Перевозки зерна жд транспортом

Самая надежная

Наиболее популярная техника в сегменте перевозки сельхозпродукции, по версии Ткачика из «Скания-Русь», это автомобиль с колесной формулой 6х2 или 6х4, оснащенный 440-сильным двигателем. «Это, как правило, или зерновоз, или автопоезд от 11 до 16 м3», — считает он. Как замечает Ткачик, клиент может заказать любой автомобиль, имеющий наиболее релевантный для его бизнеса набор качеств и характеристик. Это может быть и развозной автомобиль, в том числе и виде автопоезда, и седельный тягач с полуприцепами на все случаи жизни. Кстати, автомобиль в таком исполнении можно использовать для решения более широкого спектра транспортных задач, подчеркивает Ткачик.

А в ГК «Русагро» уверены, что грузовой транспорт производства «КАМАЗ» соответствует всем их ожиданиям и требованиям. Поскольку компании приходится перевозить грузы насыпью, навалом и в таре, то со стороны конструктивных особенностей наиболее предпочтительным вариантом для «Русагро» является самосвал с трехсторонней разгрузкой в сцепке с самосвальным прицепом. «Сервисных пунктов для обслуживания автомобилей на шасси у «КАМАЗа» и «МАЗа» больше, чем у ста фирменных прочих иностранных брендов, — уверен Басов. — Да и запчасти для отечественной техники дешевле, а при необходимости несложный ремонт можно выполнить своими силами, без посещения дилерского центра».

Свое предпочтение продукции «КАМАЗа» отдают и в ГК «Русский Дом». «С учетом того, что надо выезжать на полевые дороги и иметь возможность самосвальной выгрузки, мы считаем наиболее оптимальным вариантом для наших условий эксплуатации и видов перевозимых грузов автомобиль самосвал КАМАЗ-552900 на шасси, КАМАЗ-65115 и прицеп самосвальный 852901», — делится Кананыхин.

Однако Горгодзе замечает, что рачительные хозяева свой урожай вывозят тракторами с прицепами на колесах низкого давления. Вся остальная техника, включая КАМАЗы, уплотняет почву, говорит специалист, что впоследствии требует рекультивации, глубокорыхления и щелевания, чтобы восстановить плодородие почвы после переуплотнения.

Для кого нужна транспортировка урожая

Каждому фермеру и аграрному предприятию надо вывозить свою продукцию. В частности, зерно. Для данного процесса есть жесткие требования со стороны санитарно-гигиенической службы и других государственных органов. Поэтому, для доставки зерна на хранение и переработку, применяются специальные машины – зерновозы.

Транспортировка зерна – процесс с ярко выраженной сезонностью. По этой причине, многие аграрии предпочитают пользоваться услугами арендной техники. Это намного выгоднее, чем держать собственный парк. Купленный зерновоз работает несколько недель, а затраты на него – круглый год.

В высокий сезон перевозки дороже

Существующая система взаимодействия между грузоотправителем и перевозчиком, по мнению аграриев, сопряжена с рядом проблем, одна из которых — непрозрачное ценообразование: заказчик не всегда знает заранее, какую сумму ему нужно будет заплатить за доставку груза. Тарифы на перевозки — одна из наиболее острых проблем, считает Булавин. Как правило, зерно, особенно на небольшие расстояния, перевозят автотранспортом. Для транспортировки больших объемов и на длинные расстояния используют железнодорожные составы. «Несмотря на то, что наша страна давно перешла на рыночную экономику, в секторе железнодорожных перевозок, по сути, монополия: всего на одну компанию — „Русагротранс“ — приходится более 62% всех перевозок, а при транспортировке на экспорт — около 75%, — знает Булавин. — На фоне ежегодного повышения тарифов железной дороги и, соответственно, увеличения стоимости перевозок по ней многие сельхозпроизводители и экспортеры стали больше использовать автотранспорт». Стоимость доставки машинами сравнялась с ценой на транспортировку по железной дороге. А если расстояние не превышает 1 тыс. км, то по стоимости услуги автотранспорт вполне может конкурировать с железнодорожным.

Ростовская компания «Зерно-Трейд» (экспортер зерна) половину грузоперевозок осуществляет железнодорожным транспортом, половину — автомобильным

При перевозках автотранспортом существует ярко выраженная сезонность тарифов, обращает внимание гендиректор предприятия Сергей Потапов. «Когда начинается сбор урожая, на автомобильный транспорт сильно возрастает спрос, поэтому увеличиваются цены на перевозки, — рассказывает он

— Очень сложно отслеживать динамику их изменения, трудно предсказать, как они изменятся». В условиях отсутствия прозрачности ценообразования нет возможности правильно производить расчеты и заранее определять расходную часть. Иванов соглашается: во время сбора урожая тарифы на перевозку зерна могут быть вдвое выше, чем в остальное время. К тому же бывают ситуации, когда уже после заключения контракта на определенную сумму исполнитель повышает стоимость своих услуг.

Разница в цене перевозок сельхозпродукции в высокий и низкий сезоны существенна, вторит ему Бондарев. «В высокий сезон в Ростовской области перевозка тонны сельхозпродукции на расстояние 100-110 км может составлять 620-650 руб., а в низкий — 480-500 руб. То есть в период уборки перевезти зерно обойдется на 35% дороже, причем чем больше урожайность, тем выше тарифы», — утверждает он.

Цены на перевозку могут меняться в зависимости не только от сезонного фактора, но и от спроса на транспортировку груза в определенном направлении. Например, если существует большой спрос на перевозку до портов, а машин для доставки в этом направлении не хватает, цена будет выше, чем на перевозку груза на такое же расстояние по менее популярному маршруту, поясняет Булавин. В сегменте автомобильных грузоперевозок тарифы меняются достаточно гибко, в отличие от железнодорожных, добавляет он.

В наступившем сезоне тарифы автотранспорта при перевозках на длительные расстояния выросли на 30%, а на короткие — более чем в полтора раза, с 250 руб./т до 400 руб./т, говорит гендиректор липецкого «Агробизнеса» Александр Чил-Акопов. Особенно высока плата за перевозку подсолнечника. «Если другие агрокультуры выгружаются за полчаса-час, то на выгрузку этой очереди могут стоять сутки, и перевозчики стараются компенсировать свои временные затраты за счет увеличения тарифов», — поясняет он.

Для транспортировки своих сельхозгрузов компания использует или предприятия, у которых есть свой автотранспорт, или индивидуальных предпринимателей, живущих в том же регионе и имеющих один-два грузовика, или компании-агрегаторы. Исполнители заказа, особенно мелкие, зачастую меняют свои тарифы в сторону повышения на 5-10%, даже если уже есть договоренность на определенную стоимость данной услуги, делится Чил-Акопов.

Перевозки зерна с Холдинг-Транс

Обращайтесь в компанию Холдинг-Транс, если вам нужна срочная ЖД доставка зерна по России по самому выгодному тарифу. Нам доверяют миллионы клиентов, которые могут воспользоваться нашими преимуществами:

  • комплексное обслуживание с учетом всех пожеланий и нужд клиентов;
  • погрузочные и разгрузочные работы для обеспечения безопасности зерна в вагонах;
  • хранение товара до его отправки;
  • планирование удобного маршрута с учетом того, как быстро вам нужно доставить груз;
  • мониторинг перемещения поезда в пути.

У нас самая оптимальная стоимость доставки зерна ЖД транспортом и всегда высокое качество, с гарантией надежности и целостности вашего товара.

Особенности грузоперевозок

Когда организовывается перевозка сельхозпродукции, здесь не обязательно задействуют отечественные КАМАЗы. Да, это достаточно распространённые и часто используемые грузовые машины. Но всё же выбор транспорта зависит напрямую от свойств и характеристик перевозимого товара. В организации транспортных мероприятий по доставке сельхозпродукции есть свои ключевые особенности:

  • Объём транспортных работ имеет прямую зависимость от сезона и меняется в течение года. Поэтому возникает разный уровень необходимости в грузовом транспорте;
  • Расположение сельских хозяйств. В зависимости от него грузоперевозчики сталкиваются с различными дорожными условиями, преодолевают разные расстояния, что напрямую влияет на выбор тактики по организации доставки груза;
  • Уборка урожая. В этот период наблюдается повышенная загруженность автотранспорта. Зачастую грузоперевозки в такие периоды осуществляются в срочном режиме, а часто и в круглосуточном;
  • Погрузка. Урожай собирают на больших площадях, поэтому автотранспорту приходится преодолевать определённые расстояния для загрузки собранной продукции;
  • Организация заправки, обслуживания и отдыха водителей. Чтобы повысить эффективность грузоперевозок сельскохозяйственной продукции, в период уборки урожая для водителей организовывают специальные условия, позволяющие им недалеко от пунктов сбора заправлять машины, обслуживать ТС, отдыхать и питаться. Практика показала, что это действительно экономит время и повышает эффективность всего процесса;
  • Диспетчерская связь. Чтобы наладить взаимодействие между всеми точками, где происходит погрузка и выгрузка, требуется создать надёжную диспетчерскую связь.

Всё это подтверждает тот факт, что аграрная сфера тесно связана с автомобильными перевозками. Но одновременно с этим сельским и фермерским хозяйствам финансово не особо выгодно содержать собственный автопарк для обеспечения транспортной потребности в период сбора урожая в полной мере. Это касается средних и малых организаций.

Поскольку машины используются только несколько раз в год, перевозка сельскохозяйственной продукции становится более выгодной при сотрудничестве с транспортной компанией. Вариант с арендой или наймом машин транспортной компании позволяет получить следующие преимущества:

Финансовая выгода. Фермерским хозяйствам и агрофирмам не нужно покупать собственные машины и тратить на них большие ресурсы при содержании и эксплуатации. Можно закупить всего несколько основных машин, которые пригодятся в течение всего года.
Гарантии. Работая с транспортными компаниями по договору, вы получаете гарантии соблюдения сроков, наличия исправных грузовых автомобилей, полного комплекта водителей и отработанной логистики

Для определённых сельскохозяйственных товаров крайне важно рассчитать оптимальный маршрут, что сделать без грамотного специалиста в этой сфере довольно сложно. Если машина сломается или водитель не сможет выполнить работу, транспортная компания оперативно заменит авто или пришлёт другого водителя, тем самым не будут срываться сроки поставок.
Автопарк

Компании, основной специализацией которых является транспортировка сельскохозяйственной продукции, располагают всеми необходимыми видами транспорта. Опираясь на особенности аграрного или фермерского производства, они обеспечат требующиеся машины. Тем самым заказчик гарантирует, что груз будет доставлен в нужном температурном режиме и при соблюдении иных условий.

Только крупные аграрные предприятия могут эффективно и с выгодой использовать собственный автопарк. Но статистика наглядно показывает, что большинство сельскохозяйственных продуктов перевозятся специальными транспортными компаниями, которые оказывают услуги в этой сфере.

Какие требования предъявляются к транспортным средствам?

Перевозка зерна разрешается на транспортных средствах, удовлетворяющих ряду следующих требований:

  • швы кузова герметичны и исключают просыпание зерна;
  • покрытие, контактирующее с зерном, должно отвечать санитарным нормам;
  • допускается применение фурнитуры, изготовленной из оцинкованной или нержавеющей стали;
  • для защиты зерна в кузове следует использовать специальные герметичные тенты.

Поскольку зерно транспортируется насыпью, важно соблюдать скоростной режим, ехать без тряски и не допускать рассыпания. Также стоит исключать попадание влаги на зерно, обеспечивая сухость и температурный режим

Автопоезда обязательно оснащаются GPS навигацией, особенно в случае международных перевозок, с целью информирования заказчика о его местоположении.

Специфика с/х перевозок

При согласовании перевозочного процесса, в первую очередь учитывается тип продукции, а потом уже подбирается транспортное средство. Так, при доставке зерновых культур и прочих с/х грузов насыпом или навалом, используется самый распространенный во всех уголках России грузовик — КАМАЗ. Именно на камазах и перевозят практически все виды сельхозпродукции. Так, например, большинство зерновых не требуют специальных условий для погрузки и перевозки, достаточно накрыть кузов ТС плотным тентом.

Наибольший спрос на поставку сельхозпродукции носит сезонный характер. По этой причине, многие владельцы ферм и элеваторов не содержат собственный разномастный автопарк, а нанимают автотранспорт со стороны. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работа учитываются следующие моменты:

  1. Сезонность. Для каждой разновидности груза рекомендован отдельный вид грузового автомобиля. Обслуживание транспорта в периоды простоя также необходимо, поэтому наемные грузовики все более популярны в сезон.
  2. Удаленность точек маршрута. В зависимости от расположения фермерских хозяйств, разнится и время поездки от одного к другому. А качество связующих дорог является главным критерием времени поставки.
  3. Период уборки. Количество культур, созревающих примерно в одно время, влияет на загруженность и доступность автотранспорта, особенно аренду.
  4. Связь. Наличие и контроль способов связи между пунктами погрузки и выгрузки упрощает некоторые моменты и оформление документации.

Эти моменты проясняют и определяют востребованность собственного автопарка для перевозки с/х продукции. Хозяйствам малого и среднего типа круглогодично держать большой парк авто невыгодно. Также, нанимая машины у посредника, заказчику становятся доступны следующие возможности:

  • нужный транспорт в любое время;
  • гарантии сохранности;
  • контроль климатических условий при необходимости;
  • соблюдение установленных сроков.

Озвученные нюансы вкупе составляют картину специфичности грузоперевозок сельскохозяйственного направления, поэтому при организации процесса требуется учитывать каждый из них.

Использование автотранспорта

В соответствии с Правилами перевозки зерна автотранспортом, продукция доставляется тарным или бестарным методами. Для этих целей применяется специализированная техника. Не секрет, что продукция гигроскопична и претендует на своеобразные методы доставки. Злаковые грузы в таре не разрешаются к транспортированию, когда их влажностные параметры превышают 15 %, − в этом случае зерновая масса пребывает в стадии самосогревания или инфицирована патогенными вредителями.

При подготовке техники к загрузке насыпью обеспечивается уплотнение в зонах стыковки кузовных бортов и днища, платформ, наращивание объема. При перевозке зерна зерновозы в верхней части накрываются тентом.

Бортовые зерновозы представляют собой открытокузовную технику с грузоподъемностью до 20 т, и емкостью до 50 м3. Значительным минусом такого средства выступает отсутствие возможности самостоятельной разгрузки. Бортовые автопоезда-зерновозы имеют пару кузовов в сцепке, что позволяет им выполнять грузовые перевозки зерна весом 30 т и больше за единичный рейс.

Самосвальные автопоезда имеют емкость 10-30 т, но они намного экономичнее, поскольку могут обойтись без вспомогательной рабочей силы для разгружения. Зачастую их используют в сцепке с прицепом для перевозки зерна, что существенно снижает расход топлива и временные затраты при транспортировании. При этом масса груза передаётся на дорожный путь за счет несущего остова прицепа и затем только за счет персональных колёс; взаимодействие прицепа с тягачом применяется лишь для передачи тяговой силы. Такого рода прицеп является разновидностью специализированного открытого кузова грузового прицепа.

Зерновоз-цистерна – это автомобиль для перевозки зерна, имеющий серию особых преимуществ перед другими видами техники, что обусловлено надежностью и серьезной защитой продукции от каких-либо категорий атмосферных воздействий, а также наличием выгрузных люков.

При выполнении работ такого рода следует придерживаться особых правил перевозки зерна. Законодательные акты строго регламентируют методы и виды транспортных средств для осуществления данных операций с приложением требований государственного надзора, санитарно-технических норм и т.д. Ключевое условие — транспортировка должна выполняться в приспособленной технике высококачественно, безопасно, без перемены главных параметров сырья, в соответствии с условиями пожарной безопасности.

В первую очередь, технические средства направляются на доскональный техосмотр с целью выявления всевозможных поломок, которые непосредственно могут спровоцировать утрату какого-либо объема транспортируемого урожая

При этом особое внимание уделяют функционированию тормозной и рулевой аппаратуры, оборудованию освещения. Технические возможности подготовленного транспорта обязаны обеспечивать значительный запас хода

Перед загрузкой машин для перевозки зерна необходимо обязательно учитывать удельный вес продукции, поскольку зерновозы обладают бортами из разного по плотности материала. Чем выше удельная масса грузовой продукции, тем плотнее следует выбирать бортовой материал.

«Ненадежная» деталь

При перевозках готовой продукции могут возникать проблемы, не зависящие от человеческого фактора, например, неблагоприятные погодные условия, которые заставляют вносить коррективы в планирование маршрутов, изменять схемы погрузки и транспортировки. К сожалению, случаются и аварийные ремонты, когда транспортное средство задействовано в технологическом процессе. Такие ремонты, в зависимости от сложности, могут устраняться на месте, либо в условиях ремонтной мастерской. В сельскохозяйственном бизнес-направлении ГК «Русагро» машины приводятся в исправное состояние в максимально короткие сроки без привлечения сторонних организаций.

Наиболее частыми причинами выхода из строя транспортного средства являются изнашивание поверхностей, при котором выходят из строя подшипники приводов и колес, цепные и шестеренчатые приводы, нарушаются посадки в соединениях деталей, перечисляет Лапшов. Кроме того, в процессе эксплуатации деформируются или ломаются участки основной рамы с полной утратой работоспособности. Специалист уверен, что эти деформации и разрушения являются следствием силовых (статических и динамических) воздействий, вызывающих увеличение напряжений в материале деталей, превышающих допустимые значения. «Частой причиной отказов сельхозтехники являются разрушения деталей из-за усталостных деформаций и снижения прочности, изменения размеров, формы и взаиморасположения деталей вследствие изнашивания поверхностных слоев, деформация деталей и заклинивание подвижных сопряжений, разрушение и повреждение деталей под действием коррозии и износных явлений», — поясняет Лапшов. По его словам, коррозионному или деформационному разрушению подвержены узлы, выполненные из тонколистовой стали или из таких материалов, как нержавеющая лента или металлы жестких закалок.

Помимо прочего, в сельскохозяйственных машинах часто возникают отказы из-за нарушения регулировок и повреждения креплений отдельных деталей. Чаще всего ломаются те детали, которые подвержены нагрузке или трению, соглашается с Лапшовым Горгодзе. Такого же мнения придерживается и Кривцов. По его словам, особенно остро стоит вопрос с осевыми нагрузками при перевозках зерна, т. к. появляется все больше пунктов весового контроля. Для решения данной проблемы специалист предлагает использовать полуприцепы с донной выгрузкой, имеющие самый низкий собственный вес, а также самосвалы с алюминиевым кузовом.

Также причиной поломки может быть пренебрежение руководством рекомендаций по эксплуатации техники, отсутствие профессионального техобслуживания, превышение нормативных допусков (это касается и техники, дополнительного оборудования). К большим поломкам приводит несвоевременная замена вышедших из строя деталей, а также некорректное натяжение ремней шкивов, эксплуатация техники в неподходящих погодных условиях, игнорирование предупредительных сигналов (световых и звуковых), передача с/х техники в аренду неквалифицированным сотрудникам, перечисляет Лапшов.

По мнению президента АСОРПС, одной из основных причин поломки транспортного средства можно назвать неквалифицированные кадры. Момот считает, что, поскольку техника становится все более сложной в эксплуатации, руководителям необходимо изыскивать средства на повышение квалификации своих кадров. Однако далеко не все готовы тратиться на переобучение персонала, что в свою очередь ведет к поломкам и нарушениям графиков уборки продукции.

Сложности будут

Главной трудностью компании Smartseeds будет поиск перевозчиков, считают эксперты. «Для того, чтобы сервис заработал, его создателям необходимо набрать некую критическую массу перевозчиков. Сейчас в России значительная часть перевозок осуществляется по „серой“ схеме, а участие в системе подразумевает, что бизнес должен быть „белым“, без ухода от налогов, — комментирует гендиректор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. — Захотят ли перевозчики работать по такой схеме — вопрос открытый».

Подольский полагает, что в скором времени перевозчикам в любом случае придется перестраиваться на легальные схемы ведения бизнеса. «Мы будем консультировать предпринимателей, так как понимаем, какая схема — самая законная и комфортная для них в плане уплаты налогов, — говорит он. — Постараемся убедить перевозчиков, что можно работать законно и это будет дешевле, чем использовать тот механизм, по которому они действуют сейчас».

Кроме того, через трекеры IT-платформы можно будет не только получать тайм-слоты при въезде на терминалы, но и видеть заказы. Однако принимать их смогут только те перевозчики, у которых заключен договор со Smartseeds. «Мы докажем им, что работать через систему по „белой“ схеме выгоднее. Ведь водители смогут оперативно получать заказы и оплату за них, им не придется брать на себя вопросы, связанные с заполнением документов и решением проблем с грузоотправителями, — обещает Подольский. — Все, что нужно будет делать перевозчикам — это вовремя исполнять заказы».

Среди проблем, с которыми могут столкнуться разработчики приложения Smartseeds, можно отметить отсутствие или нестабильность соединения с интернетом в некоторых местах нахождения потенциальных заказчиков сервиса. «Если клиент находится в поле, он не сможет оформить заказ через компьютер. Конечно, есть вариант воспользоваться смартфоном с мобильным интернетом, но это тоже в некоторых районах может быть проблематичным из-за нестабильности сотовой связи», — отмечает Рудольф Булавин.

По мнению Алексея Иванова, подобный сервис может быть удобен грузоотправителям, а также владельцам небольших парков машин, которые могут подключиться к этой платформе как поставщики услуг. Его компания готова воспользоваться данным сервисом при условии, что с его помощью обязательства по грузоперевозкам будут исполняться вовремя и качественно. «Автоматизированный сервис для перевозки сельхозпродукции, безусловно, будет нам интересен, при условии, что он обеспечит сохранность груза и конкурентоспособные тарифы», — отмечает Чил-Акопов. Главное преимущество Smartseeds — возможность планировать расходы на перевозки, «гибкость» системы. Эта система прозрачна, и в этом ее преимущество, считает Потапов.

Благодаря платформе эффективность работы зернового рынка может повыситься, думает Сизов. «Производители будут меньше платить за перевозку, более оперативно получать транспорт, а владельцы грузовиков смогут эффективнее их использовать — степень загрузки перевозчиков возрастет», — рассуждает он. Если Smartseeds предложит грузоотправителям высокую скорость поиска исполнителя заказа и доставки, конкурентоспособную цену и даст гарантию своевременной перевозки зерна, а владельцу автотранспорта — возможность быстрого поиска клиента и гарантию своевременных и оперативных расчетов, то сервис будет пользоваться спросом, уверен эксперт.

«Такие технологии успешно используются в разных странах мира. И неудивительно, что они приходят в Россию

Важно, чтобы они были удобны участникам рынка и приносили доход владельцу», — говорит Булавин. Однако крайне важно, чтобы софт данного сервиса функционировал бесперебойно, чтобы можно было на планшете или компьютере оперативно найти перевозчика

Если платформа будет работать без сбоев и к тому же предоставит приемлемые тарифы, то Smartseeds не только сможет конкурировать с существующими на рынке автоперевозчиками, но и заберет часть трафика у РЖД, не исключает эксперт.

Какие виды зерновозов применяют для перевозки зерна?

Если планируется транспортировка зерна, то могут использоваться следующие виды подвижных составов.

  1. Бортовые зерновозы. Представляют собой кузовные автомобили с герметичными бортами, верхняя часть которых закрывается непромокаемым брезентом. Борта можно наращивать, в зависимости от массы перевозимого зерна. Недостатком является сложность разгрузочных работ, так как кузов не поднимается.
  2. Зерновозы типа автопоезд. По конструкции аналогичны бортовым зерновозам, к которым крепится прицеп. Позволяют за один раз перевозить большие объёмы грузов, чем в первом случае.
  3. Зерновозы-самосвалы. Предназначены для перевозки грузов от 30 до 40 тонн. Разгрузка производится путём наклона кузова за счёт установленных гидроприводов. Возможен наклон кузова назад или в одну из боковых сторон. Для удобства нижние части бортов могут раскрываться при снятии фиксации рычагом.
  4. Цистернами. Способ реализуется достаточно редко и только для дальних транспортировок. Обеспечивается максимальная защита зерна от негативных внешних влияний. Потери при перевозке отсутствуют.
  5. Контейнерами с открытым верхом. Зерно полностью защищено от контакта с внешней средой. Загрузка осуществляется через специальные люки, расположенные в верхней части, а выгрузка — через задние или нижние люки, открываемые вручную или автоматически. Масса контейнеров длиной 20 или 40 футов составляет 30-35 тонн, загружаемый объём — 77 м3.

Грузоведение

11.3. Условия перевозок зерновых грузов

Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в специализированных вагонах — хопперах для зерна (хоппер-зерновоз). Эти вагоны являются саморазгружающимися; имеют четыре загрузочных и шесть выгрузочных люков с резиновыми уплотнителями, исключающими наличие щелей и просыпание груза в процессе перевозки. Торцевые стенки зерновозов наклонены под углом внутрь вагона для ускорения выгрузки зерна в приемные бункеры. Продолжительность разгрузки — 5—6 минут после открытия люков.

В хоппер-зерновозах могут перевозиться различные сорта кру­пы (гречневая, кукурузная, овсяная и др.). Пригодность вагонов под пог­рузку зерновых грузов определяется с участием представителей Государс­твенной хлебной инспекции.

Вагоны-муковозы состоят из четырех бункеров-емкостей с объемом 21,5 м3 каждый. Общий объем составляет 86 м3. Каждый бункер имеет загрузочный и разгрузочный люки. Разгрузка производится в межрельсовое пространство, в приемные емкости.

Особенность оформления перевозок хлебных грузов состоит в том, что к накладной должны быть приложены специальные документы (сертификаты) о качестве продуктов, выдаваемые организациями Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ. Эти документы со­ставляются на основе лабораторного исследования образцов из продуктов, загруженных в вагон. О приложении таких документов отправитель обязан указать при заполнении накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».

Имеется шесть форм сертификатов качества в зависимости от вида зерновых грузов и условий перевозок. Формы 1—4 — соответственно на перевозку зерна, муки, крупы и комбикорма в пределах РФ; форма 5 — для зерна в международном сообщении; форма 6 — для перевозки комбикорма в международном сообщении.

Прием к перевозке зерна, предназначенного на кормовые цели, про­изводится при наличии у грузоотправителя ветеринарного свидетельства.

Масса зерновых грузов в вагоне определяется отправителем к удос­товеряется его подписью в накладной. Взвешивание может производиться на элеваторных весах в момент погрузки. При отсутствии элеваторных весов взвешивание производится на стационарных врезных вагонных весах у отправителя или на аналогичных весах перевозчика до погрузки в порожнем состоянии, и после погрузки с остановкой на вагонных весах и расцепкой автосцепки.

Выдача груза, перевозимого насыпью в вагонах-зерновозах, производится получателю по целости запорно-пломбировочных устройств.

Часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах; мешки укладываются по высоте до 8—12 рядов. Выдача получателю производится с проверкой числа мест.

Зерновые грузы повышенной влажности и зараженные амбарными вредителями допускаются к перевозке маршрутами с соблюдением условий, которые определяются Государственной хлебной инспекцией и согласовываются с ОАО «РЖД».

Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следования. Для усиления внимания работников подразделений перевозчика к этим маршрутам отправитель в накладной обязан сделать отметку «Перевозка на особых условиях; разрешена Государственной хлебной инспекцией и РЖД», в верхней части накладной красным цветом наносят пометку «Зерно влажное на просушку».

На досмотровых пунктах Государственной хлебной инспекции обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые обеспечивают беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и приведение зерна в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.

Зараженное зерно может перевозиться в адрес организаций, определенных Государственной инспекцией по карантину растений Российской Федерации для обработки и переработки.

Для переработки такого зерна выделяют предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола с обязательной очисткой и обеззараживанием вагонов- зерновозов и погрузочно-разгрузочных механизмов. После промывки и обеззараживания вагонов-зерновозов железнодорожной станцией назна­чения выдается справка о промывке или обеззараживании вагонов.

Виды зерновозов, их достоинства и недостатки

Все зерновозы можно разделить на три группы: бортовые, самосвальные и специальные. К последним относятся машины с цистернами, оборудованными для перевозки сыпучих продуктов. Они хороши тем, что наилучшим образом защищают содержимое от влияния всех атмосферных факторов. Для погрузки и выгрузки предусмотрены удобные люки. Недостаток – узкая специализация техники.

Бортовые зерновозы имеют открытый кузов, со съемной крышей. Это самые популярные машины. Их грузоподъемность доходит до 20 тонн, объем кузова – до 50 куб. м. Главный недостаток заключается в необходимости привлечения рабочей силы для разгрузки. Это повышает стоимость доставки автотранспортом.

Вариант бортовых – автопоезда. Их тоже надо разгружать вручную. Но наличие полуприцепа или прицепа позволяет за один рейс перевезти больше зерновой массы (30 тонн/90 куб. м. и более), что снижает цену транспортировки.

Самосвалы и самосвальные автопоезда могут разгружаться самостоятельно. Экономится не только труд, но и время, что также очень выгодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector