Особенности перевозки лошадей

Режим движения

Во время движения запрещается развивать большую скорость. А также резко разгоняться или тормозить. После каждых 6 часов езды делается остановка, чтобы лошадь могла размять ноги, которые сильно устают. А еще желательно помассировать ей сухожилия.

Если это спортивный конь, которому предстоит участие в скачках, то во время остановки надо организовать ему пробежку. Это позволит держать мышцы в необходимом тонусе. После выгулки лошадь должна остыть, и только затем ее можно напоить водой, обязательно подогретой.

Во время остановки закрытый кузов или прицеп обязательно проветривается.

Влияние транспортировки на организм лошадей

Погрузка в кузов, вибрация и тряска на кочках, шумы провоцируют стрессовое состояние. Понижение резистентности, чувство страха приводит к истощению, особенно при длительной транспортировке. Утомление усиливается из-за непрерывающейся нагрузки на скелетные мышцы. У лошадей при погрузке различают несколько форм поведения: нормальная (активно заходят в кузов), пассивная (конь останавливается, плохо реагирует на понуждение), защитная (поднимаются на дыбы, мотают головой, бьют копытом и другие признаки агрессии).

На коротких дистанциях преобладает реакция возбуждения у лошадей, проявляющаяся повышением ЧСС, дыхательных движений, лошади могут агрессивно реагировать на прикосновения, окрики. Длительное перемещение (свыше 2-х суток) приводит к торможению из-за чрезмерного утомления – можно обнаружить понижение пульса и дыхания, некоторое снижение температуры.

Для предупреждения транспортного стресса можно использовать нейролептические, седативные средства. Их введение приводит к облегчению загрузки – лошади не проявляют агрессии, пассивно проходят в бокс. В ходе перевозки нет повышенного воздействия на системы, что способствует сохранению в пределах нормы основных показателей.

Также следует осуществлять транспортировку с перерывами. На каждые 8 часов пути должно приходиться 2 часа отдыха, во время которых осуществляется поение и кормление животного, уборка в боксе.

Подготовка животного

Поездка, даже короткая, — стресс для непарнокопытных. Хорошо, если перед транспортировкой лошадь будет привыкать к предстоящему путешествию: поднимется по трапу или на погрузочную платформу, зайдет Многие владельцы лошадей сталкиваются с необходимостью везти питомца на выставку, соревнования или в конюшню нового хозяина. Перевозка лошадей — мероприятие ответственное в коневоз или фургон (когда он уже прибыл на место). Если перевозить будут и молодых, и взрослых особей, то грузить в автомобиль или вагон рекомендуют сначала зрелых лошадей и лишь потом молодняк. Это придает последним уверенность и дает ощущение безопасности. Когда лошадь перевозят одну, ее нужно заранее приучать к нахождению в замкнутом пространстве без других животных.

У недостаточно адаптированной к поездке лошади учащается сердечный ритм, она становится нервной и тревожной, агрессивной. Практика показывает, что повторно транспортируемые животные ведут себя спокойнее тех, кого перевозят впервые.

Комрление накануне перевозки

Для лошадей, которые привыкли к постоянным нагрузкам, снижение их интенсивности за 3-4 дня до перевозки означает и снижение на 20-30% доли концентрированных кормов в рационе. Сено животные получают в полном объеме.

Если переезд будет недолгим, то лошадиный рацион накануне транспортировки сокращают до сена и воды. И только на новом месте, когда непарнокопытное окажется в деннике и освоится, его возвращают к привычной еде.

При длительной перевозке, занимающей несколько дней, животных кормят в привычном для них режиме. Ограничения не должны касаться и лошадей, которые отправляются на соревнования. Рацион для них подбирает тренер.

Амуниция для перевозки

При перевозке лошадей всем животным понадобятся крепкие чомбуры, а также недоуздки по размеру. Во время путешествия нужно иметь запас амуниции. Неспокойным лошадям надевают на ноги транспортировочные ногавки или мягкие ватники, которые защитят их от травм. Однако они могут вызывать у животных перегрев ног или отеки, поэтому за состоянием питомцев во время путешествия необходимо следить. Для хвоста предусмотрен специальный нахвостник. Животным, которых перевозят в холодное время года, понадобятся теплые попоны.

Дополнительно

Если животное ведет себя нервно, проявляет агрессию, перед поездкой ему рекомендовано ввести успокоительный препарат, чтобы снизить воздействие стрессовой ситуации. Во время транспортировки под рукой должна быть ветеринарная аптечка с набором необходимых препаратов. Если непарнокопытных перевозят большой группой, ее должен сопровождать ветеринарный врач.

Список необходимых документов

Для транспортировки обычных коней и лошадей, которые участвуют в соревнованиях, то есть являются спортивными, требуются разные документы.

Так, поездки спортивных жеребцов возможны при наличии одного из следующих документов:

  • паспорта спортивной лошади, выданного Федерацией конного спорта России;
  • паспорта Всероссийского научно-исследовательского института коневодства.

Узнайте, как разводить лошадей и как запрягать.
Перечень документов для перевозки коней в различных ситуациях таков:

  1. При транспортировке животного между федеративными округами и странами необходимо оформление ветеринарного свидетельства по форме 1. Владелец должен уведомить местную ветеринарную службу о планируемой поездке за 1 месяц до её старта.
  2. При поездке по стране ветсвидетельство заверяется подписью главного государственного ветеринарного инспектора населённого пункта либо уполномоченного ветеринарного врача и печатью районного ветуправления. Составляется свидетельство в 2 экземплярах.
  3. Для поездки за границу в графе «Особые отметки» указанного свидетельства должна быть вписана дата и номер разрешения на вывоз, которое предоставил государственный ветеринарный инспектор.
  4. Если лошадь транспортируется в страны СНГ, на свидетельстве дополнительно проставляется подпись главного госветинспектора субъекта РФ, скреплённая печатью управления ветеринарии соответствующего субъекта РФ.
  5. Если конь экспортируется, в графе «Особые отметки» должны быть проставлены дата и номер разрешения на вывоз, выданные Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. На пограничном контрольном ветеринарном пункте взамен ветсвидетельства выдаётся ветеринарный сертификат формы № 5а.
  6. Если перевозится до пяти особей, то их клички и пол указываются в ветеринарном свидетельстве в графе «Особые отметки». Если лошадей больше пяти, отдельным документом составляется их опись с указанием клички и пола. Опись заверяется печатью управления ветслужбы, которое выдало свидетельство.

В свидетельстве есть специальные графы, где нужно прописать все диагностические, профилактические и лечебные манипуляции, которые были произведены с лошадьми перед отправкой.

Следует обратить внимание, что в каждой отдельной стране есть свои требования к прививкам и ветеринарным мероприятиям, которые должны проходить лошади. Поэтому прежде чем отправлять животных за границы государства, следует подать соответствующий запрос в ветеринарную службу той страны, куда ввозится лошадь

Также необходимо поинтересоваться, существует ли в данном государстве налог на ввоз животных. В некоторых странах он составляет довольно приличную сумму.

Знаете ли вы? Самой большой в мире лошадью считается представитель породы шайр по кличке Сэмпсон. Его рост — 2,2 м, вес — 1,52 т. Самая маленькая лошадка — американская миниатюрная. В Книгу рекордов Гиннесса попал представитель данной породы по кличке Маленький Пампкин с ростом 35,5 см и весом 9 кг.

Если планируется поездка автомобилем, то лучше для перевозки коня арендовать либо приобрести специальный прицеп

В дороге важно постоянно следить за состоянием животного, не забывать осуществлять его кормление, поение и прогулки. По железной дороге кони транспортируются в специальных товарных вагонах, а в самолётах — в специальных контейнерах

Для перевозки спортивных лошадей необходим специальный паспорт. Для транспортировки обычных животных — ветеринарное свидетельство, заверенное соответствующим образом. Можно попробовать вывезти животное самостоятельно, а можно воспользоваться услугами компаний, специализирующихся в данном направлении.

Правила перемещения лошадей

Для перевозки животных по стране или вывоза их за границу требуется определенный набор документов. Каждая лошадь должна иметь паспорт, который выдается ВНИИ коневодства или федерацией конного спорта. В этих документах ставятся пометки о проведенных обработках и диагностиках.

Контроль перевозок животных осуществляется ветеринарной службой, так как существует опасность распространения опасных заболеваний. Для этого выдается свидетельство, в котором указывается информация о проведенных вакцинациях, обработках, диагностических исследованиях. Необходимые вакцинации для лошадей:

  • против гриппа (не более полугода);
  • от сибирской язвы действует до года;
  • дерматофитозы – 1 год.

Также обязательно необходимо провести исследование коня на случную болезнь, инфекционную анемию, сап. Также прикрепляется свидетельство ветеринарной службой, в котором указывается состояние региона по инфекционным энцефалитам, ящуру, сапу, случной болезни, везикулярному стоматиту, ИНАНу и ринопневмонии.

Список документов и ветеринарных справок

Прежде чем отправиться в путешествие, лошадь должна пройти установленный карантин, а также необходимую ветеринарно-санитарную обработку, подтвержденную ветеринарным сертификатом. Не подлежат перевозке, кроме экстренных случаев, больные, ослабленные, травмированные животные. Запрещено вывозить лошадей из коневодческих хозяйств, где выявлены опасные заболевания лошадей: грипп, случная болезнь, энцефаломиелит, сап, ящур, ринопневмония и пр.

Спортивных скакунов перед перевозкой необходимо вакцинировать: в течение 6 месяцев перед поездкой — против гриппа, не более 12 месяцев — против сибирской язвы, дерматофитозов. Лошади должны быть исследованы на сап, ИНАН, а также случную болезнь и иметь отрицательный результат. Все необходимые ветеринарные процедуры проводят с интервалом в полгода, подтверждая их соответствующим свидетельством.

Если планируется перевозка спортивного жеребца, его хозяину необходимо иметь при себе один из следующих документов: паспорт спортивной лошади, который выдает Федерация конного спорта России, либо паспорт, выдаваемый Всероссийским научно-исследовательским институтом коневодства. В паспорт вносятся записи о всех текущих прививках и проведенных лабораторных исследованиях. Заверяет документ ветеринарный врач.

Для поездок за пределы России лошадь должна иметь разрешение на вывоз, которое предоставляет государственный ветеринарный инспектор.

Как правильно перевезти лошадь

Особо стоит отметить, что для организма животного подобное мероприятие всегда является стрессом. Только при правильной подготовке к конеперевозке, соблюдении правил безопасности можно как-то снизить факторы стресса.
Прежде всего, пол в автофургоне не должен скользить. Лошади должно быть достаточно свободно, чтобы она могла вытянуть шею, слегка сменить позу.

Во время переезда животное необходимо кормить. Для этого сеном набиваются специальные мешки. Они подвешиваются в таком положении, чтобы лошадь имела возможность до них дотянуться.

Как правило, все коневозы имеют специальный отсек, в котором можно перевозить всю амуницию.

Очень часто лошади боятся заходить в коневозы — эдакое зоотакси. Это случается у молодых, не привыкших к переездам лошадок. Если поездка не связана с соревнованиями, то вполне можно использовать успокоительные средства. В противном случае, лучше отказаться от их употребления, так как всех участников проверяют на допинг.

Несмотря на то, что в этой поездке лошадь сопровождает, как правило, несколько человек, главную роль все же играет не владелец, а водитель. Именно от того как он будет вести автомобиль во много зависят получаемые лошадью нагрузки, ее здоровье, а иногда и жизнь. Перед отъездом стоит определиться с маршрутом. Желательно держаться больших автомагистралей, поскольку можно придерживаться определенной скорости и не надо то и дело тормозить или разгоняться. Так же отправляться в путь, особенно если на соревнования, стоит с большим запасом свободного времени. Во-первых, чтобы избежать нервного напряжения из-за какой-нибудь пробки на дороге или аварии. А во-вторых, животному после долгого путешествия необходимо придти в себя.

Во время пути каждое животное дополнительно экипируется следующими средствами безопасности. На ноги лошади надевают специальные ногавки. Хвост либо слабо бинтуют, либо надевают нахвостник. Это предотвращает образование зачесов. В зимний период на лошадь надевают попону.

Особенно стоит отметить, что труднее всего перевозить лошадь по морю. Загружают их обязательно натощак и перед самым отплытием. Для снижения влияния качки необходимо каждый день омывать лошади ноги до коленного сустава, глаза и ноздри. В помещении должен быть постоянный приток свежего воздуха.

Конечно, конеперевозка сопряжена со множеством проблем, но от этого никуда не деться. Однако эти проблемы почти всегда можно решить, главное — не тянуть до последней минуты, а заняться их решением заранее.

На вопрос, как правильно перевезти лошадь, можно отвечать бесконечно, но главные моменты и пункты учтены в этом материале.

Особенности перевозки в зависимости от транспорта

Транспортировать коней можно тремя способами: по земле автомобилем либо поездом, по воде и по воздуху. Наиболее распространённый способ — автотранспортом.

Узнайте, какие характеристики у пород лошадей: советский тяжеловоз, тракененская, фризская, андалузская, карачаевская, орловский рысак, фалабелла, аппалуза, тинкер.

Автотранспортом

Для перевозки необходимо приобрести специальный прицеп под названием батман. Он разработан именно для этой цели. Разработчики постарались учесть все нюансы, чтобы животному было при поездке комфортно и безопасно. В прицепе установлены амортизаторы, снижающие нагрузку на конечности при езде по плохой дороге, ухабам и ямам. Внутри прицепа имеется коновязь, к которой удобно привязывать животное.

При отсутствии специального прицепа лошадь транспортируют в обычном. Перед поездкой прицеп тщательно осматривают на предмет острых, опасных участков, о которые конь может пораниться. Пол усыпают соломой либо опилками, которые смогут защитить непарнокопытное от скольжения и позволят сохранить ему устойчивость. В прицепе открытого типа по бокам устанавливают листы из фанеры, которые будут уберегать коня от ветров.

Перевозить животное возможно и в бортовой машине, которую предварительно нужно дополнительно оборудовать:

  • установить сзади кабины фанерный щит для защиты от ветра;
  • по центру кузова, на расстоянии 1 м от кабины, сделать коновязь;
  • при транспортировке 2 особей положить по центру кузова бревно для разделения.

Важно! Транспортировать лошадь в салоне легкового автомобиля запрещено.

Самолётом

По воздуху животных транспортируют нечасто. На них должно быть получено ветеринарное разрешение (более подробно смотрите в пункте нашей статьи «Список необходимых документов»). Для перевозки животных существуют отдельные рейсы и специальные службы. Проще обращаться в такую, поскольку там работают профессионалы, знающие, как транспортировать животных.

В самолёте лошадь помещают в специальный контейнер. Обычно непарнокопытные нормально переносят смену давления. А вот турбулентность и закрытое пространство — не очень. Профессионалы рекомендуют перед полётом провести тестирование коня на склонность его к клаустрофобии — поместить его в закрытый контейнер и слегка тряхнуть.

Если животное будет вести себя неадекватно, скорее всего, потребуется применение успокаивающих препаратов, которые может вводить лишь специалист и лишь при необходимости. В противном случае животное может страдать само и напугает других лошадей, которые будут транспортироваться вместе с ним.

За 2 часа до полёта животное следует прекратить кормить и поить.

Ознакомьтесь с верховыми и тяжеловозными породами лошадей.

Поездом

Чтобы перевозить коней по железной дороге, существуют специальные вагоны. Они должны быть чистыми и продезинфицированными. В них устанавливают коновязи с сеном и съёмные кормушки. Если необходимо, ставят перегородки. Для погрузки животных устанавливают трап со специальной платформы или погрузочной площадки. В вагон кладут еду, воду и всё необходимое в поездке. Груз должен быть надёжно укреплён.

Привязывать животных нужно парами, мордами к коновязи и напротив друг друга. Это наиболее распространённый вариант, хотя может быть использовано и другое размещение. Один вагон должны сопровождать 2 человека, которые следят за состоянием животных.

Особенности использования транспорта

Использование определенного вида транспорта основывается на особенностях рельефа, протяженности маршрута и доступности. Чаще всего применяют автотранспорт для перевозки коней на небольшие расстояния. В продуктивном коневодстве практикуется перегонка табунов по скотопрогонным трассам. Они обычно следуют параллельно автомобильным магистралям с удалением в 1-2 км.

Автомобильный

Применение автотранспорта целесообразно исключительно на небольших расстояниях. Если использовать  его для перевозки коней в течение нескольких суток, то необходимо устраивать регулярные выгрузки, чтобы предоставить возможность животному попастись. Для транспорта используют специальные машины, либо обычные грузовики с  нарощенными бортами.

Рекомендованные требования к транспорту:

  • наличие окон, кондиционера для постоянной вентиляции;
  • сниженный уровень вибрации;
  • нескользкое покрытие пола;
  • простота уборки и дезинфекции;
  • достаточное пространство для лошади;
  • наличие дополнительного отсека для обслуживающего персонала.

Выпускаемая заводами КамАЗ, УРАЛ, ЗИЛ техника не приспособлена для перевозки животных, поэтому необходимо перед транспортировкой переоборудовать кузов. Для этого деревянными щитами наращивают борта спереди и сбоку до высоты в 2,2-2,5 метра. Также можно использовать фуры с металлическими или тентовыми полуприцепами.

Разрешается перевозить лошадей только в раскованном виде.

Во время перевозки коня нужно соблюдать требования микроклимата в помещении. Особенно важен температурный режим – не допускайте зимой переохлаждения, а летом перегрева (оптимальная температура 15-20 градусов). Не менее опасны сквозняки – форточки, двери, вентиляционные отверстия должны располагаться так, чтобы на животное не дула прямая струя. Рекомендуемая влажность воздуха – 60-75%.

Размещать лошадей в кузове следует параллельно его бортам с положением головы по ходу движения. Хотя также используется постановка поперек, но в таком случае возможно падении при резком торможении, что причинит травмы коню.

Железнодорожный

Для перевозки вагоны должны пройти очистку и дезинфекцию. Погрузка проводится на специальных платформах для скота. Пригодность боксов определяется работником ветеринарного надзора, который также контролирует весь ход загрузки.

В один вагон загружается до 14 голов коней, при этом должно остаться одно свободное место. Каждый вагон имеет по две двери, поэтому лошадей ставят в четыре ряда – по одному с каждой из сторон двери, так, чтобы головы смотрели в проход. При этом следует в центральных рядах размещать на одного коня меньше, чем в крайних – для образования прохода, необходимого для персонала.

Во время поездки необходимо обеспечить лошадей кормом и водопоем. Необходимо иметь запас пищи и воды, для этого в вагоне ставят канистры, фураж размещают в мешках, а сено в тюках. Очистка вагонов от навоза производится только на специальных станциях, утвержденных ветеринарным надзором. В период перевозки лошадей запрещается их убой, даже при выявлении особо опасных патологий.

Воздушный

Транспортировка лошадей самолетом осуществляется в специальных контейнерах с размерами 3,5х2,5х2,5 метра. Боксы изготавливаются из металла, а изнутри обшиваются мягким материалом (резина). Также пол покрывают опилками, соломой. Такой контейнер предназначен для одновременной перевозки до трех лошадей, которые устанавливаются поперек длинной стороны. Узкое пространство бокса не позволяет коням ложиться на протяжении полета, но полностью движения не скованы – допускается переминание.

Использование специализированных боксов сводит к минимуму травматизм во время полета. В нем поддерживаются оптимальные показатели микроклимата – температура, влажность, воздухообмен. Во время перелета допускается кормление сеном, но водопой и концентраты исключают – их можно дать перед погрузкой.

Не допускается транспортировка лошади без сопровождающего. Во время всего полета персонал должен наблюдать за контейнером, если конь бьется копытом в стенки, то следует немедленно осмотреть его и при необходимости ввести нейролептик. У сопровождающего лица должен быть соответствующий сертификат, который выдается по завершении специальных курсов.

Правила перевозки лошадей

Для любой страны существуют определённые правила, как следует транспортировать животных. Есть такие требования и в отношении лошадей. Соблюдать их следует как для безопасности самого коня, так и окружающих.

Знаете ли вы? В некоторых штатах США существуют странные законы. Так, в штате Юта по закону женщину, которая будет замечена в воскресенье на коне, могут посадить в тюрьму. Также здесь нельзя ловить рыбу, сидя на лошади. В некоторых штатах существуют правила, которые запрещают женатому мужчине ездить верхом, если он состоит в браке меньше года. В Вашингтоне нельзя ездить на уродливой лошади.

Чтобы перевезти коня, необходимо:

Для непарнокопытных следует подобрать крепкую сбрую, прочность которой нужно протестировать до осуществления поездки.
Связывать животное нужно не туго, но надёжно, узлами, которые может легко развязать любой человек

Тугое связывание может вызвать у лошади ещё больший стресс.
Конечности важно не туго обернуть ватниками и бинтами (по типу экипировки голкиперов).

При перевозке нескольких особей их нужно ставить парами по ходу движения. В паре должны быть животные одного пола

Особей женского пола размещают позади жеребцов.
Верёвка, которой привязаны лошади, должна быть не короткой и не длинной. Нужно предоставить возможность шее животного балансировать, и при этом расстояние должно быть таким, чтобы исключить близкий контакт и возможный конфликт непарнокопытных.
При транспортировке в холодное время года коней нужно будет утеплить попонами и капорами.

Не следует перевозить вспотевших животных в открытой машине — это может привести к болезни.
Для погрузки нужно использовать естественные возвышенности, чтобы конь имел возможность без проблем забраться в кузов или вагон.
В многодневной поездке важно не забывать о правильном режиме кормления и поения. Можно давать меньше, чем обычно, овса и добавить отруби с сеном. Такой рацион позволит несколько снизить уровень стресса.
Минимум два раза в день нужно делать остановки (лучше каждые 6 часов) и выпускать животных. Им обязательно необходимо разминать конечности. В ходе остановок прицеп проветривают. Животное выгуливают пешим шагом, дают остыть и поят тёплой водой.

Буйных, слишком возбуждённых особей можно успокаивать лекарственными препаратами, например, Данидином. Однако делать это должен лишь специалист. Самостоятельное введение владельцем препарата запрещено.
Если нет возможности сопровождения коней ветеринаром, под рукой должен быть номер телефона грамотного специалиста, который подскажет, как быть в случае возникновения нештатной ситуации.
Перед поездкой лошади должны пройти тщательный ветеринарный осмотр, установленный карантин, необходимую вакцинацию — за полгода до поездки от гриппа, за год — от сибирской язвы и дерматофитозов.
Перед поездкой следует произвести техосмотр транспорта и коневозки.

Важно! Запрещено транспортировать коней ослабленных, недавно переболевших либо больных, со свежими травмами, а также из хозяйств, в которых зафиксированы грипп, случная болезнь, сап, ящур, энцефаломиелит, ринопневмония и другие опасные заболевания.

Как сделать комфортной перевозку для лошади: видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector