Экономика транспорта

Основные типы транспортной логистики с точки зрения экономики

Если конкретизировать понятие экономика транспорта, то не обойтись без анализа каждого из существующих типов логистических средств доставки. Приведем самые главные группы таких транспортных моделей.

Морской и речной транспорт

Основная линия экономической эффективности строится на том, что:

  • осуществляется массовая перевозка грузов, что снижает общую долю затрат на перевозку единицы груза;
  • возможность доставки в любую точку планеты;
  • относительно низкие эксплуатационные расходы;
  • всесезнность и всепогодность.

Главным недостатком морского транспорта является его относительно низкая скорость. Тем не менее, транспортные коридоры, где функционирует морской транспорт, фактически обеспечивают более 23 всех грузопотоков в мире.

Железнодорожный транспорт

Экономика этого логистического элемента определяется тем, что производится перевозка массовых грузов при относительно высокой скорости. Главный недостаток — это необходимость создания и поддержания дорогостоящей транспортной инфраструктуры — жд. пути, станции, необходимость постоянного обновления подвижного состава. Однако этот вид транспорта занимает второе место в обеспечении, как внутренних, так и трансграничных перевозок во всем мире.

Трубопроводный транспорт

Этот вид логистики имеет одно преимущество — массовая доставка грузов (как правило, это природное сырье) на большие расстояния и его работа не зависит от множества природных и техногенных факторов. Однако экономика этого транспортного бизнеса ограничена только определенными районами и достаточно высокими затратами на содержание инфраструктуры (насосные и перекачивающие станции, нефте или газохранилища).

Автомобильный транспорт

Его роль, как фактора логистики в рамках отдельных локальных регионов и даже целых стран, не может быть переоценена. Так, например, более 70% всех внутренних перевозок в США и Канаде осуществляется именно автотранспортом (автопоездами или трейлерами). Основное достоинство этого вида транспорта — в его возможности доставить груз непосредственно к потребителю, практически в любую точку сухопутной части планеты (за исключением труднопроходимых и горных районов). Главный недостаток состоит в том, что автотранспорт требует дорогостоящей сети автомобильных дорог и мостов.

Авиационный транспорт

Этот вид логистики трудно заменим в скоростной доставке ценных грузов и пассажиров на дальние расстояния. Главная его составляющая экономической эффективности — это скорость и регулярность трафика. Однако на этом все достоинства этого вида транспорта заканчиваются. Авиатранспорт — дорог в эксплуатации, особенно на фоне постоянно дорожающего авиатоплива. К тому же, для обслуживания самолетов требуется строительство сложных портовых мощностей и терминалов. Основная экономика этого логистического бизнеса строится на обслуживании массовых транспортных потоков пассажиров, как например, на направлениях мировых курортных зон.

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года

В 2008 году правительством страны была разработана стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Она предусматривает расширение сети железных дорог, выход технического и технологического железнодорожного транспорта на мировой уровень, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта страны. В течение ближайших 14 лет планируется постройка важных стратегических, социально-значимых и грузообразующих линий, общая протяженность которых составит более 15800 км.

Стратегией государства предусмотрено:

  • ввести более 20 000 км новых ЖД линий,
  • организовать транспортное обеспечение 18-ти перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон,
  • создать линии, которые обеспечат движение пассажирских поездов скоростью до 350 км/ч, протяжностью 1528 км,
  • обновить подвижной состав (закупка 23000 локомотивов, 900 000 грузовых вагонов и 30000 пассажирских),
  • увеличить плотность ЖД сети на 23,8%, при этом полностью ликвидировать ограничения провозной и пропускной способности.

Для выполнения поставленных целей на развитие ЖД транспорта выделены более 13 трлн. руб., кроме этого в планах активно использовать и механизм государственно-частного партнерства. На строительство новых ЖД линий будет выделено 40% инвестиций, на развитие уже существующих объектов – 31%, на обновление подвижного состава 29%.

При реализации вышесказанного в жизнь удастся обеспечить социально-экономический рост, возрастет мобильность населения, оптимизируется товародвижение, укрепиться экономический суверенитет, национальная безопасность, обороноспособность страны, снизятся совокупные транспортные издержки, повыситься конкурентоспособность национальной экономики.

Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом

По данным Росстат за 2018 год автомобильным транспортом перевезено 5404 миллионов тонн груза. Общий грузооборот по всем видам транспорта составил 8071 миллионов тонн, то есть доля автомобильного транспорта от всех грузовых перевозок составила 67%.

Для перевозки жидкости на автомобильном транспорте применяются:

  1. Автоцистерны. Как и железнодорожные, автомобильные цистерны различаются между собой по типу жидкости, для которой они предназначены. Разница между автоцистернами проявляется в наличии температурного режима и устройства его работы. Сандартная автоцистерна не имеет температурного режима. На жаре жидкость в ней быстро нагреется, а в минусовую температуру такую автоцистерну нельзя использовать, так как жидкий груз замерзнет. Для скоропортящихся жидкостей подходит изотерма. Изотерма — это автоцистерна, которая может сохранять температуру жидкости в течении суток. Но и после суток потери невелики: за каждые последующие сутки изотермитеская цистерна теряет от одного до трех градусов цельсия. Существует изотерма с паровой рубашкой. Как видно из названия, такая цистерна оборудована темпловым оборудованием, работающим за счет горячего пара. Есть автоцистерна, которая поддерживает нужную температуру на протяжении всего пути. Её температурный режим называется автономным подогревом.
  2. Флекситанк. Полимерная мягкая емкость подушечной формы, устанавливается в стандартный 20 футовый контейнер. В сложенном состоянии занимает 0,25 м3, что экономит место при хранении и транспортировке. Вмещает от 14 тысяч до 24 тысяч литров жидкости. Внешняя оболочка флекситанка усилена металлизированной тканью. Флекситанк не предназначен для опасных грузов и подлежит утилизации после выгрузки. Установка флекститанка в контейнере, его заполнение и слив не требует прохождения специального обучения, поэтому может выполняться непосредственно в пунктах отправления и прибытия.
  3. Танк-контейнер. Танк-контейнеры — это своеобразный гибрид цистерны и контейнера. Состоит из цистерны и рамы на базе двадцатифутового контейнера. Существуют безопасные танк-контейнеры для перевозки нефтепродуктов и токсичных веществ. За счет конструкции их выгодно использовать в мультимодальных перевозках, так как можно без перелива жидкости переместить танк-контейнер с одного вида транспорта на другой.

По сравнению с железнодорожным, автомобильный транспорт выигрывает в доставке от двери до двери. Далеко не во все регионы проложена железная дорога, часто автомобильный транспорт является единственной возможностью доставить наливной груз.

Значение слова Транспорт по словарю Ушакова:

ТРАНСПОРТ, транспорта, м. (от латин. transporto — переношу). 1. (транспорт) только ед. Действие по глаг. транспортировать. перевозка, доставка (грузов, пассажиров и т.п.) из одного места в другое. Транспорт хлеба по железной дороге. Непрерывный транспорт грузов. 2. (транспорт) только ед. Тот или иной вид перевозочных средств. Городской транспорт (автомобили, трамваи). Подземный транспорт (напр. в шахтах). Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. Гужевой транспорт. Воздушный транспорт. Автомобильный транспорт. Водитель транспорта. ? Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды перевозок. Работа транспорта. Рост советского транспорта. 3. (транспорт). Партия грузов, доставленных одновременно. Большие транспорты хлеба. 4. (транспорт). Обоз или совокупность перевозочных средств специального назначения (воен.). Санитарный транспорт. Артиллерийский транспорт. Дивизионный транспорт. 5. (транспорт). Судно (военного флота) для перевозки грузов или людей (воен. мор.). Минный транспорт. 6. (транспорт). перенос суммы на другую страницу, то же, что репорт во 2 знач. (бухг.). 7. (транспорт). В азартных играх — перенос ставки на другую карту (карточное арго). Он узнал некоторые ассигнации, которые углами и транспортами несколько раз переходили из рук в руки. Л. Толстой.

Характеристика системы


Структура[источник не указан 2162 дня] российского грузо- и пассажирооборота в 2005 году

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте — и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем[источник не указан 2162 дня] (недоступная ссылка).

По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в странно.

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта

Общественный транспорт бывает неудобен из-за переполненности…

… но бывает вполне комфортабелен

Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако в 1930-х — 1960-x годах во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах были полностью ликвидированы трамваи. Они были национализированы как государственная компания British Rail в 1947 году, однако были вновь приватизированы в 1990-х годов.

В Ханое 90% жителей передвигается на мотоциклах[источник не указан 73 дня].

Личный автомобиль обычно обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.

Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта:

  • Крайняя «автомобильная» точка зрения предполагает тотальную автомобилизацию населения и полное искоренение общественного транспорта как ненужного и создающего помехи в движении индивидуального транспорта. Решение проблем автомобилизации видится в экстенсивном пути развития дорожных сетей, внедрении новых более экономичных и «чистых» двигателей и топлив, развитие каршеринга. Однако на практике огромные общественные затраты (как прямые на строительство и содержание дорог, так и косвенные вследствие роста загрязнений, утери природных комплексов и т. п.) сдерживают движение по этому пути. Полная автомобилизация невозможна по причине того, что многие люди физически или психически не способны управлять транспортными средствами. Регулярные поездки на таксомоторах для большинства жителей слишком дороги, езду автостопом не все признают.
  • Крайняя «антиавтомобильная» точка зрения полагает индивидуальный автомобиль безусловным злом. Решение транспортных проблем общества видится в развитии сетей общественного транспорта, предоставляющий членам общества уровень подвижности и комфорта, сравнимый с индивидуальным транспортом. Однако на практике достижение высокого уровня комфорта оказывается проблематичным, в особенности в местностях с низкой плотностью населения.

В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.

Транспортная часть

За реализацию плана в части транспортной инфраструктуры отвечает правительственная комиссия по транспорту. Куратор реализации — вице-премьер Максим Акимов, руководитель — министр транспорта Евгений Дитрих. Транспортную часть предлагается реализовывать во взаимосвязи с национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации«.

План предполагает развитие к 2024 году транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», а также повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.

Ожидается, что в результате реализации плана за шесть лет объемы экспорта транспортных услуг вырастут с $16,9 млрд до $25 млрд. Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования должна увеличится с 8,2 тыс. пассажиро-километров на человека в год в 2017 году до 9,5 тыс. пассажиро-километров на человека в год в 2024 году. Предполагается, что 100% центров экономического роста будут обеспечены скоростными транспортными коммуникациями. По итогам реализации плана транзитный контейнеропоток должен вырасти в четыре раза, а время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы РФ составит семь дней. В 2024 году Россия должна занять место не ниже 50-го в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики Всемирного банка (Logistics Performance Index, в 2018 году РФ занимала 75-е место).

Транспортная часть плана состоит из девяти федеральных проектов:

  • «Европа — Западный Китай»;
  • «Морские порты России»;
  • «Северный морской путь»;
  • «Железнодорожный транспорт и транзит»;
  • «Транспортно-логистические центры»;
  • «Коммуникации между центрами экономического роста»;
  • «Развитие региональных аэропортов и маршрутов»;
  • «Высокоскоростное железнодорожное сообщение»;
  • «Внутренние водные пути».

Руководство проектами осуществляется профильными заместителями министра транспорта РФ (первый замминистра Иннокентий Алафинов, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков и др.). В соответствующий проект включены инвестпроекты развития железнодорожной инфраструктуры, предусмотренные долгосрочной программой развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года.

В рамках федеральных проектов планируется, в частности, строительство новой автомобильной дороги федерального значения Москва — Нижний Новгород — Казань и автодорожного обхода города Тольятти с мостом через реку Волга (прирост сети скоростных автодорог составит 708 км или 28% к уровню 2018 года); развитие портовой инфраструктуры Арктического, Дальневосточного, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов; строительство ледокольного флота из девяти единиц; развитие автодорожных подходов к морским портам; увеличение суммарной пропускной и провозных способностей Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (в 1,5 раза или до 182 млн тонн; 129 пар грузовых поездов в сутки); строительство первого этапа высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань (город Железнодорожный, Московская область — город Гороховец, Владимирская область, протяженность — 301 км); формирование узловых транспорт-логистических центров; реконструкция 66 аэропортовых комплексов; субсидирование воздушных перевозок; увеличение пропускной способности внутренних водных путей за счет строительства новых гидроузлов и обновления обслуживающего флота.

Всего на исполнение транспортной части в 2019-2024 годах планируется потратить 6 трлн 348,1 млрд рублей, включая 3 трлн 28,8 млрд рублей из федерального бюджета, 58,7 млрд рублей из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 3 трлн 28,8 млрд рублей из внебюджетных источников.

Водный транспорт

Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Обучение

Для работы в сфере транспорта необходимо получить документ об окончании одного из следующих учебных заведений:

  • Высшее учебное заведение (ВУЗ);
  • Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ);
  • Курсы профессионального обучения.

Направления подготовки в ВУЗах:

23.04.01 «Технология транспортных процессов»;

23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»;

23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов»;

23.03.03 «Организация транспортного обслуживания»;

23.05.02 «Транспортные средства специального назначения»;

43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»;

23.03.01 «Организация перевозок и управление в единой транспортной системе».

Направления подготовки в ССУЗах:

  • «Организация перевозок и управление на транспорте»;
  • «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
  • «Сервис на транспорте».

Для поступления в ВУЗ на соответствующие направления подготовки абитуриенту необходимо сдать следующие ЕГЭ:

  1. Русский язык;
  2. Математика;
  3. Физика/иностранный язык.

Среди отечественных учебных заведений можно найти большое количество программ, где можно получить соответствующее образование:

ВУЗы и академии:

  1. Российский университет транспорта (стоимость обучения около 152 тыс. руб. за год);
  2. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (стоимость обучения около 84 тыс. руб. за год);
  3. Южно-Уральский государственный университет (стоимость обучения от 36,4 тыс. руб. за год);
  4. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (стоимость обучения от 68 тыс. руб. за год);
  5. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (стоимость обучения от 60 тыс. руб. за год);
  6. Уральский государственный университет путей сообщения (стоимость обучения от 40,4 тыс. руб. за год).

Колледжи и техникумы:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта – г. Москва (стоимость обучения от 48 тыс. руб. за год);
  2. Академия транспортных технологий – г. Санкт-Петербург (стоимость обучения от 50 тыс. руб. за год);
  3. Региональный технический колледж – г. Владивосток (стоимость обучения от 28 тыс. руб. за год);
  4. Нижегородское речное училище имени И.П. Кулибина Волжского государственного университета водного транспорта – г. Нижний Новгород (стоимость обучения от 45 тыс. руб. за год);
  5. Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж – г. Ростов-на-Дону (стоимость обучения от 26 тыс. руб. за год).

Курсы и тренинги:

  1. НОУ «Центр дополнительного профессионального образования» – г. Москва (стоимость обучения 12 тыс. руб.);
  2. Многопрофильный центр «Феникс» – г. Москва (стоимость обучения 9 тыс. руб.);
  3. Учебный центр «МАЭБ» – г. Санкт-Петербург (стоимость обучения от 10 тыс. руб. за год).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector