Цифровая экономика россии: программа развития
Содержание:
- Цифровое лидерство Москвы
- Цифровая платформа как сердце мировой экономики
- Выйти из тени
- Участники системы управления
- Обзор документа
- Цифровая экономика РФ − что это такое?
- Задачи проекта
- Госкорпорации как двигатель цифровой экономики
- Участники проекта
- Отсутствие целостной концепции
- Реализация Программы
- Квантовый компьютер и «фабрики будущего»
- Цели, задачи и направления Программы
Цифровое лидерство Москвы
Флагманом в развитии цифровой экономики является Москва. Так, например, столица вошла в число мировых лидеров по использованию цифровых технологий в городской среде, опередив при этом Торонто и Сидней, заявил Путин. Президент РФ констатировал, что по отдельным индексам Москва входит в тройку лидеров, а, например, по уровню использования цифровых сервисов при взаимодействии государства с гражданами — на первом месте в мире. Путин также упомянул и о создании инфраструктуры для реализации инновационных решений, где Москва находится на втором месте в мире. По созданию новых бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий российская столица — на третьем месте. При этом глава государства отметил, что компетенции, которые наработала Москва, можно использовать и на других территориях.
Аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) тоже включили столицу в первую пятерку рейтинга крупнейших городов и агломераций мира, наиболее готовых к внедрению высоких технологий. По результатам исследования, на первом месте оказался Сингапур (62% готовности), на второй строчке — Лондон (59%), на третьей — Шанхай (55%). Пятерку лидеров замыкают Москва и Нью-Йорк (по 53%). Отмечается, что российская столица заняла ведущие позиции по таким показателям, как сервис для горожан, инфраструктурная готовность, открытое адаптивное образование и цифровая экономика.
Цифровая платформа как сердце мировой экономики
Цифровая платформа является катализатором экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, Cainiao, SmartCAT и т.д.) приводит к существенному сокращению транзакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.
Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости. Цифровые платформы, как новые «глобальные клеточки индустрий» в текущей промышленной революции, уже доказали эффективность своей «юнит-экономики». Мультиязычность и трансграничность позволяют быстро вовлекать пользователей со всего мира, сохраняя компании-оператору цифровой платформы принцип экстерриториальности. Uber-изация всех секторов – это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики.
В ближайшие десять лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation). Как и в предыдущих промышленных революциях, социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.
Крупнейшие глобальные венчурные фонды «Долины» инвестировали в десятки состоявшихся платформ. Собрав их в своих портфелях, они пытаются добиться синергии от их взаимодействия. Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет ее госпрограммой «Интернет+» и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях.
Претенденты на победу в этой «гонке» прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.
В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отставая от наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются узкими местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.
Выйти из тени
Сложившаяся в настоящее время система реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» фактически не предусматривает полноценного общественного контроля за ходом ее реализации и получаемыми результатами. Даже на официальных сайтах основных исполнителей нацпрограммы и органов управления программой не опубликованы в полном объеме и актуальном состоянии паспорта нацпрограммы и федеральных проектов. Официально не опубликованы планы мероприятий и объемы финансирования федеральных проектов по второй версии паспортов (хотя их можно найти в открытом доступе), а начиная с третьей версии паспортов, введенных в действие в мае-июне 2019 г., планы мероприятий федеральных проектов вообще не публикуются, хотя они являются неотъемлемой частью паспортов.
Разрабатываемые в ходе реализации мероприятий «Цифровой экономики» концептуальные документы публикуются очень избирательно. Результаты многочисленных научно-исследовательских работ и аналитических исследований, выполняемых в ходе нацпрограммы, также фактически остаются вне публичного доступа.
Информация о заседаниях Правительственной комиссии по цифровому развитию и ее президиума публикуется в режиме кратких новостей. Крайне редко появляются более или менее развернутые изложения рассматривавшихся вопросов, принятых решений и выданных поручений.
В результате, для того, чтобы найти данные о программе, ходе ее выполнения, необходимо исследовать массу источников, затрачивая значительные усилия и время для сбора материалов, находящихся в открытом доступе, но разбросанных по разным местам.
Отсутствие единой «точки входа» в информационное поле нацпрограммы порождает ощущение «закрытости». В результате, до большинства граждан обычно доходит информация не об успехах нацпрограммы, а о затратах на нее, что рождает негативное отношение к «Цифровой экономике».
Крайне необходим единый централизованный ресурс мониторинга хода исполнения нацпрограммы, аккумулирующий все ключевые материалы и содержащий ссылки на вторичные источники информации. Также на нем должна функционировать лента актуальных новостей о ходе программы и входящих в нее проектов, расписание мероприятий, осуществляемых в ходе программы, и другая полезная информация. Формально существующий на технических средствах Аналитического центра при Правительстве РФ «Портал цифровой экономики» в настоящее время не способен исполнять роль такого ресурса.
***
Как представляется экспертам CNews Analytics, разработка (в течение 2020 г.) обновленной полноценной концепции нацпрограммы «Цифровая экономика», постановка более конкретных задач, решение организационных вопросов и вопросов управления, могут придать целостность и реалистичность всем инициативам, реализуемым в рамках программы, сделать их понятными гражданам страны, ускорить их выполнение — до 2024 г. осталось не так уж много времени.
- Короткая ссылка
- Распечатать
Участники системы управления
В.В. Путин
Президент Российской Федерации
М.В. Мишустин
Председатель Правительства Российской Федерации
Д.Н. Чернышенко
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, куратор национальной программы
А.Р. Белоусов
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
М.И. Шадаев
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, руководитель национальной программы
О.Б. Пак
Руководитель федерального проекта «Цифровое государственное управление», первый заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Е.Ю. Кисляков
Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
О.А. Иванов
Руководитель федерального проекта «Информационная инфраструктура», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
М.В. Паршин
Руководитель федерального проекта «Цифровые технологии», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Т.А. Илюшникова
Руководитель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Е.В. Ковнир
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
Обзор документа
Утверждена функциональная структура системы управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В данную систему, в частности, входит автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», учреждаемая ведущими организациями в этой сфере. В числе ее задач — поддержка «стартапов» и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной акселерации (популяризации, обучения новым бизнес-моделям, навигации в системе управления, координации с другими участниками и ряд других мер) и инвестиционной акселерации.
Функции проектного офиса по реализации программы выполняет Аналитический центр при Правительстве РФ.
Установлены правила разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Цифровая экономика РФ − что это такое?
Цифровая экономика — экономика инноваций, развивающаяся за счет эффективного внедрения новых технологий
Число пользователей Интернета в такой экономике растет в геометрической прогрессии, информационно-компьютерные технологии растворяются в нашей жизни, происходит цифровая революция. Зачатки цифровой экономики в мире появились в конце 20 века, а сейчас мы находимся в активной фазе ее развития. Что меняется?
Век новых технологий диктует свои правила в сфере услуг и рынка информационных изобретений. IT-сфера развивается очень быстро, и появление интернета действительно изменило ход нашей жизни. Уже сегодня ни одни общественные отношения не складываются без Интернета, связи и компьютера. Эти вещи упрощают нашу жизнь и помогают в реализации наших целей.
В 21 веке очень важно экономить своё время и обезопасить свою жизнь и средства.
Уже сегодня мы видим, как заметно упростились денежные отношения: теперь обмениваться физическими деньгами совсем не обязательно, они «оцифрованы». Благодаря такому развитию технологий значительно быстрее растет сфера торговли. Почти любую вещь мы можем купить, не выходя из дома. Предприниматели успешно ведут бизнес в интернете, количество производства растет, издержки предприятия сокращаются.
Автоматизация упрощает процесс производства. Сегодня компаниям совсем не обязательно быть огромными, чтобы завоевать лидерство в своей нише. Цифровые системы повышают оперативность и точность доставки. А нарушителей можно легко найти по IP-адресу, номеру карты, или, в конце концов, странице в социальной сетях.
И это — только начало цифровой эры!
Задачи проекта
- Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
- Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
- Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
- Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
- Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
- Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
- Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
- Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики
Госкорпорации как двигатель цифровой экономики
Создание плана разработки и продвижения цифровой экономики в Российской Федерации, согласно пункту 9 указаний правительства, объединило таких госрегуляторов рынка, как Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, МИД, Минфин России, Минпромторг России, Минобрнауки России и Открытое правительство с участием Экспертного совета при Правительстве России, а также автономную некоммерческую организацию «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Что это значит? В отличие от западной модели развития, где главным катализатором и источником субсидий на развитие цифровых платформ выступают непосредственно частные компании и инвесторы, Россия пошла по совершенно новому и более эффективному пути в условиях нашей экономической системы. Цифровизация России выполняется совместной работой госрегуляторов и государственных корпораций, у которых накоплена максимальная экспертиза, есть технологические и промышленные ресурсы для реализации масштабных проектов на региональном, а не точечном уровне.
Так, в рамках Программы развития цифровой экономики Госкорпорация Ростех была назначена центром компетенций по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов по пяти сквозным цифровым технологиям: нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи. Выбор зоны ответственности Ростеха не был случайным – в стратегии развития Корпорации до 2025 года именно технологическое лидерство и переход к производству интеллектуальной продукции является главной целью для всех ее холдингов.
Одним из инструментов реализации своей стратегии Ростех называет комплексные, или экосистемные, продукты. Примерами таких продуктов являются «Умный город», «Безопасный город», «Единая государственная информационная система здравоохранения» и другие. Экосистемные продукты формируют целые платформы, позволяющие переводить на них отдельные сферы госуправления. Каждый экосистемный проект предполагает максимально широкую номенклатуру и синтез множества компетенций, таким образом захватывая одновременно значительное число отдельных производителей. При этом продажи экосистемных продуктов имеют очевидный мультипликативный эффект в отличие от продаж отдельных продуктов или компонентов.
В 2017 году Ростех совместно с Внешэкономбанком создали компанию НПО «Конверсия» для реализации первых масштабных цифровых экосистемных проектов в России. Таким образом государственные игроки объединили технологии и мощнейшие финансовые инструменты, позволяя субсидировать новейшие разработки, кредитовать регионы и поставщиков.
Участники проекта
Все
Рабочая группа
Центр компетенции
А.В. Повалко
Руководитель рабочей группы «Цифровые технологии» АНО «Цифровая экономика», генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»
А.В. Повалко
Руководитель рабочей группы «Цифровые технологии» АНО «Цифровая экономика», генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»
Генеральный директор, председатель Правления АО «РВК». Член рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации. Член межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Член межведомственной рабочей группы по реализации при ведущих инженерных и технических вузах пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров и компаний
Скопировать текст
Текст скопирован
К.Б. Комаров
Руководитель центра компетенций «Цифровые технологии», первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу ГК «Росатом»
К.Б. Комаров
Руководитель центра компетенций «Цифровые технологии», первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу ГК «Росатом»
Первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом», директор ОАО «Атомэнергопром». С 2000 по 2011 год занимал руководящие посты в ЗАО «РЕНОВА», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «Атомэнергомаш». Защитил диссертацию по теме «Государственное управление: средства в экономической сфере». Кандидат юридических наук.
Скопировать текст
Текст скопирован
В.Ю. Бровко
Руководитель центра компетенций «Цифровые технологии», директор по особым поручениям ГК «Ростех»
В.Ю. Бровко
Руководитель центра компетенций «Цифровые технологии», директор по особым поручениям ГК «Ростех»
Директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех, российский предприниматель, медиаменеджер, продюсер, основатель Центра стратегических коммуникаций «Апостол». Является членом советов директоров ЦНИИ Электроника, РТ-Информ, РТ-Экспо, НЦИ, а также членом совета директоров Mail.ru Group.
Скопировать текст
Текст скопирован
М.В. Паршин
Руководитель федерального проекта «Цифровые технологии», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
С.Ю. Наквасин
Директор по направлению «Цифровые технологии» АНО «Цифровая экономика»
Отсутствие целостной концепции
Как ни удивительно, но у одной из самых известных нацпрограмм нет… целостной концепции ее реализации. То есть документа, в котором бы содержалось развернутое описание понятия самой цифровой экономики и ее взаимодействия с экономикой «обычной»; факторов (политических, экономических, технологических), которые необходимо учитывать при реализации нацпрограммы; структуры программы и входящих в нее проектов, их взаимосвязи с «цифровыми» составляющими других нацпрограмм; формулировок целей и задач нацпрограммы и системы целевых показателей, свидетельствующих о достижении целей и решении задач…
Этим фактом, в частности, обусловлена фрагментарность мероприятий, проводимых в рамках нацпроекта, дублирование отдельных активностей как в рамках проектов самой нацпрограммы, так и пересечение их с активностями в других нацпроектах (пример — цифровые платформы в образовании), искусственное включение в состав мероприятий «Цифровой экономики» других проектов и активностей, имеющих собственную длительную историю развития вне контекста цифровизации (пример — объявление инфраструктуры электронного правительства, развивающейся более 10 лет, «цифровой платформой»).
Попытка разработки такой концепции была предпринята в первой версии программы «Цифровая экономика РФ», утвержденной распоряжением Правительства от 28 июля 2017 г. № 1632-р, но в дальнейшем это концептуальное описание не было развито в новой версии нацпрограммы, сформированной на базе только паспортов нацпрограммы и федеральных проектов, а позднее и вовсе было дезавуировано в связи с утратой силы распоряжения 1632-р.
В результате: цели и задачи нацпрограммы и федеральных проектов выглядят декларативно; отсутствует взаимоувязка целей, задач и ожидаемых результатов между программным и проектным уровнями; сформулированные цели нацпрограммы ни по своему количеству (их всего 3), ни по содержательному охвату не соответствуют масштабу нацпрограммы и ее федеральных проектов (о чем ниже).
В третьей версии (май-июнь 2019 г.) паспортов проектов появились разделы «Дополнительные и обосновывающие материалы федерального проекта», однако информация в этих разделах носит фрагментарный характер (часто это извлечения из старого текста Программы «Цифровая экономика», входившего в отмененное распоряжение 1632-р) и никак не связана с аналогичными разделами паспортов других федеральных проектов.
Реализация Программы
Порядок и сроки реализации направлений расписаны в «дорожной карте». На ее базе будет разработан план мероприятий, необходимых для достижения конкретных задач, с указанием ответственных за их выполнение, а также источников и объемов финансирования.
План мероприятий будет утверждаться на три года, что предполагает его ежегодное обновление.
В «дорожной карте» выделены три основных этапа развития направлений цифровой экономики — 2018, 2020 и 2024 годы. По итогам каждого этапа предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из направлений.
Также предусмотрены показатели, за счет достижения которых будет обеспечиваться реализация к 2024 году запланированных характеристик цифровой экономики.
В отношении экосистемы цифровой экономики это:– успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;– успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);– успешное функционирование не менее пятисот малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
Важно!Экосистема цифровой экономики – партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203))
В отношении кадров и образования:– количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, –
120 000 человек в год;– количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, –
800 000 человек в год;– доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов;
В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:– количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;– количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн. долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10;
В отношении информационной инфраструктуры:– доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов;– во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше;
В отношении информационной безопасности:– доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, – 75 процентов;– доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, – 5 процентов.
В заключение отметим, что реализация Программы позволит создать благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий в России. Будет усовершенствовано законодательство РФ, административные процедуры и бизнес-процессы коммерческих организаций, в частности, в электронной форме.
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Нужна электронная подпись? Достаточно оставить заявку. Мы поможем выбрать нужный в вашем случае тип сертификата электронной подписи, расскажем как его применить и предоставим другие дополнительные услуги. Оставить заявку >> |
Квантовый компьютер и «фабрики будущего»
Однако помощь государства понадобится в других направлениях. Так, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что бизнес не справится с задачей разработки квантового компьютера, понадобится помощь государства. Греф отметил, что России обязательно нужен свой квантовый компьютер. «Нам нужны собственные разработки квантового компьютера. Появится на рынке квантовый компьютинг, и разрыв будет гигантский между теми, кто владеет, и тем, кто нет. Технология, конечно, должна быть национализирована у нас», — пояснил он. По мнению главы Сбербанка, реализовать проект по созданию квантового компьютера можно, в том числе, при помощи государственно-частного партнерства.
Госкорпорация «Ростех», в свою очередь, планирует запустить первую «фабрику будущего» до конца текущего года, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «Фабрика будущего» означает новый формат промышленных площадок, объединяющий в себе технологии и бизнес-решения. Первая такая площадка появится на базе ОДК «Сатурн» и будет представлять собой испытательный полигон для отработки технологий, которые применимы, в частности, при изготовлении сложных авиационных деталей. По словам Мантурова, всего к 2035 году в России должно было создано около 40 «фабрик будущего», 25 испытательных полигонов и 15 экспериментально-цифровых центров сертификации.
Для создания полноценной сети «фабрик будущего» нужно сформировать технологическую и регуляторную основу, пояснил министр. Он отметил, что Минпромторг сейчас реализует отдельную программу разработки межотраслевых стандартов по таким направлениям, как киберфизические системы, математическое моделирование, промышленный «интернет вещей», «умное производство» и «умные города» в рамках цифровизации промышленности.
Цели, задачи и направления Программы
В Программе установлены цели, задачи, направления и сроки реализации мер государственной политики по созданию необходимых правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза. Сюда можно отнести:– создание условий для развития общества знаний в РФ;– повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий;– повышение степени информированности и цифровой грамотности населения;– улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан;– обеспечение информационной безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Важно!Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203)). Цели и задачи развития цифровой экономики определены до 2024 года в рамках пяти базовых направлений:– нормативное регулирование;– кадры и образование;– формирование исследовательских компетенций и технических заделов– информационная инфраструктура;– информационная безопасность
Цели и задачи развития цифровой экономики определены до 2024 года в рамках пяти базовых направлений:– нормативное регулирование;– кадры и образование;– формирование исследовательских компетенций и технических заделов– информационная инфраструктура;– информационная безопасность.
Цель направления нормативного регулирования — формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с использованием цифровой экономики.
Основными целями направления кадров и образования являются:– создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;– совершенствование системы образования (она должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами);– рынок труда должен опираться на требования цифровой экономики;– создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Цель направления формирования исследовательских компетенций и технологических заделов — это создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ). Система должна обеспечивать технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий (большие данные – big data, квантовые компьютеры) и национальную безопасность.
Целями направления информационной инфраструктуры, являются:– развитие сетей связи, обеспечивающих потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;– развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;– внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;– создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информацией о пространственных объектах.
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. При таком состоянии будет обеспечиваться реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни, а также суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие России в условиях цифровой экономики.