Гост 14192-96 маркировка грузов (с изменениями n 1, 2, 3)
Содержание:
Выбор транспорта
Хрупкие грузы чаще всего доставляются в кузове грузового автомобиля, в котором предусмотрены специальный крепеж. Это могут быть стяжные ремни, тросы, цепи, полимерные ленты и др. Благодаря им грузы не будут произвольно перемещаться во время переезда, что убережет их от падений и ударов.
Также возможна доставка хрупких грузов самолетом, ж/д транспортом и морскими судами. В таких случаях коробки должны быть защищены от доступа посторонних к содержимому, иметь специальные пазы для закрепления в грузовом отсеке.
При выборе способа доставки следует исходить из таких факторов, как расстояние, особенности товаров. Перевозка хрупких грузов — недешевая услуга, так как логистическая компания несет материальную ответственность за доставку товаров неповрежденными. Стоимость повысится при авиа доставке и уменьшится при выборе грузового транспорта.
Доверить перевозку лучше всего надежной компании, в арсенале которой есть оборудованные фургоны, специализированная погрузочная техника, опытные грузчики и такелажники.
Требования
При изготовлении, а также эксплуатации упаковочных материалов они в обязательном порядке обязаны соответствовать определенным техническим, нормативным требованиям, в противном случае их нельзя использовать при транспортировке.
Требования упаковке делят на разные категории, основные – социальные, антропометрические функциональные, эстетические, экологические. Также к упаковке предъявляются требования относительно безопасности и надежности груза.
Социальные требования
Демонстрируют соответствие объемов производства упаковки потребностям общества и отдельных социальных групп, ассортименту отдельных товарных категорий. Поскольку упаковка – неотъемлемая часть товара, потребность в ней актуальна, пока есть спрос на продукцию. Потребность в упаковочных материалах классифицируется по разным критериям: стоимость сырья, вид тары. По статистике, наиболее востребованным является производство упаковки для пищевых продуктов, а также парфюмерии и косметики.
Функциональные требования
Качественная тара обязана оберегать груз от любых внешних факторов – влаги, тепла, ультрафиолета, кислорода. В соответствии с функциональными требованиями тара обязана обеспечить полную сохранность товара – его количество, качество.
Надежность
Данное требование означает способность упаковки обеспечить сохранность эксплуатационных характеристик груза на весь период транспортировки.
Взаимозаменяемость
Упаковочный материал, когда его не оказывается в наличии, должен быть заменяем другим материалом, тарой, с аналогичными эксплуатационными характеристиками. Такая замена не должна отразиться на качестве транспортируемой продукции и груза.
Эстетические требования
Касаются оформления, дизайна упаковки. Дизайн предполагает комплекс графических знаков, текстового обозначения.
Эргономичность
Данное требование определяет степень комфортности применения конкретной упаковки в соответствии с возможностями человека. Тара должна быть удобной и безопасной с точки зрения использования клиентом.
Антропометричность
Это требование определяет – в какой степени упаковка соответствует форме и размеру рук потребителя. Нельзя упаковывать детские игрушки в тару, предназначенную для упаковки продуктов питания или бытовой химии. Кроме этого, эргономичная упаковка должна гарантировать удобную погрузку, выгрузку товара. При производстве тары учитываются следующие параметры:
- возрастная группа целевой аудитории;
- особенности погрузочных и разгрузочных работ.
Психологические требования
Упаковка должна вызывать приятные эмоции у потребителя, побуждать к действию – купить, попробовать, воспользоваться.
Экологичность
Одно из основных требований к упаковке – она не должна оказывать негативное влияние на окружающую среду с момента производства, на протяжении всего срока эксплуатации. Кроме этого, упаковка должна оставаться экологически безопасной после эксплуатации.
Безопасность
Упаковка должна обеспечивать безопасность погрузочных, разгрузочных работ, а также эксплуатации груза. Это особенно актуально при транспортировке опасных грузов.
Кроме этого, к упаковке предъявляют еще одно требование – экономическая эффективность – определяется стоимостью производства, эксплуатации, утилизации тары. Экономическая эффективность не связана с эксплуатационными качествами товара, соответственно, универсальной тары с точки зрения финансовых затрат не существует.
