Этапы развития логистики

Логистические функции во взаимосвязи с бизнесом

Относительно бизнеса логистика тоже выполняет свои функции. Они определились в конце двадцатого века и сейчас по мере развития рынка подвергаются коррекции. Выделяются три вида функций:

  1. Базисные. Без них производитель не сможет вести свою деятельность, они включают в себя три этапа: закупку сырья, производство, сбыт готовой продукции.
  2. Ключевые. От них зависит эффективность ведения деятельности:
  • высокий стандарт качества на всех уровнях и этапах;
  • рациональное управление закупками во всех их видах, начиная от сырья и заканчивая выбором форм поставок;
  • решение всех вопросов транспортировки грузов, включая выбор техники и разработку оптимального маршрута;
  • регулировка запасов (как сырья, так и готовой продукции);
  • управление заказами;
  • управление производственными процессами;
  • распределение и перераспределение.

3. Поддерживающие. Они являются теми нюансами, без которых сложно представить производство: организация возвратов, закупка запасных частей и так далее.

Глобализация

Мировая экономика и происходящие фундаментальные изменения дали толчок к осуществлению деятельности не только на национальном уровне, но и в мировых масштабах. Глобализация мировой экономики подтолкнула сферу бизнеса на путь привлечения таможенных и экспедиционных компаний, банков, которые были посредником в заключении сделок. Таким образом, изменились требования к менеджерам. Хороший специалист должен был обладать знаниями в области налоговых систем, правительственного регулирования экономики, знать требования к маркировке упаковки, умениями устранять таможенные барьеры и оперативно подготавливать необходимую документацию.

Этапы развития логистики

Логистика является молодой наукой, однако она уже прошла определенный исторический путь развития. В экономической литературе можно встретить несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Анализируя их, несложно заметить, что основное отличие состоит в различной степени детализации периодов развития логистики, при этом все эти подходы дают возможность проследить смену концептуальных подходов к этому новому научно-практическому направлению. Избегая излишней детализации, можно выделить три этапа развития логистики.

Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

– быстрый рост стоимости физического распределения;

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического распределения;

– четкое определение действительных расходов распределения;

– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

Достижение цели

Любая система имеет конечную цель, достичь которую можно определенным путем. Логистика подразумевает выполнение шести вполне конкретных условий. Только если система выполняет их все, то можно говорить о ее эффективности. Мы опишем данные условия кратко:

  • под грузом понимается только нужный товар;
  • его качество должно соответствовать потребностям потребителя;
  • груз доставляется в количестве, необходимом покупателю;
  • доставка должна происходить в указанное время;
  • место отгрузки строго соответствует описанию потребителя;
  • затраты сводятся к минимуму, независимо от сложности пути и возможностей возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Успешность производителя зависит от того, как он организует работу по выполнению всех приведенных условий.

Концептуальные положения

Мы уже упомянули, что во главе логистики стоит рационализация и оптимизация. Так как это довольно четкая и определенная наука, не терпящая размытых формулировок, то она базируется на ряде концепций. Они сформировались в течение всего времени существования логистики, но все же в большей степени оформление положений в единую группу произошло в двадцатом столетии:

  • Системный подход. Реализовать принципы логистики можно практически в любом месте, они будут уместны и эффективны как на маленькой фирме, так и на крупном производстве. Однако максимальный эффект возможен лишь при реализации системного подхода. Он заключается в объединении всех этапов производства в слаженно работающий механизм. То есть под единый контроль ставится весь путь, от закупа сырья до получения готового продукта потребителем в конечной точке.
  • Принципы двух «К» и двух «Н». Современная концепция логистики подразумевает внедрение комплексности, выраженной в виде создания инфраструктуры, позволяющей осуществлять централизованный поток. Принцип конкретности реализуется в точных расчетах и оценках, которые в обязательном порядке производятся в начальной точке процесса. Также невозможно представить логистический концепт без научности и принципа надежности. Последний отвечает за беспрерывность потока груза и его сохранность.
  • Кадровый потенциал. Основополагающей концепцией логистики является привлечение кадров с высоким потенциалом. Данный факт требует создания особых условий труда, способствующих развитию отрасли.
  • Учет издержек. Так как сутью логистики является сведение к минимуму финансовых затрат, то на всем пути движения груза издержки должны быть просчитаны с максимальной точностью.
  • Повышение конкурентоспособности. Реалии рыночной экономики таковы, что выжить и преуспеть могут только те, кто способен к конкуренции. Логистика это правило учитывает, а потому стимулирует производителя непрерывно улучшать качество оказываемых услуг.
  • Адаптивность. Наши реалии постоянно меняются, и если созданные системы могут эффективно работать в любых условиях, то мы можем говорить об их адаптивности.

Краткая историческая справка

В истории возникновения логистики и ее перерождения в самостоятельную научную дисциплину практически невозможно отыскать темные пятна. Самые первые упоминания данного термина относятся к самым давним временам. Еще в четвертом веке до нашей эры его активно использовали греки и римляне. В этот период времени под этим термином подразумевалось вполне конкретное искусство счета. Древние греки, находящиеся на должности государственных контролеров, часто назывались логистами и должны были отслеживать в первую очередь движения финансовых потоков. Римляне использовали логистов для распределения продуктов питания. Данный процесс подчинялся определенным правилам, сформировавшимися в результате точных и сложных расчетов.

В древней истории понятие логистики было в ходу и у византийцев. Однако в этот период ему придали немного иной смысл и стали применять в контексте военного искусства. Впервые в письменных источниках термин был упомянут приблизительно в девятом веке нашей эры. В трактате византийского императора описывалась концепция логистики, согласно которой формировался рацион питания военных и распределялся продуктовый паек.

В истории России логистика как термин тоже встречается нередко. Однако пришло определение на наши земли с легкой руки французского военного специалиста Жомини только в девятнадцатом веке. Естественно, что и в России история логистики была тесно связана с армейскими буднями. Эта наука полностью занималась всеми перемещениями войск: на своей территории, в тылу врага. Кроме этого обеспечивала армию продуктами, инструментами, необходимой техникой и тому подобными предметами. Если говорить об истории логистики кратко, то нужно отметить, что в нашей стране данный термин использовался вплоть до революции 1917 года. В начале двадцатого века он стал применяться все реже и вовсе вышел из обихода к двадцатым годам прошлого столетия. Однако как таковая логистика никуда не исчезла. Советские специалисты, занимающиеся обеспечением армии, стали называться снабженцами.

Описывая историю развития логистики кратко, можно отметить, что с древних времен до наших дней сохранились две основные трактовки термина. Первая является довольно специфической и используется в математических вычислениях. Ее ввел в обиход известный немецкий математик, подразумевая под ней определенную логику.

Вторая трактовка прочно переплелась с военной отраслью. Ведь в истории развития логистики в России и других странах она в большей степени использовалась именно в качестве прикладной науки управления армией и действующими войсками в военное время (круг вопросов, находящийся в сфере деятельности логистики, сложно описать кратко).

В истории логистики (о возникновение этой научной дисциплины расскажем чуть позже) «золотым» периодом считаются годы Второй мировой войны. Именно тогда по принципам логистики выстраивалось снабжение американских войск, находящихся в европейских странах. Все принципы были отлично отработаны и в дальнейшем стали максимально активно использоваться в бизнесе.

Список общих задач

Перечислить их все невозможно, поэтому мы отметим только самые важные, дающие полное представление о логистических системах. В первую очередь в список этих задач включается разработка систем для регулирования всех производственных потоков. Близко к ним стоит и контроль за движением финансовых потоков. Довольно часто специалисты решают эти задачи одновременно.

Не менее важным являются и вопросы стандартизации. Там, где речь идет об объединении всех процессов в единый механизм, стандартизация является обязательным к выполнению условием. При этом необходимо разработать систему для управления передвижением грузов на всех стадиях.

К общим задачам логистики относят прогноз потерь, затрат, издержек и прибыли. Отдельно стоит вопрос транспортных средств, эта задача должна решаться на самом высоком уровне, чтобы обеспечивать бесперебойное движение товаров от производителя к потребителю.

Другого выхода нет

Сегодня невозможно вести бизнес ни в рамках страны, ни на арене мирового рынка, без логистики и участия специалистов логистических компаний. Только благодаря данной области оптимизации процесса бизнес развивается, налаживаются международные связи, происходит совершенствование мировой экономики. Применять логистику, как модель организации процесса, в современной экономике необходимо по следующим причинам:

  • конкуренция;
  • подорожание материальных ресурсов;
  • увеличение транспортных затрат;
  • научно-технический процесс.

Логистика не ограничивается какой-либо одной сферой деятельности, она применяется в управлении складским хозяйством, транспортом, кадрами, коммерческой деятельности, и т.п. Логистика является междисциплинарным направлением, где организуется правильная взаимная связь, происходит интеграция в единую материалопроводящую систему. Главная цель такого логистического подхода — найти сквозной способ управлять материальными потоками, т.е. найти самый быстрый и менее затратный способ.

Взаимосвязь задач и функций логистики

Согласно научной концепции, функции логистики можно рассматривать с двух точек зрения. Первая подразумевает определение функционала относительно поставленных задач. Они делятся на оперативные и координационные.

Первые имеют отношение к непосредственному участию в нескольких процессах:

  • Снабжение (отслеживание количества закупок и движения сырья, материальных ценностей, технического оснащения производства, уровня запасов и их расходование).
  • Производство (контроль всех стадий производственных процессов вплоть до сбыта).
  • Распределение (поиск путей для передвижения товаров к потребителю, направление этих потоков и определение их наполненности).

Координационные функции выражаются в анализе, прогнозировании и обработке информации.

Тема 1. Ретроспективный анализ логистики

Литература 1, 2, 3 4, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 37 

1.Понятие и аспекты логистики 

“ Logistics ” – современный англо-русский словарь дает перевод:

  • материально-техническое обеспечение;
  • организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.

Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.

Первое направление само по себе разноплановое.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое “ logistice ” – искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.

Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: “Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника.”

В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн. Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.

Первоначально логистику определяли как:

  • новое направление в организации движения грузов;
  • теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
  •   совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
  •   интеграция процессов производства и транспортировки;
  •   процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
  •   производственная инфраструктура;
  •   форма управления физическим распределением продукта;
  •   эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
  •   наука о рациональной организации производства и распределения;
  •   новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как

  • многостадийный хозяйственный процесс, включающий:
  • складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;
  • перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;
  • складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
  • разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;
  • систему управления, объединяющую:
  • управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);
  • управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;
  • экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

На рисунке 1.1. показаны элементы логистики:

Классификация задач

В саму основу логистики заложен принцип многозадачности. Система должна одновременно решать большое количество задач, но для облегчения процесса они подразделяются на три группы:

  • Глобальные. Основной задачей данной группы является достижение результативности с минимальными финансовыми затратами, при этом окружающая ситуация может быть нестабильной либо иметь скачкообразную характеристику. Сюда же можно отнести и формирование логистических систем, и их успешное внедрение в работу при условии безопасности и надежности.
  • Общие.
  • Частные. Эта группа имеет узкую направленность. Если говорить кратко, то все задачи подчинены общим, но поставлены более конкретно. К примеру, создание запасов на складах в том виде, в каком они будут составлять предельный минимум необходимый для успешной деятельности. Также в группу включены мероприятия по снижению временного интервала хранения товаров на складах и оптимизация пути доставки.

Общие задачи довольно широки, поэтому мы поговорим о них чуть более подробно.

Факторы развития логистики

На развитие логистики оказали влияние экономические факторы:

В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Стоит сказать, для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения

Фирмам-изготовителям крайне важно соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр.
Создание гибких производственных систем, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя;

  • унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
  • создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
  • ускорение НТП, внедрение ЭВМ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector