Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение, виды, характеристика и правила эксплуатации
Содержание:
Автотехника.Классификация и виды.
Автотехника представляет собой самоходное колёсное транспортное средство.Разнообразие автотехники очень большое.Классификация автотехники:1) Назначение – транспортные средства для перевозки пассажиров(легковые автомобили,автобусы,троллейбусы),грузопассажирские, грузовые, спецтехника, гражданская или военная.2) тип двигателя — бензиновый, дизельный, газовый, газогенераторный, электрический.3) тип шасси-колёсное, гусеничное, комбинированное.4) число осей-двуxосные, треxосные, четыреxосные, шестиосные и т.д.5) общее число колёс и число ведущих колёс — 4х2 — двухосный автомобиль с одной ведущей осью,4х4 — двухосный автомобиль с обеими ведущими осями,6х6 — трёхосный автомобиль со всеми ведущими осями,6х4 — трёхосный автомобиль с двумя ведущими осями.6) состав-одиночные автомобили, автопоезда(автомобиль с прицепом или полуприцепом).7) грузоподъёмность-малотоннажные до 1,5 тонн,среднетоннажные от 1,5 до 16 тонн,большой грузоподъёмности свыше 16 тонн..8) работа в различных дорожных условиях— дорожная(обычная) проходимость,повышенная проходимость,вездеходы.
Классификация грузовых транспортных средств:По грузоподъёмности:
—Особо малой грузоподъёмности — до 1 тонны
—Малой грузоподъёмности — 1—2 тонны
—Средней грузоподъёмности — 2—5 тонны
—Большой грузоподъёмности — свыше 5 тонн
—Особо большой грузоподъёмности — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями
По типу кузова:
—Самосвалы
—Бортовые
—Автобетоносмесители («бетономешалки»)
—Автоцистерны
—Авторефрижераторы
—Автовозы
—Контейнеровозы
—Тягачи
—Седельные тягачи
Пассажирские автобусы(вместимость свыше 8 человек):
классификацииПо габаритной длине:
—Особо малый (до 5 м)
—Малый (6 м — 7,6 м)
—Средний (8 м — 9,5 м)
—Большой (10,5 м — 13,0 м)
—Особо большой (18,9 м и более)По назначению:
—Городские
—Пригородные
—Перронные(для подвоза пассажиров к самолёту в аэропортах)
—Школьные
—Междугородные
—Туристические
Легковые автомобили(вместимость до 8 человек)
Системы классификации легкового автотранспорта:
По типу кузова:
—Седаны
—Универсалы
—Хэтчбэки
—Лифтбэки
—Лимузины
—Пикапы
—Минивэны
—Купе
—Четырёхдверное купе (BMW 5 Series Gran Coupe, Mercedes-Benz CLS)
—Маскл кар
—Кабриолеты
—Фаэтоны
—Ландо
—Кроссоверы
—Родстеры
—Внедорожники
По рабочему объёму цилиндров двигателя:
—Особо малый — до 2,5 л
—Малый — от 2,2 л до 2,5 л
—Средний — от 2,8 л до 3,5 л
—Большой — свыше 3,5 л
—Высший — не регламентируется
Специальные:
—Автокраны
—Гоночные автомобили
—Багги
—Кареты скорой помощи
—Пожарные автомобили (общего и целевого назначения)
—Катафалки
—Автолавки
—Уборочные автомобили
—Снегоочистители
—Тракторы
—Автоскреперы
автоскрепер
—Грейдеры
—Экскаваторы
—Бульдозеры
—Бронеавтомобили
—Автоэвакуаторы
—Мусоровозы
—Коммунальная техника
—Автопогрузчики
—Автомобили для перевозки опасных грузов
—Аэродромная автотехника
—АмфибииКонструктивно автотранспортное средство специального назначения состоит из шасси, на которое монтируется спецоборудование.
Классификация по типу двигателя:
—преобразование тепловой энергии в механическую(внутреннего сгорания, с внешним подводом теплоты)— осуществление рабочего цикла (четырёхтактные с наддувом и без наддува, двухтактные с наддувом и без наддува)—воспламенение рабочей смеси (с искровым зажиганием, с воспламенением от сжатия, с воспламенением газового топлива от небольшой дозы дизельного топлива воспламеняющегося от сжатия, с форкамерно-факельным зажиганием)—используемое топливо (лёгкие жидкие топлива нефтяного происхождения (бензин, керосин), тяжёлые жидкие топлива нефтяного происхождения (мазут, соляровое масло, дизельное топливо), газовое топливо (природный газ, сжиженный газ нефтяного происхождения, биогаз), альтернативные топлива (спирты, водород, органические масла))—конструкция (поршневые тронковые, поршневые крейцкопфные, поршневые траверсные, поршневые барабанные, поршневые бесшатунные, роторно- поршневые, газотурбинные и др.)—регулирование в зависимости от нагрузки (с количественным регулированием, с качественным регулированием, со смешанным регулированием)-способ охлаждения (жидкостного и воздушного охлаждения)—Электродвигатели—Газотурбинные двигатели—Силовые агрегаты со свободно-поршневым генератором газа.
Как производится ремонт вагонов, локомотивов
Реже технического обслуживания совершается ремонт подвижного состава (электропоездов, вагонов и локомотивов). Раньше существовало несколько видов ремонта (текущий ремонт ТР-1, ТР-2, ТР-3, капитальный ремонт КР-1 и КР-2, средний ремонт). Цифры означают объемы выполняемых работ. ТР-1 являлся самым простым видом, а капитальный ремонт КР-2 – самым объемным и сложным. В настоящее время сделали проще – ДР (деповской ремонт) и ЗР (заводской ремонт). Стоит отметить, что существуют еще два вида ремонта, которые являются внеплановыми: обточка колесных пар и случайный ремонт (если неисправность произошла внезапно).
Что именно производится на подвижном составе техническим работником? Обычно происходит постановка подвижной единицы на ремонтное стойло с домкратом, подъемным краном. Слесарь под руководством мастера или инженера должен поднять кузов локомотива или вагона так, чтобы можно было выкатить тележку, под которой располагаются колесные пары.
Во время ремонта снимается все необходимое оборудование, проверяются на дефекты различные приборы, провода и механические узлы, а также пневматическая система.
При капитальном ремонте также производится покраска кузова, монтаж различного оборудования. По окончании всех работ специальная комиссия проверяет, в каком состоянии техника. Если все в порядке, вагон/локомотив отправляется на обкатку, чтобы провести диагностику в пути.
Выбор подвижного состава для применения
Все вышеперечисленные условия являются определяющими при назначении подвижного состава автомобильного транспорта для грузоперевозок. Исходя из физических свойств груза, подлежащего транспортировке, выбирается соответствующий кузов и вместимость. В зависимости от количества партий груза и объема каждой из них, применяются конкретные автомобили либо автопоезда необходимой производительности и специализации. Для транспортировки малых партий груза целесообразней применять единицы транспорта малой и средней грузоподъемности, крупные партии требуют использования специализированных автомобилей. Сроки транспортировки и протяженность маршрута следования требуют определенных скоростных характеристик, запаса хода, надежности узлов и агрегатов. На выбор типа кузова влияют предполагаемые варианты погрузки и разгрузки для каждой конкретной партии и единицы подвижного состава автомобильного транспорта.
Дорожные условия определяют требования к ездовым характеристикам автомобиля, его скоростным качествам, возможности использования в условиях бездорожья, горных дорог или магистралей с установленными ограничениями по весу либо габаритным размерам автопоезда.
Климатические условия также имеют весьма значительное влияние на выбор тех или иных эксплуатационных характеристик подвижного состава автомобильного транспорта. Например, для защиты перевозимых материалов от неблагоприятных погодных явлений в виде снега, дождя или солнечных лучей необходимо выбирать правильный тип кузова, защищенный от непогоды. В северных климатических зонах, где температура значительно ниже нуля в течение продолжительного времени, большое значение приобретают такие качества автотранспорта.
Кто управляет
Подвижной состав – транспорт, который управляется как минимум в одно лицо, то есть машинистом. Если в два лица, то речь идет о машинисте и его помощнике, который следит за сигналами светофоров, ситуацией за пределами локомотива (кабины).
Именно машинист осуществляет движение поездов, отвечает за сохранность грузов (в грузовом движении) и пассажиров (в пассажирском движении).
Железнодорожный транспорт – это не единственный пример подвижного состава. В заключение стоит рассмотреть интересные сведения, рассказывающие, как он зародился. Дело в том, что еще в 17-18-м веках люди стали изобретать средства передвижения, способные перевозить большее количество людей и грузов. Была создана первая железная дорога, которая вовсе была деревянной. По ней пускали лошадей с небольшими вагончиками. Затем лошадей заменили на паровозы. Вот так и зародился подвижной состав, существующий по настоящее время.
Основные части у подвижного состава
Любое транспортное средство имеет колеса в парном количестве от четырех единиц. В зависимости от длины техники количество пар колес может увеличиваться. Также хотя бы на одной паре колес должен быть установлен двигатель, либо редуктор, который передает момент от двигателя к колесу. Чем тяжелее транспорт, тем больше двигателей у него может быть. У поездов составность немного отличается от автомобилей, ведь локомотивом управляются два-четыре и более вагонов.
Любой подвижной состав – это сцепленные между собой единицы техники. Осуществляется данный процесс автосцепным механизмом, который располагается по торцам вагонов и локомотивов.
По конструкции кузова различают:
- грузовые автомобили общетранспортного назначения (бортовые)
- специализированные
- автомобили-тягачи
Автомобили общетранспортного назначения оборудованы кузовом типа платформы с откидными бортами, пригодным для перевозки различных грузов (за исключением жидкостей без тары). Эти автомобили могут работать с прицепами, для чего их оснащают тягово-сцепным устройством. Автомобили, работающие с одним или несколькими прицепами, образуют автопоезд.
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида: саморазгружающиеся кузова (самосвалы), цистерны для жидких удобрений, цемента, молока, нефтепродуктов, кузова для перевозки животных.
При массовых перевозках навалочных и сыпучих грузов на короткие расстояния производительность автомобилей-самосвалов выше, чем у бортовых автомобилей, за счет увеличения числа рейсов и сокращения простоев под разгрузкой.
Эффективность использования грузового автомобиля, его производительность и затраты на перевозки грузов зависят от следующих основных эксплуатационных качеств: скорости движения, грузоподъемности, проходимости, надежности, долговечности, безопасности (тормозных свойств, управляемости, устойчивости), удобства погрузки и выгрузки, простоты технического обслуживания и ремонта, топливной экономичности.
Автомобили-тягачи могут быть буксирными или седельными. Для буксировки тяжелых прицепов служат тягачи. Седельные тягачи, являющиеся модификациями базовых моделей автомобилей, имеют укороченную раму, на которую позади кабины устанавливают опорно-сцепное (седельное) устройство для присоединения полуприцепа.
Что такое подвижной состав
Под подвижным составом подразумевается железнодорожный и автомобильный транспорт:
- поезда;
- грузовые автомобили;
- автобусы.
Но официально термин все же больше используется на железной дороге, на метрополитене и в трамвайных депо.
Что представляет собой? У каждого средства передвижения обязательно имеется место, где нужно управлять троганьем, разгоном, торможением, поворотами. Как правило, это кабина. Она имеется в автобусе, фуре, локомотиве, тракторе. Чаще всего поезда и грузовой транспорт имеют несколько составных частей: у поезда – локомотив и вагоны, у грузового автомобиля – кабина, прицепы, фургоны и так далее.
Давайте подробно изучим все же железнодорожный подвижной состав, так как он является одним из самых востребованных, и терминология больше принадлежит ему.
Как его обслуживают
Своевременно каждый вагон, локомотив и другая транспортная техника проходят обслуживание. Оно представляет собой комплекс мероприятий по уходу за подвижным составом. Это мероприятие помогает вовремя заметить и устранить неисправности, которые выявляются внешним осмотром специальными инструментами и приборами.
Например, продувка оборудования, протирка стекол кабины машиниста, обстукивание тележек, колесных пар, автосцепок с целью выявления дефектов (трещин). А также проводится измерение температуры на всех элементах и на оборудовании, подвергающихся сильному нагреванию.
Как правило, техническое обслуживание (ТО) проводится один раз в 1-2 суток во время захода состава в депо либо во время стоянки на станции.