Упаковочные материалы
- Воздушно-пузырчатая плёнка является одним из самых распространённых упаковочных материалов. Она отлично защищает от механических повреждений, может использоваться в один или несколько слоёв.
- Пенопласт – не менее популярный материал. Его часто используют производители бытовой техники и сувенирной продукции. При этом пенопласт плотно входит в коробку, внутренняя часть упаковки вырезается точно по контуру изделия.
- Упаковочная многослойная бумага удобна при укладывании в транспортировочную коробку посуды, сувениров, мелких предметов интерьера. Для таких же целей используется и вспененный полиэтилен.
- Поролон используется реже, но в некоторых случаях он практически не заменим.
- Для заполнения пустот между коробкой и изделием используются пенопластовые гранулы или специальная пена.
- Сам контейнер чаще всего представляет собой коробку из гофрированного картона. Этот материал достаточно жёсткий и лёгкий, сам частично защищает правильно упакованный хрупкий груз.
Упаковочные пиктограммы
Много лет назад было замечено, что при перевозке грузов из одной страны в другуюн нельзя быть стопроцентно уверенным, что работники иностранной компании смогут прочесть написанное на коробках и контейнерах и станут правильно обходиться с ними. Поэтому возникла необходимость создать универсальный язык, одинаково понятный грузчикам и в Бразилии, и на Аляске. Так появился «алфавит» интернациональных упаковочных пиктограмм, применяемый сегодня во всем мире.
Он состоит из различных рисунков-значков, легко распознаваемых в любой точке планеты. Фактически упаковочные пиктограммы — это аналоги дорожных указателей. Они также понятны для всех и просты.
Подготовка хрупкого груза к отправке
Для каждого вида товаров существуют специфические способы упаковки, напрямую зависящие от его размеров, прочности, материала, формы и веса.
- Малогабаритные изделия. Предметы небольшого размера перевозят в картонных коробках или ящиках с ячейками. Каждый товар по отдельности заворачивается в бумагу или пузырчатую полиэтиленовую пленку, иногда тонкий вспененный полиэтилен, затем его размещают в ячейках коробки. Материал для коробок и разделителей внутри них – обычно гофрированный картон. Коробки закрепляют на поддонах и сверху упаковывают пленкой для защиты от влаги.
- Плоские предметы. Стекла и зеркала нуждаются в очень надежной упаковке. Крупные стеклянные листы бьются и при ударе, и неустойчивы к перегибам, поэтому их обязательно упаковывают в прочные жесткие деревянные ящики или каркасы с ребрами жесткости. Между стеклами (зеркалами) прокладывается уплотнительный материал (чаще всего вспененный полиэтилен), он же прокладывается по бокам между стеклами и боковыми частями ящика. В каркасах и ящиках без крышки стопку стекол закрепляют окантовочной лентой.
Керамическую плитку укладывают в ящики и плотно укладывают их на поддоны. - Электроника. Крупную электронику, как правило, упаковывают в картонные коробки с пенопластовыми прокладками. Затем ее помещают в ящики из дерева, закрывают пленкой для защиты от влаги. Небольшие гаджеты пакуют в мелкие коробочки, затем их складывают в коробки среднего размера, затем в большие ящики и также закрывают от влаги.
Сыпучие грузы
Для транспортировки сыпучих строительных материалов автомобильным транспортом требуется учитывать их специфику. Для доставки грузов насыпом или навалом рекомендуется выбирать специализированные автомобили-грузовики, у которых имеется возможность самостоятельной разгрузки кузова без применения дополнительной рабочей силы человеком.
При осуществлении доставки сыпучих строительных грузов простым насыпом (навалом) необходимо обращать внимание на:
- техническую исправность ТС;
- отсутствие прорех в кузове;
- обеспечение дополнительной защиты кузова при поставке грузов повышенной влажности (застилать дно и борта кузова прочным водонепроницаемым материалом);
- наличие тента, предотвращающего рассеивание груза в окружающей среде, так как мелкие частички могут попасть в детали соседних автомобилей, а также в глаза людей.
Загрузка грузовых автомобилей-самосвалов производится чаще всего сыпучими материалами без упаковки. Выполняют погрузку экскаватором, особенно удобно это в условиях работы в месте добычи, так как там строительные экскаваторы повсюду и не требуют отдельного оформления аренды и, соответственно, оплаты.
Знак «Осторожно, стекло!»
Данная пиктограмма встречается довольно часто на таре хрупких предметов. Выглядит она таким образом.
Традиционное место размещения этого символа — левый верхний угол на любой из сторон коробки.
Обратите внимание на то, что использование знака «Осторожно, стекло!» распространяется не только на содержимое, изготовленное из этого материала (сервизы, зеркала, стеклянные столы и подобное). Эта метка ставится на любой коробке, в которой перевозится нечто, требующее особо бережного обращения
Стоит иметь в виду, что существует целый ряд родственных пиктограмм со стеклянным стаканом или стопкой. Часто такие картинки дополняются надписью «хрупкое», или fragile (если товар из англоязычной страны). Хотя названия этих пиктограмм могут иметь небольшие отличия, обозначают они одно и то же.
Какие грузы являются «хрупкими»
Чтобы лучше понять, когда именно применяется рассматриваемый знак (черный стеклянный стакан), обратим внимание на те предметы, упаковка которых помечается с его помощью
К них относятся:
- посуда;
- предметы интерьера из стекла (вазы, зеркала, люстры);
- декоративные растения;
- сантехника;
- антиквариат;
- большинство электротоваров;
- музыкальные инструменты;
- хрупкие строительные материалы (плитка) и прочее.
К этой категории можно отнести практически любой груз, который легко способен утратить свои качества вследствие физического воздействия (падение, сжимание, удар). На каждой коробке с подобным содержимом в обязательном порядке будет нарисован значок с рюмкой.
Транспортные пиктограммы тары и упаковки
Помимо знака «Хрупкий груз» (бокал на ножке) к этой категории относится множество других пиктограмм, подсказывающих, как можно и как нельзя перевозить такую тару.
Ниже представлены наиболее распространенные из них:
- «Беречь от влаги» — ставится на упаковках, содержимое которых может быть испорчено при контакте с жидкостью.
- «Беречь от излучения» — метка для предметов, чаще вещей, которые под воздействием света или подобных излучений могут изменить свои химические или физические свойства. Вариациями его можно считать знак «Беречь от солнечных лучей» и «Защищать от радиоактивных источников».
- «Ограничение температуры» — эта пиктограмма всегда сопровождается указанием температурных границ, в пределах которых можно хранить груз.
- В зависимости от предусмотренного способа погрузки могут применяться такие метки: «Вилочные погрузчики не использовать», «Здесь поднимать тележкой запрещается» или «Место строповки».
- «Герметичная упаковка» — такой знак применяется для обозначения недопустимости вскрытия тары в процессе транспортировки.
- «Крюками не брать» — предупреждает о недопустимости подвешивания тары.
- «Зажимать здесь» — показывает, где и как именно осуществлять переноску груза. В идеале эта метка сопровождает знаком, указывающим на центр тяжести груза. Парной к этой пиктограмме является «Не зажимать».
- «Штабелировать запрещено» и «Штабелировать ограниченно» — знаки, сигнализирующие о недопустимости/допустимости укладки коробок друг на друга. Часто их ставят на упаковках со стеклянной посудой или бытовой техникой. Во втором случае всегда должен быть указан граничный допустимый вес. К этой же категории относятся метки «Предел по количеству ярусов в штабеле» и «Предел штабелирования по массе».
- «Открывать здесь» — название этой пиктограммы говорит само за себя. Эти стрелочки, наравне с зонтиком и стаканом, присутствуют почти на всех хрупких упаковках.
- «Верх» — две черные стрелки указывают, как правильно нужно ставить и перевозить тару.
- «Скоропортящейся груз» — обозначает обычно продукты.
Правила упаковки
Качественная, надежная упаковка – одно из главных требований к перевозке хрупких предметов. Основные материалы для упаковки:
- пузырьковая пленка – отличается хорошими защитными качествами, невысокой стоимостью, универсальный упаковочный материал;
- короб деревянный – позволяет плотно укладывать хрупкие изделия;
- бумага упаковочная – используется для обертывания небольших изделий и укладывания в тару);
- пенопласт – обладает хорошими амортизирующими качествами, но отличается ломкостью, применяется для защиты бытовой техники;
- картон – применяют преимущественно для заполнения пустот, образующихся при упаковке изделий сложной формы;
- гофрированный картон и коробы из него – используют для укладывания упакованных бумагой или пленкой предметов;
- поролон – качественный, надежный упаковочный материал, применяется для изделий небольшого размера, также используется для прокладывания между упакованными предметами;
- герметик и гранулы полистирола – применяется для заполнения пустого пространства в таре с упакованным грузом.
Общие рекомендации к упаковке следующие – каждый предмет необходимо упаковать отдельно, уложить тару, заполнить пустые зоны. Именно пустоты – главная причина повреждения груза в процессе транспортировки, поэтому следует избегать их во время упаковки и тщательно заполнять. Два ломких предмета не должны соприкасаться
Важно, чтобы упаковка защищала груз от внешних воздействий – температурных перепадов, влаги, пыли. Чтобы тара не открывалась во время движения транспорта, стыки проклеивают скотчем
Обязательно наносят соответствующую маркировку.
Рекомендации для упаковки отдельных категорий товаров:
- бытовая техника – упаковывается в картонные коробки, каждая часть прибора упаковывается отдельно, используются: пенопласт, пузырьковая пленка, деревянные ящики, если детали накапливают статическое напряжение, материал должен обладать антистатическими качествами;
- мелкие предметы домашнего интерьера – каждый предмет заворачивается в упаковочную бумагу или пузырьковую пленку, складываются в деревянные коробки, поделенные на ячейки, сверху коробки защищаются от попадания влаги;
- музыкальные инструменты – транспортируются, как правило, в футлярах, но их также нужно упаковывать соответствующим образом, если груз перевозят зимой, обязательно утепляю;
- телевизоры, а также компьютерная техника, другие гаджеты – наиболее уязвимое деталь – монитор, для защиты используется плотный картон, его крепят скотчем;
- хрупкие предметы плоской формы – транспортируют, укладывая штабелями, между изделиями прокладывается мягкий материал, поверх используется картон, крепится скотчем;
- растения – оборачивают пленкой, нельзя допустить соприкосновения с другими предметами, перевозят вазоны с цветами в кабине водителя или в отапливаемом фургоне;
- аквариум – перед транспортировкой освобождают от наполнения и оборудования, снаружи обкладывают мягким картоном, крепят клейкой лентой.
Классификация хрупких грузов
Строго горя, официальной классификации хрупких изделий не существует, по крайней мере в России, но определение им можно дать следующее: к хрупким относятся грузы, которым необходима специальная защита от падений, трясок, физического ударного воздействия и весовых нагрузок. В соответствии с этим определением в эту категорию изделий попадают:
- предметы сервировки/столовая посуда из фарфора, стекла, фаянса, хрусталя;
- музыкальные инструменты;
- бытовая/офисная техника, компьютеры и электронные гаджеты;
- предметы старины, антиквариат;
- люстры, часы, вазы, зеркала, другие подобные предметы интерьера;
- плиточные отделочные материалы;
- большой спектр автозапчастей (стёкла, светотехника, некоторые датчики);
- сантехническая продукция;
- декоративные растения;
- отдельные разновидности стройматериалов (стеклянные витражные изделия, гипсокартон).
Поскольку при перевозке подобных предметов их можно легко повредить, в результате чего они могут утратить свои эксплуатационные или декоративные характеристики, транспортировка хрупких грузов должна осуществляться в соответствии с определёнными правилами, предъявляемыми к их упаковке, переноске, погрузке/выгрузке, доставке всеми видами транспортных средств.
Каждая группа хрупких товаров имеет свою специфику, относящуюся ко всем перечисленным составляющим транспортировки, поэтому они не могут перевозиться с использованием универсальных методик и способов. В качестве примера можно привести керамическую плитку и крупную бытовую технику: последнюю обычно пакуют в картонную тару, предварительно обкладывая все поверхности листами из пенопропилена. Для плитки такой способ упаковки не годится, её укладывают в коробки с обвязкой, которые устанавливаются на деревянные поддоны. Последние подлежат надёжной фиксации в кузове транспортного средства. Другими словами, выбор материала упаковки, способа переноски, маркировки, крепления и транспортировки, подходящего транспорта зависит от множества факторов: материала изготовления перевозимого товара, его габаритов, массы и других характеристик.