Главные правила буксировки прицепа, штрафы за несоблюдение

Буксировка прицепа – ПДД и нюансы

Максимально допустимая скорость при буксировке автомобиля (независимо от того, в городской местности это происходит или за пределами ее) составляет 50 км/час. Отдельно нужно отметить и то, что если транспортное средство не в состоянии передвигаться со скоростью хоть чуть-чуть выше 40 км/ч по трассе, то такое движение является нарушением правил

Следует также обратить внимание на то, что запрещена транспортировка двух и более автомобилей. Исключение – буксировка прицепа легковым автомобилем, в данном случае прицепов может быть несколько

Нельзя буксировать транспортные средства с неисправной рулевой и тормозной системами. Запрещено также тянуть автомобиль на тросе в гололедицу, это чревато ДТП. Обязательно нужно учитывать правила буксировки прицепа, ПДД содержит знак «движение с прицепом запрещено». Название говорит само за себя: грузовым авто или сельхозтехнике с прицепами здесь не проехать.

Не могут выступать в качестве буксируемого или буксирующего транспортного средства мотоциклы без боковой люльки, велосипеды и мопеды. Наказанием за нарушение данных правил может быть записанное в талон предупреждение либо административный штраф в 500 рублей. Однако наказание и даже большие штрафы – это окажется ничем по сравнению с тем, что мотоциклист или велосипедист на буксире может попросту упасть и покалечиться. Поэтому данные правила следует строго соблюдать!

Главная →

Безопасность → Правила и управление →

Требования к световым приборам

Любой транспорт на дороге должно быть видно. Поэтому ПДД предусматривают перечень обязательных при использовании прицепных устройств световых приборов со световозвращателями.

Необходимо установить:

  • оранжевые указатели поворотов;
  • красные габаритные огни (сзади);
  • красные стоп-сигналы (сзади);
  • красные противотуманки (сзади);
  • фонарь, освещающий номерной знак.

Помимо фонарей, требуется установка световозвращателей:

  • треугольной формы (красные), расположенные вершиной кверху сзади;
  • не треугольной формы (оранжевые), размещенные по бокам;
  • не треугольной формы (белые), спереди.

Контроль при вождении автомобиля с прицепом

Всем известно, что самое безопасное вождение – вождение на умеренных и разумных скоростях. Тем более об этом стоит помнить, когда по мимо вашего автомобиля вы управляете еще и прицепом. Помните – уменьшение скорости движения по дороге всегда приводит к уменьшению нагрузки на фаркоп, автомобиль и прицеп, а также позволяет лучше контролировать дорожную ситуацию, поскольку на меньших скоростях управлять всегда проще.

Старайтесь не тормозить и не разгоняться слишком резко. Помните – прицеп создает собственную дополнительную инерцию, к которой Вы не привыкли (если в основном ездите без него), что во время резких маневров и/или торможений может приводить к заносу (вплоть до «складывания» или переворота как прицепа, так и автомобиля).

Все время движения следите за положением прицепа. Особенно актуальным данный совет покажется вам, в момент, когда вы будете поворачивать или перестраиваться. Радиус вашего разворота, поворота или перестроения значительно увеличивается, если у вас на буксире прицеп.

При быстром движении, Вам стоит быть более внимательным, поскольку из-за прицепа Ваш автомобиль будет испытывать (и Вы это ощутите!) дополнительные нагрузки, такие как увеличенное лобовое сопротивление воздуха, а также влияние потоков от проезжающих во встречном направлении или обгоняющих автомобилей. Особенно этот эффект заметен, если у вас достаточно массивный прицеп («Дом на колесах», например – автотрейлер). Старайтесь помнить об этом и своевременно предпринимать все меры для восстановления контроля. Если Вы начинаете ощущать, что прицеп начинает раскачиваться, плавно начинайте отпускать педаль газа, чтобы снизить скорость. Не применяйте тормоза — это усугубит ситуацию.

Всегда правильно балансируте нагрузку. Старайтесь размещать большую часть груза или самые тяжелые грузы так, чтобы основная нагрузка приходилась на на ось или оси вашего прицепа. Хорошим решением также является равномерное разделение веса грузов по всему прицепу.

Всегда строго следуйте инструкциям производителей фаркопа и прицепа! Никогда не превышайте нагрузки, которые ими рекомендованы! Обратите также особое внимание на регулировки – некоторые прицепы и тяговые устройства могут настраиваться. Например, расположение шара фаркопа у некоторых моделей ООО «Лидер-Плюс» может меняться – опускаться и подниматься, в зависимости от типа и загруженности прицепа

Прохождение спусков и подъемов при движении на автомобиле с прицепом

Про эффективное торможение двигателем мы рассказывали чуть выше. Его можно применять и при затяжных спусках и оно будет также более эффективным, нежели стандартное торможение.

Берегите ваши тормоза. Во время затяжных спусков старайтесь чередовать различные режимы торможения и нагрузку на тормозные колодки. Не стоит все время «ехать на тормозах», поскольку это приведет к перегреву тормозных механизмов автомобиля, что в свою очередь, скажется на снижении эффективности. Помните – разогретые тормозные колодки (как в барабанных, так и в дисковых тормозных системах) тормозят значительно хуже.

При затяжных подъемах не забывайте о повышенном износе систем сцепления передач, если у вас на буксире прицеп. Старайтесь, если это возможно, контролировать температуры коробки передач. Периодически «давайте автомобилю отдохнуть», тем самым вы продлите жизнь сцеплению вашего автомобиля.

Разрешённая скорость по ПДД

Теперь следует узнать о том, какая максимальная скорость допускается при езде на машине с прицепом.

Тут есть несколько вариантов применительно к легковым машинам. Это в основном связано с тем, где осуществляется движение.

  • Если авто движется по автомагистрали и без трейлера, тогда максимальная скорость ограничена на отметке 110 км/ч. Если это авто с прицепом, тогда лимит снижается до максимальных 90 км/ч.
  • По остальным дорогам вне населённого пункта разрешённая скорость без прицепа и с прицепом соответственно 90 и 70 км/ч.
  • Отдельно рассматривается ограничение по скорости движения с прицепом в пределах населённых пунктов. Оно одинаковое для авто с трейлером и без него. Это 60 км/ч.

Важно понимать, что то, с какой скоростью водителям можно двигаться с прицепом или без, дополнительно регулируется дорожными знаками и указателями. К примеру, в некоторых населённых пунктах не разрешено ездить со скоростью более 40 км/ч, что подтверждено соответствующие знаками

Допустимая масса автомобиля при езде с прицепом

Буксировка легковых и грузовых автомобилей

Буксируем легковую машину

  1. Буксировка легкового автомобиля может осуществляться при помощи динамичной и фиксированной сцепки, а также методом частичной погрузки.
  2. Наиболее удобный вариант — прибегнуть к использованию троса.Метод неполной погрузки актуален лишь в том случае, если необходимо перегнать неисправную машину на большое расстояние (для этого используют специальный прицеп-подкат и правила поведения на дороге соответствуют правилам буксировки прицепа легковым автомобилем). Для доставки на небольшие расстояния проще вызвать эвакуатор.Жесткая сцепка чаще всего фиксируется в двух местах, а найти два буксировочных крюка на легковом автомобиле довольно проблематично.
  3. Если ТС буксируется с помощью жесткой сцепки, которая обеспечивает буксируемому автомобилю полное соответствие траектории движения буксировщика, то управление неисправным автомобилем не требуется.
  4. Перевозка пассажиров во время буксировки разрешена, за исключением метода частичной погрузки.

Нюансы буксировки грузовых автомобилей

Буксировка может осуществляться при помощи гибкого/фиксированного сцепного устройства и способом неполной погрузки.
Рекомендуется использовать жесткую сцепку или погрузку, так как нагрузки на трос слишком велики и он может лопнуть.
Если используется гибкая сцепка, то трос должен соответствовать необходимым для конкретного авто требованиям

Особенно важно сопоставить тоннаж автомобиля и максимально возможную нагрузку сцепки.
В буксируемой грузовой машине, автобусе, троллейбусе, сельскохозяйственной технике запрещена перевозка пассажиров.
Если у автомобиля неисправна тормозная система и перевозка осуществляется методом частичной погрузки, ведущий автомобиль должен иметь массу в два раза превышающую массу ведомого. Это позволит выдержать накат буксируемой машины во время торможения.
Длина жесткой сцепки не должна превышать 4 метров.

Буксировка транспортных средств – как оформить процесс?

Существует буксировка с погрузкой двух передних колес машины на платформу эвакуатора или на специальное приспособление: двухколесный прицеп. Как гласят правила дорожного движения, в процессе поездки на гибком приспособлении для сцепления расстояние между авто или другими ТС может варьироваться в районе 4-6 метров. Жесткая сцепка ограничена 4 метрами. Если у буксируемого автомобиля существуют определенные неисправности, во время поездки обязательно должна быть активирована «аварийка».

Если буксировка осуществляется на жесткой или гибкой сцепке, водитель машины, которую везут на сцепке, должен быть за рулем. Однако есть исключения. К примеру, если благодаря конструкции жесткого буксира движение автомобиля прямолинейно движению транспорта-тягача. Кроме того, никто, кроме водителя, не должен находиться в автомобиле, который тянут. То же правило касается и случаев с транспортировкой троллейбуса, автобуса, трамвая, грузовика, трактора.

Общие правила

Если действовать согласно ПДД, соблюдая установленную скорость движения автомобиля вместе с прицепом, риск угодить в аварию или стать участников либо виновником ДТП значительно снижается.

Это касается не только соблюдения скоростного режима. К основным правилам езды с трейлером стоит отнести такие пункты:

  • В зависимости от грузоподъёмности автоприцепа, для его буксировки машиной водитель должен иметь открытую категорию B, C или D.
  • Автомобилистам с категорией B разрешается управлять ТС с прицепом категории О1, то есть с массой до 750 килограммов. При этом общий вес автопоезда не должен составлять свыше 3500 кг.
  • На прицепе, выполненном своими руками или купленном от производителя, обязательно должны присутствовать габаритные сигнальные фонари, указатели поворотов и стоп-сигналы. Вся светотехника обязана находиться в исправном состоянии.
  • Чтобы тянуть за собой трейлер, на автомобиль устанавливается тягово-сцепное устройство, или просто фаркоп. Они бывают съёмными и неснимаемыми. Выбирать лучше первый вариант.
  • При езде на машине без прицепа сцепной шар необходимо снимать.
  • Если габариты трейлера больше, чем у автомобиля, тогда на машину требуется установить дополнительные зеркала заднего вида. Для них предусмотрены увеличенные держатели. Это позволяет контролировать происходящее позади авто.
  • При перевозке прицепа нужно иметь клинья для упора колёс на прицепе. Это актуально для ситуаций при вынужденной остановке на дороге с уклоном.
  • Прицепы категории О2 и О3 обязательно оснащаются тормозной системой.
  • Категорически запрещено перевозить людей в прицепах, вне зависимости от их типа.
  • Необходимо строго соблюдать скоростные ограничения.
  • Для прицепа требуются отдельные регистрационные документы. Их присутствие у водителя при поездках является обязательным.

Существуют отдельные требования в отношении груза, который перевозится на автоприцепе.

Распределение нагрузки при езде с прицепом

Нельзя транспортировать груз, который:

  • мешает нормальному обзору дороги для водителя;
  • мешает маневрированию и управлению;
  • закрывает сигнальные приборы на прицепе;
  • закрывает номерные знаки;
  • превышает допустимые габариты автопоезда;
  • создаёт препятствия и помехи для другого транспорта;
  • влияет на устойчивость автомобиля.

Как видите, правил достаточно много, и они крайне жёсткие. Любое нарушение влечёт за собой не просто риск получить штраф, но и возможность столкнуться с более серьёзными последствиями в виде ДТП, потери груза, порчи имущества, поломки собственного трейлера или автомобиля.

Прежде чем отправляться в путь, учитывайте, что:

  • при движении в составе автопоезда (машина плюс прицеп) тормозной путь заметно увеличивается в сравнении с движением без трейлера;
  • набор скорости будет происходить медленнее обычного;
  • прицепу свойственна инертность, то есть при торможении машины он продолжает двигаться, не имея собственной тормозной системы;
  • суммарная длина автопоезда увеличивается;
  • прицеп при неаккуратном управлении может занести;
  • при необходимости автоприцеп можно отцепить и припарковать вручную.

При этом водители часто игнорируют эти рекомендации, нарушают правила. Одним из последствий оказывается занос.

Гибкая сцепка – когда возможна такая буксировка?

Если так случилось, что есть автомобиль, который не может передвигаться сам, а его нужно доставить куда-то, прибегают к буксировке. Когда колеса целы и могут катиться, авто перемещают на своих «четырех», но на сцепке с другой машиной. В первую очередь, нужно определиться, какие бывают способы соединений между буксируемым (тем, кого тянут) и буксирующим (тем, кто тянет) транспортными средствами. Существует жесткая (металлическая штанга, треугольник с проушинами, визуально похожий на букву «А») и гибкая сцепки (трос, канат, лента).

Гибкая сцепка обязательно должна быть обозначена, минимум, двумя флажками в красно-белую полоску и размером 20х20 см. Помимо наличия определенной расцветки, флажки должны быть светоотражающими. Они нужны, чтобы трос было видно наверняка. Известны случаи, когда лихачи на велосипедах или мопедах пытались проехать между буксируемыми авто… Чем это закончилось, догадаться нетрудно. Когда же автомобиль не на ходу, и колеса его не могут катиться по проезжей части, прибегают к другим видам транспортировки.

Советы по торможению, при езде с прицепом

Соблюдайте дистанцию! Помните – прицеп – это дополнительный вес. Торможение автомобиля с прицепом будет занимать больше времени (до полной остановки) и тормозной путь тоже будет больше. Старайтесь всегда, когда у вас на фаркопе находится что-то тяжелое держать несколько большую дистанцию.

Старайтесь предвидеть ситуации, в которых вам нужно будет тормозить и заранее планировать процесс торможения. Кстати, самый безопасный способ сброса скорости без потери управляемости – торможение двигателем (переключаетесь на пониженную передачу, плавно отпускаете газ и затем, тоже плавно, нажимаете на тормоз).

Используйте тормозной контроллер для прицепа. Если ваш прицеп оснащен тормозами, то вам необходим тормозной регулятор, чтобы правильно задействовать их. Одним из самых распространенных типов, являются электрические тормозные контроллеры.

Они питаются от бортовой сети автомобиля и за счет резервного аккумулятора. Срабатывает контроллер при нажатии вами на тормоз с силой, устанавливаемой контроллером. Если контроллер настроен правильно, водитель может притормозить «автопоезд», состоящий из буксирующего автомобиля и прицепа (трейлера, автодачи), также легко, как автомобиль без прицепа.

Общие правила буксировки прицепа

По установленным правилам буксировки пользоваться прицепом разрешается при таких условиях:

  • присутствует удостоверение с «Е» категорией и документы на используемый прицеп, который обязательно обозначают в полисе;
  • есть номерной знак;
  • автопоезд исправен;
  • видимость на дороге не ограничена;
  • присутствуют осветительные приборы (при перемещении в ночное время);
  • прицеп не преграждает заднюю часть ТС;
  • проверены все соединения, шины, имеется смазочный материал.

Несоблюдение этих условий повлечет наложение штрафа.

Осмотр и подготовка к буксировке

Перед использованием прицепного устройства следует выполнять ряд обязательных действий:

  1. Проверяется сцепка. Все должно быть исправно и надежно фиксироваться. Проверяется наличие страховочного троса (цепи). Люфт при соединении обязательно устраняется.
  2. Смазывается фаркоп. Для надежности дополнительно используют графитовую смазку: она снижает эффект трения сцепленных элементов.
  3. Проверяются подшипники. Нужно приподнять для прокрутки колес.
  4. Осматриваются амортизаторы. Их неисправность может привести к заносу при движении и аварийно опасной обстановке.
  5. Проверяется работа сигнальных огней. Сбоев быть не должно.
  6. Измеряется давление в шинах. При разных показателях давление выравнивают.

Как избежать заноса прицепа

Особое внимание нужно уделить поворотам на автомобиле. Из-за увеличения дуги при повороте необходимо брать больший боковой интервал

Поворачивая влево, дуга берется правее и наоборот. Заносов следует избегать, иначе прицеп опрокинется.

Водители делают одну основную ошибку — тормозят при поворотах. Этого делать нельзя.

Притормаживают до поворота на прямом участке дороги и затем поворачивают.

Когда прицеп все же стало кидать в стороны, остается два решения:

  • вхождение в поворот;
  • добавление скорости.

Парковка задним ходом

К ручной установке прибегают при невозможности парковки с авто в связи с грузоподъемностью или отсутствием поворота.

Парковаться задним ходом проблематично. Нужно придерживаться обратной траектории: когда задняя часть автомобиля уходит вправо, прицеп идет в обратную сторону. Ход должен быть плавным, а вращение руля быстрым, чтобы прицеп не сложился.

Особенности загрузки прицепа

Обязательно равномерное размещение груза в прицепе: в идеале — с центром тяжести над осью или же между ними, если осей несколько.

При смешении центра тяжести излишне нагружается сцепка и задняя часть тягача. Сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием снижается.

При размещении основной массы груза на задней части прицепа происходит поднятие задней части авто.

Крайне важно, чтобы груз размещался максимально низко. В противном случае прицеп будет раскачиваться в ходе движения, затрудняя управление

Согласно пункту 23.3 ПДД груз допускается к перевозке, если:

  • обеспечивается нормальный обзор дороги;
  • транспорт устойчив и управление не нарушено;
  • груз не закрывает знаки на транспорте, световые приборы, световозвращатели;
  • другие участники движения смогут воспринимать при необходимости сигналы при подаче их рукой;
  • груз не создает чрезмерного шума, загрязнений и пыли.

Что нужно знать про АКПП

Если потребуется тянуть на буксире автомобиль, оснащенный автоматической коробкой, нужно помнить несколько важнейших правил:

  • прежде чем начать тянуть машину с АКПП, на ней требуется обязательно запустить двигатель;
  • коробка переключается в режим N, то есть на нейтральную передачу; 
  • максимальная скорость движения транспорта при этом составляет до 50 километров в час;
  • дистанция для буксировки не должна превышать 50 км.

Что же касается необходимости запуска двигателя, то тут все просто. Если мотор не работает, система смазки коробки работать не будет. Потянув машину с выключенным ДВС, вы просто рискуете испортить АКПП, из-за чего потребуется серьезный ремонт или полная замена узла.

Бывает и так, что авто на АКПП выступает в роли буксира.

Тогда действуют иные правила:

  • вес буксируемого транспорта не должен быть больше массы машины с АКПП;
  • скорость движения не должна превышать 40 километров в час;
  • при движении коробку можно переключать в режим 1 или 2;
  • в режиме Drive буксировка запрещена;
  • должна применяться только жесткая сцепка.

Тянуть на машине с АКПП, либо быть в роли буксируемого автотранспорта в такой ситуации не лучшее решение. Предпочтительнее выбрать иной способ, предусматривающий полную погрузку.

Если у вас остались какие-то вопросы по теме, обязательно задавайте их. Постараемся быстро ответить на них.

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, рассказывайте о нашем проекте своим друзьям и приходите к нам снова!

Watch this video on YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector