Надежная перевозка (транспортировка) охлажденной и замороженной рыбы
Содержание:
- Спецмашины для перевозки
- Перевозка рыбы в ручной клади на внутренних рейсах
- Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)
- Правильная перевозка
- Виды транспортировки рыбы
- Упаковка личинок, мальков и сеголеток
- Что необходимо принимать в расчёт при перевозке рыбной продукции?
- Подготовка рыбы к перевозке
Спецмашины для перевозки
Кроме особенных условий подготовки живности к транспортировке, имеются и требования к автотранспорту, который будет задействован для её перемещения. Машина для перевозки живой рыбы должна пройти полное обследование на техническую исправность, чтобы в процессе следования вероятность её поломки была сведена к минимуму. При выборе средства для доставки потребителю стоит руководствоваться показателями вместимости специализированного транспорта.
Правила транспортирования живой рыбы также предусматривают непосредственно перед загрузкой продукции обязательную очистку ёмкостей для перевозки с дезинфекцией и промывкой проточной водой. Вода для наполнения перевозочных резервуаров применяется из пруда или водоисточника, в котором ранее содержалась живность. Транспортное средство для перевозки должно укомплектовываться системами аэрации или оксигенации, одна из которых активируется после непосредственной загрузки товара в резервуар. Выбор необходимой системы подачи кислорода осуществляется в зависимости от видовой принадлежности продукции.
После настройки всех систем транспорт отправляется по маршруту. Транспортировать рыбную продукцию в живом виде рекомендуется в ночное время суток или ранним утром. В процессе следования специалист должен следить за качественными показателями подачи воздуха в ёмкости с живой продукцией, а также осуществлять контроль температурных показателей воды, большие колебания которых могут стать критическими для живности
Перегрузка рыбы в «новое место жительства» должна осуществляться с особой осторожностью во избежание её травматизма, а первые несколько дней после перевозки, в период адаптации, за состоянием особей должен наблюдать квалифицированный рыбовод
Перевозка рыбы в ручной клади на внутренних рейсах
Авиакомпании допускают такой вариант, но устанавливают ряд ограничения, для такой транспортировки:
- рыба должна быть тщательно упакована, так чтобы она не источала запаха;
- замороженная рыба помещается в специальный герметичный контейнер, наполненный сухим льдом, или термопакет – правило при перевозке такого типа рыбы действует в обоих вариантах, как в салоне, так и в багаже;
- сушёная рыба упаковывается так, чтобы не допустить проникновения влаги или конденсата, т. е. каждая отдельная рыба заворачивается в бумагу и всё вместе помещается в хлопчатобумажный мешок, это также касается и вяленой рыбы, в такой упаковке она будет более сохранна и сохранит свою первоначальную свежесть и аромат.
Сложнее с копчёной рыбой, так как она из всех видов заготовленного продукта наиболее пахуча, а значит, может вызвать чувство дискомфорта у других пассажиров, что может стать основой конфликта. Поэтому такую рыбу упаковывать надо особенно тщательно, помещая в несколько пакетов и заворачивая в три слоя бумаги.
Сервированный осетр в ручной клади.
Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)
Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.
В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами:
- Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
- Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
- Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
- Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.
Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.
Авто перевозка
Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.
Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).
Правила перевозки автотранспортом
Если вас интересует, как происходит транспортировка автотранспортом, вам следует знать, что для этой цели лучше использовать специальные машины-цистерны. Однако это условие распространяется лишь на те случаи, когда поголовье перемещают с места до отлова до места реализации.
Рисунок 3. Правила перевозки автотранспортом
Мальков и ценные породы автомобильным транспортом перевозят только в специальных пакетах, которые помещают в ящики с бортами из пенопласта. Каждый пакет наполняют чистой водой с кислородом, а в процессе перевозки регулярно проверяют состояние особей.
По железной дороге
Больше всего рыбы перевозится именно железнодорожным транспортом. Для этого оборудуют специальные вагоны с водой и принудительной системой аэрации. В самых современных моделях дополнительно устанавливают небольшую автономную электростанцию, которая приводит в работу насосы и обеспечивает освещение (рисунок 4).
Рисунок 4. Особенности перевозки по железной дороге
В один вагон можно поместить несколько тонн рыбы, в зависимости от вида и температуры воды. К примеру, при температуре от 5 до 10 градусов в одном вагоне можно перевозить 8 тонн карпа, 10 тонн карася или 2,5 тонны форели.
По воде
Транспортировку по воде осуществляют с помощью живорыбных барж, прорезей или изотермических судов.
Самой лучшей считается перевозка в прорезях – специальных судах с плавучими садками. В один такой садок помещается несколько тонн водных питомцев, причем все особи находятся в абсолютно естественной среде и не испытывают стресса. Однако следует учитывать, что при повышенной температуре среды плотность посадки следует увеличит, а при сниженной – уменьшить. Кроме того, нельзя развивать слишком высокую скорость, чтобы не травмировать особей течением воды.
Авиатранспортом
Авиатранспортом можно перевозить не только взрослых особей, но также мальков, оплодотворенную икру и личинок. Материал помещают в плотные пластиковые пакеты с водой и кислородом, причем объем воды должен составлять не меньше половины массы рыбы.
Крупных особей перевозят под наркозом. Это снижает стресс от перевозки и снижает возможность получения травм.
Правильная перевозка
Стоит отметить, что транспортировка живой рыбы требует определенных подготовительных действий и условий, которые должны строго соблюдаться. Если же предписанные нормы и правила будут нарушены, велика вероятность нарушения жизнедеятельности рыбы и ее гибель во время перевозки. Перечислим основные правила перевозки рыбы:
- Температурный режим. Этот показатель важен для поддержания жизнедеятельности организмов до места назначения. Температура воды для холодолюбивых рыб в летний период должна варьироваться от +6 до +8 градусов, для теплолюбивых от +10 до +12. В зимнее время этот показатель существенно снижается и должен соответствовать +1, +2 градусам. Заметим, что в процессе транспортировки воду можно охлаждать специальными разбавителями либо с помощью льда.
- Удаление загрязнений с организмов достигается передержкой организмов в проточной воде на протяжении от 1 до 3 часов до перевозки. Этот прием поможет промыть жабры от иловых известей и смыть всю грязь. Необходимо это для сохранения оптимальной чистоты в емкости для перевозки рыбы.
- За сутки – двое (в зависимости от вида) рыбу перестают кормить. Делается это для того, чтобы в процессе транспортировки рыба не выделяла мочевину, аммиак и испражнения. При несоблюдении этого нюанса, существует огромная вероятность отравления.
- Перед перевозом обязательно проверяют чистоту емкости, в которой будет находиться рыба. Если обнаружены загрязнения, их смывают, а саму емкость дезинфицируют. Этот процесс поможет избежать заражения и как вследствие гибели живых организмов.
- Обеспечение кислородом. Эту цель достигают с помощью установки встроенных кислородных баллонов или компрессоров. Аэрация воды необходима для обеспечения нормального дыхания рыб. Нужно отметить, что в пониженной температуре, поглощение кислорода снижается, поэтому такая вода является оптимальным решением для перевоза.
Благодаря таким технологиям можно или других городах, не сомневаясь в ее качестве.
Виды транспортировки рыбы
Прежде чем приступить к доставке рыбы в назначенный пункт, необходимо определиться с видом транспорта, актуальность которого определяется конкретной ситуацией. Существуют следующие, допустимые ветеринарными службами, виды перевозки живой рыбной продукции:
- Автомобильные транспортные средства. Перевозка автотранспортом – наиболее популярный вид перемещения рыбной продукции в пределах области или страны. С этой целью допустимо применение специальных машин, оборудованных рыбоводными цистернами или специальными контейнерами.
- Водный транспорт. Допускается транспортировка товара по водным магистралям посредством его перемещения в специальных живорыбных баржах, лодках-прорезях или плавучих резервуарах из сетей.
- Железнодорожные средства. Наиболее востребованный формат перевозок для масштабных транзитных перемещений межобластной категории. С этой целью должны применяться укомплектованные живорыбные спецвагоны или цистерны.
- Авиатехника. Перевозка рыбы воздушными путями зачастую применяется в ситуациях, когда транспортировать необходимо ценные породы.
Перемещение на небольшие дистанции
Транспортировка рыбной продукции в пределах одной области или региона, расстояние между которыми не превышает нескольких десятков километров, считается наименее травматической для особей. Зачастую такие перевозки осуществляются с целью перемещения товара из одного фермерского хозяйства в другое или же с интенцией на реализацию в близлежащих торговых точках.
В таких ситуациях специалистами допускается транспортирование живой рыбы при небольших объёмах в вёдрах или аналогичных ёмкостях, которые накрываются крышкой с отверстиями для поступления воздуха. Перевозчик в этом случае обязан предусмотреть надёжную фиксацию тары, чтобы в процессе следования по маршруту ёмкость не перевернулась. Случайно выпавшие из ёмкости особи подлежат отбраковке, так как они повреждают защитный слизистый покров, что непременно приведёт к их гибели в ближайшие несколько дней.
Транспортирование на длинные расстояния
Перевозка рыб на далёкие расстояния, превышающие сто пятьдесят километров, предусматривает соблюдение более строгих мер предосторожности, особых технологических условий. Основой для благоприятной транспортировки рыбной продукции на дальние дистанции является её правильная подготовка к перевозке
Перед транспортировкой важно рыб разделить по размеру, чтобы более крупные экземпляры не причинили механических повреждений мелким особям
Для перевозки рыбы на длинные расстояния должна использоваться техника специального предназначения, оборудованная термоконтейнерами, в которых присутствует принудительная система аэрации воды, что позволит живым особям не ощущать дефицита кислорода и успешно пережить перевозку. Кроме этого, термоконтейнеры позволяют поддерживать необходимую температуру воды, вне зависимости от погодных условий, которые могут варьироваться на протяжении длительного пути следования к адресному пункту.
С водой или без неё?
Вода – это основополагающая рыбная стихия. Все вышеперечисленные методологии перемещения разграничивались исключительно по типу транспорта и разновидности ёмкостей для перевозки, однако существует ещё и классификация в зависимости от состояния рыб.
Наиболее популярным является способ транспортировки, предусматривающий помещение товара в специальные контейнеры, заполненные водой. При этом ёмкости для перевозки могут иметь разнообразную конфигурацию, объёмы, исполнение и вид. Этот метод перемещения живой рыбы имеет древние истоки, однако такой способ характеризуется важным преимуществом: при транспортировании в воде, товар находится в своей стихии, а при правильной организации снабжения воды кислородом живые особи не ощущают дискомфорта, все жизненно важные процессы в их организме протекают в стандартном режиме.
Второй метод транспортировки причисляется к современным новшествам, позволяет переправлять рыбу без наличия воды. Такой способ предусматривает замедление жизненных процессов рыбы путём её введения в анабиоз, искусственное охлаждение до предельных норм или электронаркоз. Такие варианты применяются исключительно под контролем специалиста, в ситуациях, когда временной промежуток следования не превышает четырёх часов.
Упаковка личинок, мальков и сеголеток
Как правило, транспортировка личинок рыб происходит из инкубатора до выростных емкостей. Личинки и мальки рыб могут переноситься в пластиковых мешках с кислородом под давлением
Важно не допускать сильных всплесков в мешке, которые могут оказаться смертельными для личинок
Пакет для перевозки мальков
Мальков и сеголеток (3-8 см) можно упаковывать в двойные пластиковые мешки, которые затем помещаются в коробки. Вода в мешках должна быть чистой и иметь температуру, при которой содержались особи. Для транспортировки нельзя брать воду из водоемов с рыбой, потому что она загрязнена аммонием и имеет низкую концентрацию растворенного кислорода. Толщина мешков должна составлять, по крайней мере, 40 мкм для мелкой и 60-80 мкм для средней и крупной рыбы, имеющей острые жесткие лучи плавников. Внутренний мешок на 1/3 наполняется водой и на 2/3 чистым кислородом. Его горлышко несколько раз обматывается, затем сгибается и оплетается резинкой. После этого, во избежание забивания мелких рыбок в тесные углы мешка, он помещается вверх ногами во внешний мешок. Это очень важная часто игнорируемая процедура определяет выживание рыбок. Если несколько особей застрянут в углах, то они быстро погибнут, начнут гнить и, соответственно, вызовут порчу воды и отравление соседей. Несколько мешков затем вставляются в картонную или пенопластовую коробку или ведро для предотвращения их прокола. Пенопластовые коробки также предохраняют воду от резких перепадов температур.
Во время перевозки коробки должны быть закрыты от прямого контакта с холодным воздухом или прямыми солнечными лучами. Их необходимо накрывать. По прибытии мешки оставляют плавать в течение 15 минут на поверхности аквариума или пруда для выравнивания температуры, а лишь затем выпускают рыбу.
Упаковка крупной рыбы
Особи размером более 10-12 см легко рвут мешок, поэтому используются другие емкости. Наилучшим решением являются синие или зеленые пластиковые 50-200 литровые бочки с округлым дном и герметично закупориваемой крышкой. В течение короткого времени (<15 минут) не более 20 крупных рыб на 100 литров могут переноситься в этих бочках без обогащения воды кислородом. Выдерживание на более длительный срок возможно при аэрации воды питаемым от аккумулятора или разъема прикуривателя автомобиля компрессором.
Емкость для перевозки рыбы
Перед перевозкой, бочки наполняются на 30%, затем помещаются в автомобиль и наполняются на 80%, чтобы предотвратить сильные всплески и удары рыб о стенки емкости. Всю процедуру следует производить в тени, во избежание перегрева воды и снижения содержания растворенного кислорода. Длительная транспортировка (более 2 часов) обязательно должна сопровождаться аэрацией воды. Обычно для этого достаточно обычного компрессора, работающего от разъема прикуривателя, но при высокой плотности посадки могут потребоваться баллоны с чистым кислородом.
По прибытии бочку сливают, оставляя 30% воды, и опускают на землю. Если температура в водоеме и бочке различается, то последнюю заполняют водой из водоема и лишь потом выпускают рыбу.
Упаковка неочищенной рыбы, выловленных из естественных водоемов
Неразумно упаковывать особей, изымаемых из пруда или емкости, в которой они недавно ели. Их кишечник полон корма, поэтому вскоре рыбы начнут загрязнять воду своими испражнениями и аммонием. Особенно остро стоит вопрос для видов с длинным кишечником. Например, неочищенные тиляпии в течение 30 минут могут сделать воду черной, а потом погибнуть от отравления. В данном случае осуществима транспортировка на близкие расстояния. Не исключена возможность выдерживания выловленных рыб в течение несколько часов в искусственном пруду с чистой водой, в тенистом участке. Если этого нельзя сделать, то рекомендуемая плотность посадки при 4-6 часовой перевозке составляет 6-10 взрослых рыб на 100 литров воды.
——
www.dbsa.org/Blog/Lets%20talk%20water%20with%20DBSA1/TT%20463%20-P-10%20%20Agricultural%20Water%20Management.pdf
A Manual For Rural Freshwater Aquaculture. Rural Fisheries Programme Department Of Ichthyology And Fisheries Science Rhodes University, 2010
www.fao.org/docrep/005/AC742E/AC742E08.htm
Что необходимо принимать в расчёт при перевозке рыбной продукции?
Живая рыба является очень требовательной к разнообразным перемещениям, считается подверженной множественным факторам, что непосредственно влияет на её сохранность в пути.
Транспортировка рыбы в живом виде является трудоёмким процессом, требует соблюдения определённых условий, которые варьируются в зависимости от нюансов перемещения особей
При перевозке рыбной продукции важно учитывать следующие особенности:
- Разновидность продукции. В зависимости от вида рыбы определяется вариант транспортировочной тары и её размеры.
- Численность живности.
- Суммарные весовые параметры продукции, которая нуждается в транспортировке. Рыбоводы должны корректно определить требуемое соотношение воды и живого веса.
- Дальность транспортировки с учётом времени, которое нужно для преодоления расстояния и дистанции между точкой отправки и пунктом назначения.
- Климатические условия и время года. Температурные особенности перевозки должны быть максимально приближенными к условиям, в которых рыба содержалась до транспортирования. Перепады температурных режимов являются критическими для рыбы.
- Состояние живых особей. Требуется квалифицированный осмотр продукции перед транспортировкой, чтобы исключить наличие больных, инфицированных или повреждённых экземпляров, так как они не переживут транспортировку, а также повлияют на сохранность здоровых особей.
- Правильность подготовки рыбной продукции и тары к транспортировке.
- Наличие и состояние оборудования, которое необходимо для поддержания жизнедеятельности рыбы в процессе перевозки.
Ключевой миссией перевозчика является создание для особей условий, которые позволяют осуществить доставку специфического товара в адресный пункт в невредимом, здоровом виде, а сделать это есть возможность только при эксплуатации транспорта и оборудования, приспособленного для транспортирования живой рыбы.
Подготовка рыбы к перевозке
Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.
Особенности
Успех транспортировки зависит, в первую очередь, от подготовки самой рыбы. Для этого следует:
- За несколько часов до перемещения держать ее в чистой проточной воде. Это помогает очистить жабры и тело, а также освободить кишечник от остатков еды;
- Необходимо заранее подготовить емкости, наполнив их водой, обогащенной кислородом. Количество воды зависит от породы и количества особей;
- Температура воды в емкости должна быть такой же, как и в водоеме для содержания. В летнее время для охлаждения воды используют обычный лед.
Если в процессе нужно менять воду, ее нужно набирать в реках, озерах или других чистых природных водоемах. Водопроводную воду использовать нельзя.