Особенности водного транспорта

От лодочки до яхты

Шло время, и люди заметили, что плоты не вполне удовлетворяют тем требованиям, которые понемногу возросли – нужно было что-то более эффективное и практичное. Тогда появилась долбленая лодка. Для ее изготовления использовали толстый ствол дерева, в котором выдалбливалась полость.

Самые древние находки археологов, которые дошли до наших дней — это были лодки, построенные около семи тысяч лет назад. Самая древняя лодка была найдена в Кувейте и датируется она как раз этим периодом.

Следующим этапом стало использование паруса. Точно неизвестно, когда именно появилось это весьма эффективное оснащение на лодках, однако большинство историков сходятся во мнении, что первыми в этой области выступили египтяне. Самое древнее изображение корабля под парусами мы находим в изображениях египетской царицы Хатшепсут. Она жила около трех с половиной тысяч лет назад, так что можно примерно оценить, когда появились первые парусники.

На протяжении нескольких тысяч лет парусное кораблестроение развивалось и происходило это вплоть до начала девятнадцатого века, когда начало развиваться пароходство.

Последним самым известным парусником, построенным в начале двадцатого века, является четырехмачтовый барк «Крузенштерн».

Военный водный транспорт

Пожалуй, как и всякое изобретение, водный транспорт сразу же стали использовать в военных целях. Свидетельства тому мы находим в исторических документах.

По сути, с момента появления парусных судов, строились гражданские и военные суда. В качестве вооружения использовался таран – укрепленный нос корабля, которым сходу пробивались борта вражеских судов. Кроме того, на военных кораблях присутствовали лучники, а также такие суда оснащались различными метательными машинами.

Со временем стали появляться различные классы военных кораблей:

  •          униремы;
  •          триремы;
  •          галеры;
  •          бриги;
  •          корветы и другие.

Сегодня на военные корабли останавливают практически любое современное вооружение, вплоть до ядерных ракет различной дальности. А самые современные корабли, созданные по технологии “Стелс”, считаются практически неуязвимыми.

Появление пассажирского водного транспорта

С момента появления парусных кораблей, они преимущественно использовались в коммерческих целях для перевозки товаров и грузов. Но все-таки путешественники могли договориться с капитаном и их брали с собой на борт.

Ситуация изменилась в девятнадцатом столетии, когда начали производить пароходы. А с начала двадцатого столетия стали производить межконтинентальные лайнеры. Одним из самых известных трансатлантических пароходов на сегодня является «Титаник», который потерпел крушение четырнадцатого апреля 1912 года.

Самым большим пассажирским кораблем считается круизный лайнер «Оазис Морей», который был спущен на воду в 2009 году. По своим размерам он несколько превосходит легендарный «Титаник». Это настоящий плавучий город, экипаж которого состоит из более чем двух тысяч человек. Представьте – на этом корабле растут пятьдесят шесть больших деревьев!

Водный транспорт в наши дни

Сегодня водный транспорт продолжает развиваться. Но все же в некоторых местах продолжают активно использоваться самые примитивные средства, такие как плоты. Такие средства применяются в основном для транспортировки леса, а также в туризме.

Парусные суда хоть и существуют сегодня, но все-таки остаются скорее историческими памятниками судостроения. Они теперь не используются в коммерческих целях для перевозок грузов или военного снаряжения.

А вот небольшие парусные яхты активно используются в частном порядке. Лидером в производстве яхт на сегодня является Италия. Здесь за год производится более пятисот лодок, а это очень много по сравнению с другими странами.

Большое значение корабли имеют в военной сфере. Самыми мощными гигантами являются на сегодня авианосцы. Лидером по количеству авианосцев являются Соединенные Штаты Америки – здесь на вооружении состоит одиннадцать таких гигантских военных судов. Самым мощным авианосцем на сегодня является американский авианосец типа «Джеральд Р. Форд». Сердцем этого плавучего острова являются два ядерных реактора нового поколения.

Мореплавание всегда было связано с романтикой – написано множество художественных произведений, в которых на первом плане выступают корабли. Да и сегодня у всех, кто видит огромные четырехмачтовые парусники или величественные круизные лайнеры по-настоящему захватывает дух!

Преимущества и недостатки речного транспорта

Несмотря на то что внутренние грузоперевозки остаются рентабельными, данный вид сообщения балансирует на грани исчезновения. Объясняется это многолетними проблемами отрасли, одна из которых — устаревший парк плавательных средств. Исходя из сведений, взятых с сайта Министерства транспорта РФ, только 4-я часть судов находится в идеальном состоянии.

Помимо вышеприведенных сведений, среди основных преимуществ и недостатков водного транспорта в России можно выделить еще ряд факторов, негативно влияющих на его востребованность:

  • Малая скорость передвижения.
  • Сезонность использования. Большая часть водоемов РФ в холодное время года сковывается льдами, что не допускает регулярных перемещений транспорта.
  • Ограничение движения связано с руслом водоема. В большинстве случаев приходится использовать мультимодульные (комбинирование нескольких видов транспорта) перевозки.
  • Прямая зависимость от погодных условий региона.
  • Загрязнение водных артерий страны.

Из достоинств, конкурирующих с негативными характеристиками, можно отметить такие:

  • Маршрут пролегает по путям природного происхождения. Отсутствует необходимость денежных средств на обустройство трасс или прокладку железных дорог.
  • Низкие финансовые расходы, которые объясняются минимальным количеством потребляемой энергии.
  • Высокий показатель грузоподъемности в сравнении с иными видами транспорта.

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п.

Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2020 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Внимание! Подробнее узнать про начало и конец навигации можно в специальной статье!

Виды водного транспорта

Весь водный транспорт делится на две большие группы по используемым акваториям – на речной и морской. В свою очередь внутри каждой из этих групп все суда по типу перевозимых грузов делятся на грузовые и пассажирские.

Морской транспорт

В эту группу входят все суда, способные передвигаться по поверхности морей и океанов и выполняющие функции по перевозу грузов или  пассажиров. На долю морского транспорта приходится львиная доля перевозок грузов в мире, особенно крупногабаритных и наливных, таких как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукция химической промышленности. Основные две группы грузовых морских судов – это танкеры, для перевозки жидких грузов и контейнеровозы, которые в универсальных 20- или 40-футовых контейнерах  перевозят все остальные грузы. Реже встречаются более узкоспециализированные морские суда, приспособленные для перевозки, например. автомобилей, крупного рогатого скота или замороженных продуктов. Встречающиеся в работе этого вида водного транспорта сложности заключаются в необходимости постройки крупных портов, оснащенных большим количеством систем погрузки-выгрузки. Но при должном и современном подходе к логистике все эти проблемы легко решаются, делая морской транспорт в умелых руках одним из самых рентабельных предприятий в мире.

Пассажирский морской транспорт делится на линейные суда, перевозящие пассажиров по строго определенным маршрутам, именно в эту группу входят паромы, курсирующие как между различными портами одного из материков, так и трансокеанские, и на круизный флот, каждый из кораблей которого представляет собой город в миниатюре. Круизные лайнеры способны перевозить несколько тысяч пассажиров, обеспечив им самый высокий уровень комфорта и безопасности.  Круиз на таком лайнере оставляет незабываемые впечатления!

Ну и конечно, не стоит забывать об огромной армии частных владельцев яхт, от миниатюрных суденышек, с трудом вмещающих двух-трех человек, до гигантских яхт миллиардеров, по части удобств, не уступающих круизным теплоходам. Овеянная веками романтика морских путешествий, воспетая в романах о великих капитанах и отважных пиратах, тянет в море сотни и тысячи современных мореходов-любителей! Все эти корабли и кораблики тоже относятся к морскому водному транспорту.

Речной водный транспорт

В эту группу водного транспорта входят все суда, осуществляющие перевозку пассажиров или грузов по внутренним водным путям – рекам, озерам или каналам. Правда, есть одно интересное исключение – хотя Каспийское море является озером, но из-за его размеров корабли, курсирующие от его берегов, относятся к морскому транспорту.

Главное преимущество речного транспорта – низкая стоимость, поэтому он достаточно широко используется, особенно в Западной Европе, где Франция, Бельгия и Голландия соединены широкой и разветвленной сетью каналов, по которым курсируют сотни специальных небольших грузовых судов – пенишей. Но в связи с низкой скоростью перевозки используется речной транспорт для перевозки грузов, не требующих срочной доставки.

И если в античные времена и в Средневековье речные суда пользовались большой популярностью у пассажиров, даже у высокопоставленных, таких как египетские фараоны и древнеславянские князья, которые даже в последний путь отправлялись на специальных погребальных ладьях, то в наше время, увы, у пассажиров этот вид транспорта совсем не популярен. Причина – в низкой скорости. Если же использовать суда, которые по скорости могут конкурировать с железнодорожным или автомобильным транспортом, например на воздушной подушке, то здесь расход топлива возрастает многократно и делает применение этих кораблей нерентабельным.

Но есть еще одна сфера, в которой речные суда нашли свое признание в наши дни – это экскурсионные кораблики, курсирующие по рекам и каналам европейских столиц и многих красивых средневековых городов. Прагу, Венецию, Париж или Амстердам невозможно представить без этих, таких любимых туристами и очень удобных речных судов. Прогулка на таком кораблике, сопровождаемая интересным рассказом экскурсовода и изысканным фуршетом, оставляет незабываемое впечатление!

Суда для перевозки наливных грузов (Liquid Cargo Ships)

Эти суда, известные как танкеры, перевозят различные жидкие грузы. Танкеры были впервые разработаны в середине девятнадцатого века. Тогда использование железа позволило перевозить жидкости в больших количествах экономично и без утечек. Как и в случае с сухогрузом, экономия масштаба привела к увеличению размеров танкеров. Самые крупные существующие образцы имеют грузоподъемность более 400 000 тонн.

Танкеры разделены на отдельные баки, в которые груз перекачивают по трубопроводной системе. Многие танкеры также оснащены системами добавления инертного газа в цистерны. Это позволяет снизить риска возгорания и взрыва.

Нефтеналивные танкеры (Crude Carriers)

Крупнейшие суда на плаву – супертанкеры водоизмещением 160 000 тонн (Very Large Crude Carriers, VLCC) и супертанкеры водоизмещением свыше 400 000 тонн (Ultra Large Crude Carriers, ULCC). Эти суда предназначены для загрузки сырой нефти и ее транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру, где она может быть переработана в нефтепродукты. Крупнейшие перевозчики нефти часто загружаются и разгружаются на специальных терминалах.

Суда для перевозки химических грузов (Chemical Carriers):

Эти суда обычно имеют грузоподъемность от 5 000 до 40 000 тонн и часто имеют специализированные грузовые системы, подходящие для типа перевозимого груза. Эти системы могут включать в себя нагревательные или охлаждающие устройства. Также усовершенствованные системы очистки, чтобы гарантировать, что чистота груза сохраняется при загрузке в резервуар, который ранее мог нести что-то другое.

Суда для перевозки сжиженного газа (Liquefied Gas Carriers)

Изначально такие корабли были просто переоборудованными нефтяными танкерами, но затем превратились в специализированные суда. Грузовые танкеры, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) или сжиженного природного газа (СПГ) под давлением, обычно имеют сферическую форму и высокую прочность. Перевозчики СПГ, как правило, больше, чем те, которые перевозят сжиженный нефтяной газ. Самыми крупными перевозчиками СПГ являются суда «Q-Flex» с вместимостью газа до 266 000 кубических метров.

Общее устройство корпуса маломерного моторного судна

Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:

Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.

Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль , заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем , а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) . Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка , которая совместно с транцем образует моторную нишу . На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.

Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты , которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.

Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.

Верхние части шпангоутов соединены бимсами , которые служат опорой для карлингсов на которые укладывается настил палубы . В местах, где в палубе выполнены различные вырезы (кокпит, рубка и т.д.) , опорой для палубы являются полубимсы . Полубимсы наружным концом опираются на шпангоуты, а внутренним — на вертикальные стойки, называемые пиллерсами.

Для установки бортовой (наружной) обшивки и днища к шпангоутам крепятся стрингеры . По периметру настила палубы установлен планширь , который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.

В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.

По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).

Какие корабли есть

Бывают узкой специализации (на которых от спуска на воду и до вычёркивания из всех списков возят только одну разновидность товаров); просто специализированные (перевозят несколько грузов одной категории). Кроме того, выделяют ещё суда для перевозки нескольких категорий товаров (так называемая двойная специализация); многоцелевые (на них отправляют широкий ассортимент товаров). Лучшие позиции занимают универсальные суда, на которых можно доставить вообще всё, что только способны выработать промышленность и сельское хозяйство.

Однако подобная классификация интересна главным образом самим морякам и организаторам перевозок. Ведь это им надо знать, какое судно отправлять в рейс, когда заказывают доставку определённого вида товаров. Для заказчиков важнее предназначение судна, а не сухое описание «специализированный» или «универсальный». Заметим, что существуют и другие градации (скажем, по допустимому району плаванию, по мощности двигателя, по количеству полезной нагрузки, по скорости и так далее).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector