин.
50-тонный перевозной паром:

— грузоподъемность — 50 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 9;

— состав расчета на сборку — 36;

— норма времени на сборку — 20 мин.
Перевозной паром большой площади:

— грузоподъемность — 50 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 8;

— состав расчета на сборку — 40;

— норма времени на сборку — 30 мин.
70-тонный перевозной паром:

— грузоподъемность — 70 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 6;

— состав расчета на сборку — 54;

— норма времени на сборку — 30 мин.

Характеристика мостов

16-тонный (однопутный):

— ширина проезжей части — 3,2 м;

— предельная грузоподъемность моста — 16 т;

— предельное давление на ось для колесных грузов — 7 т;

— общая длина наводимого моста — 284 м;

— общая длина наплавной части моста — 261 м;

— расчет понтонеров для наводки моста — 468;

— ориентировочное время на наводку моста — 3-5 ч.
50-тонный (однопутный):

— ширина проезжей части — 4 м;

— предельная грузоподъемность моста — 50 т;

— предельное давление на ось для колесных грузов — 15 т;

— общая длина наводимого моста — 204 м;

— общая длина наплавной части моста — 181 м;

— расчет понтонеров для наводки моста — 468;

— ориентировочное время на наводку моста — 2-4 ч.
70-тонный (однопутный):

— ширина проезжей части — 4 м;

— предельная грузоподъемность моста — 70 т;

— предельное давление на ось для колесных грузов — 15 т;

— общая длина наводимого моста — 159 м;

— общая длина наплавной части моста — 136 м;

— расчет понтонеров для наводки моста — 468;

— ориентировочное время на наводку моста — 2-4 ч.

Пристани собираемые из материальной части парка

— пристани на рамных опорах — 4;

— пристани на барабанных опорах — 4;

— время сборки одной пристани — 25 мин.

Допустимая скорость течения — 3 м/с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector