Логистическая концепция организации производства

Основные проблемы и особенности российской логистики

В России обстановка в сфере логистики не самая благоприятная. Это обуславливается климатическими условиями, большими расстояниями, состоянием дорожного покрытия и техническими возможностями транспорта.

В мировом рейтинге эффективности системы логистики Россия занимает позицию 90+ из 155.

Транспортные расходы в РФ сильно превышают показатели в среднем по миру и составляют около 20% ВВП, это, в первую очередь, связано со спецификой действий РФ на международном рынке в качестве одного из крупнейших поставщиков сырья, а также территориальными размерами.

Россия имеет ряд проблем в сфере логистики:

  • высокий уровень цен на складские и разгрузо-погрузочные услуги;
  • скрытый характер многих затрат;
  • неисполнительность сторон договора;
  • нестабильная обстановка на рынке и неэффективное сбытовое планирование;
  • плохая развитость транспортной инфраструктуры, ограничивающая экономический рост до предела 4% в год, в лучшем случае;
  • ограниченное количество поставщиков;
  • дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, ошибочные логистические модели;
  • сложные природные условия в большей части регионов.

В связи с кризисом, многие системы логистики сокращаются, что приводит к снижению рентабельности множества отраслей экономики страны. Однако, в условиях снижения конкуренции остаются более «крепкие» фирмы, способные поддержать соответствующий уровень предоставляемых логистических услуг и занять освобождающиеся ниши на рынке.

Расписание тренингов и семинаров13

9 сентября
Среда,
10:00
2 дня

Москва

Тренинг «Бережливое производство для смешанных групп производственных и функциональных служб»

Компания «Золотой Пегас»

Узнать подробности

24 сентября
Четверг,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Служба главного энергетика: новые требования энергоэффективности, практические вопросы организации…

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

24 сентября
Четверг,
10:00
2 дня

Москва

Семинар «Склады как конкурентное преимущество компании»

Евгений Викторович Панасенко

Узнать подробности

6 октября
Вторник,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Организация и нормирование труда: анализ и планирование численности персонала, производительности…

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

13 октября
Вторник,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Пищевая продукция: новое в регулировании, практические вопросы»

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

15 октября
Четверг,
10:00
2 дня

Москва

Курс «ФГИС Меркурий: оформление ЭВСД. Новые требования Россельхознадзора. Ответственность и практика…

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

20 октября
Вторник,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Антитеррористическая защищённость объекта (территории): требования законодательства, практические…

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

20 октября
Вторник,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Процессуальный порядок судебного разбирательства: новые правила, разъяснения ВС РФ, решения для…

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

16 ноября
Понедельник,
10:00
2 дня

Москва

Курс повышения квалификации «Планово-экономическая служба в системе управления предприятием»

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

3 декабря
Четверг,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Банкротство: новое в регулировании и судебной практике, проблемные вопросы»

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

3 декабря
Четверг,
10:00
2 дня

Москва

Курс «Нормоконтроль технической документации: требования 2020 года, практика применения»

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

10 декабря
Четверг,
10:00
2 дня

Москва

Курс повышения квалификации «Оперативное планирование и диспетчирование: технологии и инструменты решения…

Российский Фонд Образовательных Программ «Экономика и управление»

Узнать подробности

Подходы к общему определению логистики

Как уже упоминалось выше, множественность определений логистики приводит к ряду проблем:

  • тормозит ее развитие
  • создает трудности в обучении логистов
  • не позволяет собирать корректную статистику
  • не позволяет сопоставлять результаты исследований
  • создает для логистов трудности в управлении
  • затрудняет создание и управление цепочками поставок

Можно назвать несколько направлений, в которых явно прослеживается движение к обобщению отдельных дисциплин на более высоком уровне:

  • Интегральная (интегрированная)
  • Комплексная
  • Комбинированная
  • Коммерческая
  • Управление цепочками поставок

Но приходится признать, что ни одно из них не может претендовать на совместимость с множеством аспектов логистики и новых областей ее применения. Приведем некоторые примеры типологии.

Примеры по функциональному признаку:

  1. Транспортная
  2. Складская
  3. Маркетинговая
  4. Производственная
  5. Закупочная

По отраслевому признаку:

  1. Фармацевтическая
  2. Военная
  3. Банковская
  4. Выставочная

По территориальному признаку:

  1. Международная
  2. Региональная
  3. Городская

По функциональному охвату:

  1. Управление цепочками поставок (УЦП или SCM)
  2. Интегрированная логистика

По секторам экономической деятельности:

  1. Логистика предпринимательской деятельности
  2. государственной деятельности
  3. благотворительной деятельности (третий сектор экономики)

Все это приводит к тому, что «в настоящее время общепринятого определения термина «логистика» как в мире, так и в России нет» (Кузьменко Н.И. Научные подходы к определению понятия логистика, Воронежский экономико-правовой институт, Территория науки. — 2014. — № 1).

Обучение логистике

Компетенция персонала предприятий промышленности, транспорта, торговли в сфере логистики. В табл. П.1 отражены результаты исследования состояния логистики в странах Балтийского региона по проекту LogОnBaltic, в котором принимали участие авторы учебника.

Потребности развития компетентности персонала в сфере логистики

N

Группа компетенций

Россия, Санкт-Петербург

Германия, Гамбург

Финляндия

1

Базовые компетенции: основы теории (концепции, определения и т.п.), базовые знания в области логистики, знание языков

2

30

19

2

Компетенции в области операционного управления: умения и навыки в области снабжения и закупок, планирования производства, управления запасами, транспортом, складом

76

20

59

3

Стратегические вопросы: умения и навыки в области разработки и поддержки стратегии бизнеса, управления инновациями, формирования стратегии цепей поставок

22

50

22

В России получить высшее образование по логистике можно во множестве учебных заведений. Среди них:

  • НИУ Высшая школа экономики (Москва, Санкт-Петербург)
  • МАДИ
  • МИИТ
  • Сибирский государственный университет путей сообщения
  • Кубанский государственный университет

Повышение квалификации для логистов не представляется проблемой — логистика присутствует практически во всех бизнес школах.

Направление используют

Организаторы 

АНО ДПО «Академия профессиональной подготовки кадров»  (Москва),  Институт логистики и управления цепями поставок  (Москва),  Высшая экономическая школа  (Екатеринбург),  Издательский дом «Коммерсантъ-Сибирь»  (Новосибирск),  Консалтинговая компания BusinessMelius  (Челябинск),  ООО «Империя Качества» (Барнаул),  ООО Научно-внедренческая фирма «Центр пищевых технологий»  (Новосибирск),  Школа бизнеса Networking Event Club  (Казань),  Южный центр логистики  (Ростов-на-Дону),  Kyiv Logistics School  (Киев),  LiCO Екатеринбург  (Екатеринбург).

Тренеры 

Александр Дворак  (Москва),  Дмитрий Николаевич Стукалов  (Москва),  Людмила Валерьевна Веремей  (Москва),  Александр Максимовский  (Москва),  Анатолий Суздальцев  (Москва),  Валерий Юрьевич Разгуляев  (Москва),  Виктор Сергеевич Королев  (Москва),  Ирина Павловна Демина  (Москва),  Николай Борисович Лобанов  (Москва),  Роман Морозов  (Москва),  Алекс Громов  (Красноярск),  Станислав Николаевич Михайловский  (Санкт-Петербург),  Сергей Панькин  (Екатеринбург),  Сергей Масягин  (Нижний Новгород),  Ольга Владимировна Целищева  (Пермь),  Олег Хлопотин  (Новосибирск),  Дмитрий Черноморец  (Минск),  Неля Владимировна Нам  (Санкт-Петербург),  Ирина Юрьевна Решетникова  (Пермь),  Дмитрий Андреевич Гаврилов  (Санкт-Петербург).

Ещё тренеры 5

Консультанты 

Анатолий Суздальцев  (Москва),  Виктор Сергеевич Королев  (Москва),  Николай Борисович Лобанов  (Москва),  Алекс Громов  (Красноярск),  Анастас Георгиадис  (Санкт-Петербург),  Андрей Леонидович Кислицын  (Киров),  Валерий Владимирович Матвеев  (Ростов-на-Дону),  Дмитрий Андреевич Гаврилов  (Санкт-Петербург),  Дмитрий Черноморец  (Минск),  Сергей Масягин  (Нижний Новгород),  Станислав Николаевич Михайловский  (Санкт-Петербург),  Татьяна Таранова  (Ростов-на-Дону).

Воронеж,  
Санкт-Петербург,  
Киров,  
Набережные Челны,  
Ростов-на-Дону,  
Уфа,  
Краснодар,  
Екатеринбург,  
Челябинск,  
Новосибирск,  
Кемерово.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Производственная логистика»!

Пути решения

Решить все проблемы сразу, наверное, нереально. Но мы все же рекомендуем компаниям комплексный подход. Иначе просто не получится, ведь все бизнес-процессы связаны и взаимозависимы. Однако сосредоточиться лучше на самом узком месте, постепенно подтягивая все остальное. Для начала следует продумать, описать и регламентировать все процедуры, проверить, как они осуществляются на практике, и делать это необходимо в плотной связке с непосредственными исполнителями в подразделениях. Существует множество инструментов, которые помогут стандартизировать различные процедуры и видеть бизнес-процессы целиком, делая их прозрачными и удобными, в том числе – принцип «канбан», который начался с системы карточек компании Toyota. Ведь в некоторых компаниях перевозки настолько сложны, что один маршрут превращается в полноценный проект. Например, у нас был кейс по перевозке завода – логисты распределяли его по частям, везли их, считали, какие части на каких машинах перемещать, учитывали опасные составляющие, организовывали специальные группы людей, договаривались с властями, нанимали спецтранспорт, перегораживали дороги… Это также и автоматизированные системы, начиная с CRM-решений, которые позволяют вести заявки, взаимоотношения с клиентами и подрядчиками, и заканчивая мощными аналитическими модулями ERP, TMS, FMS, WMS. В этой сфере как раз работает компания «1С-Рарус». Это также и инструменты, которые помогают отслеживать транспорт и оптимизировать маршруты, например, ГЛОНАСС и системы спутникового мониторинга. Наконец, важный инструмент – это собственно совершенствование бизнес-процессов. Зафиксировав реальный алгоритм, вам следует подумать, как его улучшить. При внедрении автоматизированных систем не менее половины наших клиентов перерабатывают бизнес-процессы, оптимизировав их. Здесь в ход идут различные технологии и методики: кайдзен, FAST, бенчмаркинг, перепроектирование – кому что удобно и нравится.

В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики

Экспедиторская деятельность является неотъемлемой частью работы логиста, но она ограничивается лишь координацией перемещения грузов, сопровождением и доставкой до места назначения.

Логистика же, сама по себе, более широкое понятие. Она подразумевает оптимизацию материальных и информационных потоков параллельно с экспедиторской деятельностью.

Полный объем услуг транспортной экспедиции включает в себя:

  • забор груза, перевозку и доставку до места назначения
  • погрузку и выгрузку товара;
  • контроль оплаты перевозки;
  • оформление необходимых документов;
  • возможные услуги таможенного брокера;
  • информирование сторон договора о маршруте и этапе перемещения груза
  • и прочее.

То есть, экспедиторская деятельность – это лишь одна составная часть логистики.

Интеграция цифровых каналов

Международная доставка — это, как правило, длительный процесс. Например, движение контейнера из Гуанчжоу в Москву занимает от 20 дней. Компаниям приходится на разных этапах движения груза взаимодействовать с разными подрядчиками, поэтому задача сбора информации о местонахождении груза, а также предоставления грузовладельцу трекинга, становится очень трудоемкой. Помимо этого, сами грузовладельцы требуют предоставлять данные в различных форматах.

В современных информационных системах, например «1АБ:Карго» (программа является авторской разработкой специалистов «1С-Архитектора бизнеса»), предусмотрены инструменты интеграции, которые позволяют собирать данные о движении груза из различных источников: агентов, собственных и наемных транспортных средств, систем таможенного оформления и т.д.

К самым распространенным инструментам сбора данных трекинга можно отнести:

  • интеграция с помощью API. Это могут быть, например, ключевые агенты, с которыми происходит обмен большими объемами информации (заказы, документы, трекинг, POD);
  • модули интеграции с определенными сервисами. Например, для получения данных по дислокации вагонов и контейнеров по всей сети 1520 или интеграция с сервисами РЖД для организации электронного документооборота (ЭТРАН);
  • чат-бот для наемных и штатных водителей;
  • мобильное приложение для водителей.

Безусловно, главная задача — это не сбор, а обработка и формализация данных. Этим, как правило, занимается клиентский менеджер, но это может быть трудоемкий и затратный процесс, который, в свою очередь, влияет на стоимость услуг. Поэтому в этом случае очень востребованы универсальные инструменты цифровой логистики, которые позволяют обработать данные трекинга из различных источников и доставить их до грузовладельца. И при этом структуру этих данных можно настроить для каждого грузовладельца индивидуально.

Для клиентов также может быть предусмотрено несколько вариантов получения данных по трекингу:

  • личный кабинет;
  • API;
  • рассылка преднастроенных отчетов по расписанию;
  • SMS или e-mail уведомления.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector