Как работает «платон» — система взимания платы: принцип работы, особенности и описание
Содержание:
- Пополнение через устройство самообслуживания
- Чтобы обменять старое бортовое устройство на новое, что еще необходимо при себе иметь, помимо, собственно, самого устройства?
- Как это работает
- Два вида расчета платы
- Как работает система взимания платы
- Техническая база (бортовые устройства, маршрутные карты) и способы контроля
- Какие машины контролируются системой Платон
- Популярные вопросы
Пополнение через устройство самообслуживания
При использовании терминала можно воспользоваться как наличными средствами, так и безналичкой.
Далее следовать инструкции:
- Вставить свою карту в приемник.
- Указать ПИН-код.
- Указать пункт «Платежи и переводы».
- В строке поиска указать наименование «Платон».
- Нажать на ссылку «Пополнить».
- Указать реквизиты для пополнения счета.
- Перепроверить все введенные реквизиты.
- Нажать на «Оплата».
- Получить и сохранить чек.
Таким образом, оплатить услугу «Платон» не так сложно. Можно воспользоваться несколькими методами пополнения, но наиболее удобным является использование личного кабинета Сбербанка Онлайн. Если следовать инструкции, то не возникнет никаких проблем. Провести процедуру можно и с мобильного телефона.
Чтобы обменять старое бортовое устройство на новое, что еще необходимо при себе иметь, помимо, собственно, самого устройства?
Во-первых, вместе с бортовым устройством идет целый комплект оборудования: кабель питания (1 шт.), держатель (1 шт.), присоски (4 шт.), паспорт устройства (1 шт.), руководство пользователя (1 шт.), а также, если бортовое устройство версии 2016-го года, адаптер питания (1 шт.).
Все это в исправном состоянии должно быть предоставлено в Центр обслуживания.
Во-вторых, потребуется еще и комплект документов.
Для сдачи старого бортового устройства необходимо предъявить паспорт и, если тот, кто обратился в Центр обслуживания, не является непосредственно владельцем зарегистрированного в системе транспортного средства, еще и доверенность. В пресс-службе оператора «Платона» рекомендуют использовать единую форму доверенности. Шаблон документа можно найти на официальном сайте системы.
Для получения нового бортового устройства понадобятся дополнительные документы (а вернее — их копии). Для индивидуального предпринимателя — свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Для юридического лица — свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица.
Все копии, естественно, необходимо должным образом оформить.
Более подробно об обязательном пакете документов можно прочитать здесь.
Как это работает
Теперь поговорим о вопросе оплаты, как работает эта система и что относительно новый проект означает для водителей большегрузов. Также в дальнейшем вы узнаете, куда нужно обращаться, как пользоваться и можно ли обмануть Платона.
Вряд ли правительство рассчитывало на то, что водители добровольно будут платить за вред, который они причиняют дорогам, проезжая по трассам на многотоннажных транспортных средствах. Ведь при проезде 12 тонн образуются неровности, впадины, постепенно превращающиеся в ямы. А их нужно ремонтировать, заниматься постоянными реконструкциями и строить что-то новое. Потому было принято решение создать максимально надежную систему с эффективным контролем оплаты. Работает Платон предельно просто. Система получает информацию о ТС, рассчитывает размер оплаты в зависимости от того, что это за машина и сколько она проехала по федеральной трассе.
Как задумывали разработчики, все большегрузы будут оснащаться специальными запрограммированными устройствами. Это бортовое устройство носит название БУ 1201. За движением следят системы ГЛОНАСС и вездесущая GSM. Причем системы работают в связке, что обеспечивает повышенную точность.
На трассе стоит специальная рамка стационарного типа. Именно она контролирует перемещение машин. Там же стоят спецмагазины, где имеется необходимое оборудование для оплаты.
А мы будем двигаться дальше, и рассмотрим еще несколько важных вопросов, связанных с Платоном.
Два вида расчета платы
Стоимость проезда многотонных грузовиков по федеральным трассам определяется двумя способами:
- через оформление разовой маршрутной карты (до выезда рассчитывается и оплачивается стоимость перемещения машины по указанному маршруту);
- через установленное на грузовик бортовое устройство (оно в автоматическом режиме фиксирует координаты движения, длину пути, передает информацию в Центр обработки данных, и на ее основании рассчитывается сумма платежа).
Оплата во втором случае списывается только со специального счета (расчетной записи) владельца транспортного средства, который ему открывается после регистрации в системе. На нем должна быть достаточная сумма для списания, так как оплатить Платон через иные сервисы собственник грузовика не сможет – деньги будут сниматься с расчетной записи автоматически, по мере движения машины по федеральной трассе. Но внести платеж за разовый проезд большегрузного автомобиля по составленному маршруту можно разными способами:
- списать его с расчетной записи автовладельца, открытой в системе «Платон»;
- топливной или банковской картой (в личном кабинете на официальном сайте «Платона», через одноименное мобильное приложение, в системных Центрах информационной поддержки пользователей – через установленные в них терминалы);
- используя сервис «Сбербанк Онлайн» (в виде мобильного приложения или интернет-банкинга);
- посредством перевода с электронных кошельков («Элекснет онлайн», «QIWI»);
- уплатив наличные деньги через агентские терминалы партнеров «Платона» — Сбербанка, «Московского кредитного банка», «Элекснет», «Связного», «QIWI»;
- уплатив наличные в отделении Сбербанка (через оператора);
- со счета мобильного телефона (через платежный сервис МОБИ).
Теми же способами (кроме первого) владелец грузовика весом больше 12 тонн может пополнять свою расчетную запись из внешних источников. Например, для того, чтобы на счете хватало средств для автоматического списания системой платы за проезд большегрузов.
Детальные правила взимания платы системой «Платон» утверждены Постановлением Правительства РФ № от 14.06.2013.
Как работает система взимания платы
Система Платон была создана, чтобы в полной мере обеспечивать исполнение закона РФ о взимании платы с автомобилей, масса которых превышает 12 тонн. Уплаты идут в счет компенсации вреда, который причиняется ими дорожному полотну.
На сегодняшний день она обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу сведений о передвижении большегрузных ТС и распространяется на все федеральные автодороги.
- Авансовая система платежей и постоплата. Внесение платы может быть проведено владельцем ТС как до поездки, так и после на основании утвержденных на законодательном уровне тарифов.
- Плата только за расстояние, фактически пройденное автомобилем. Исчисление также может быть проведено двумя способами — на основании данных бортового устройства или при оформлении разовой маршрутной карты.
- При сборе данных о движении автомобилей используются спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и GPS.
- За невнесение платы по системе Платон Ространснадзором предусмотрены штрафные санкции.
- Контроль осуществляется как мобильными, так и стационарными системами автомобилями, оснащёнными спецоборудованием и рамками с навесным оборудованием.
Оплата маршрутных карт и счетов, выставленных на основании данных бортового устройства может быть произведена 4 способами.
- С расчетной записи пользователя, созданной в системе Платон.
- С помощью банковской или топливной карты в личном кабинете на официальном сайте системы, мобильном приложении или в личных кабинетах банков.
- Наличными в устройствах самообслуживания.
- С помощью сервиса МОБИ деньги.
Важно знать
Чтобы получить бортовое устройство (БУ), водитель должен заключить с оператором договор безвозмездного пользования устройством и предоставить необходимые документы. Устанавливать и включать БУ требуется самостоятельно.. После того как БУ будет установлено в кабине транспортного средства и включено, данные о координатах автомобиля и его выезде на дороги федерального значения начнут передаваться с помощью спутниковых систем в Единый центр обработки данных
На основании данных за сутки будет рассчитана плата
После того как БУ будет установлено в кабине транспортного средства и включено, данные о координатах автомобиля и его выезде на дороги федерального значения начнут передаваться с помощью спутниковых систем в Единый центр обработки данных. На основании данных за сутки будет рассчитана плата.
При движении ТС деньги списываются с расчетной записи в автоматическом режиме, а при долгой остановке БУ переходит в спящий режим. Если какой-то участок дороги не является федеральной трассой, плата за него не взимается.
Техническая база (бортовые устройства, маршрутные карты) и способы контроля
Система «Платон» использует единственный тип бортовых устройств — бортовое устройство БУ 1201. Для повышения точности
устройства предусмотрено использование спутниковой системы навигации. Внутри бортового устройства находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, предусмотрена двухсистемность.
Маршрутная карта — документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчёта платы в счёт возмещения вреда при отсутствии бортового устройства.
Маршрутная карта содержит данные:
- о государственном регистрационном знаке транспортного средства,
- дате и времени выдачи маршрутной карты,
- срок её действия с указанием даты и точного времени,
- общей протяжённости участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут,
- описании маршрута в привязке к участкам федеральных дорог, для прохождения которого выдан данный документ и размере платы.
Оформление маршрутной карты возможно в Центрах обслуживания пользователей, через терминалы самообслуживания, в Личном кабинете на сайте системы «Платон».
Основную часть оборудования для системы «Платон» Россия закупает за рубежом с последующей локализацией производства. Технологическим консультантом по проекту является словацкая компания SkyToll, обслуживающая крупную европейскую сеть платных дорог.
РТИТС проверяет наличие системы «Платон» следующими способами:
- при проезде фур через стационарные рамки;
- путём мобильного контроля через специально оборудованные автомобили.
К концу 2015 года на дорогах было смонтировано 20 стационарных рамок, после 15 июня 2017 года их число достигнет 481 единицы. Мобильный контроль включает 100 автомобилей, они работают на трассах с момента запуска системы.
Какие машины контролируются системой Платон
Сегодня оплачивать проезд по федеральным трассам должны водители грузовиков, у которых наибольшая допустимая масса более 12 т. В нее входит сам автомобиль, груз, водитель, багаж, пассажиры. В список автоматически включаются грузовые прицепы и европейские автомобили.
Кроме этого, оплачивать проезд должны водители автосцепок и авто поездов. Транспортные средства, перевозящие пассажиров, например, автобусы, освобождены от налога
При этом не важно, какая масса автобуса с пассажирами. Но это условие работает, если в документах указано, что назначение автобуса – пассажирские перевозки
Но если в документах написано назначение – грузопассажирские перевозки, то проезд по федеральной трассе придется оплатить.
Некоторые водители пытаются обмануть систему, и нагружают больше 12 тонн в машину, в которой нельзя перевозить такой груз. Чаще всего так делают водители европейского и азиатского изготовления, которые могут перевозить не более 12 тонн. Но инспектор ГИБДД на стационарном посту может проверить вес автомобиля и выписать постановление о штрафе.
Популярные вопросы
Для начала советую внимательно почитать этот материал, а также изучить видео на тему системы Платон.
Но есть несколько вопросов, которые задают чаще всего. О них и расскажу.
- Возможен ли обман системы? Платон не идеален, у него есть погрешности и дыры. Хотя их стараются постоянно закрывать, но появляются и новые. В теории, а порой и на практике, обмануть систему можно. Но шансы минимальные. А если об обмане узнают, вам грозит серьезный штраф;
- Где стоят камеры? Камеры работают в тандеме со стационарными рамками контроля. По состоянию на 2017 год уже работало более 500 устройств слежения за большегрузами;
- Можно ли найти карту со всеми рамками? Официально такой информации нет. Это только тематические форумы. Но существуют не только стационарные рамки, но и передвижные машины со специальным оборудованием. Угадать, где и когда они будут стоять, очень сложно;
- Какой штраф предусмотрен? Штраф значительно выше той суммы, которую водитель должен платить за проезд. Это к вопросу необходимости обмана. Юридические лица платят от 450, вдумайтесь, тысяч рублей и более. Должностные лица, являющиеся нарушителями, платят минимум 50 тысяч;
- Разве Платон работает законно? Да. После заседания Конституционного суда, которое состоялось весной 2016 года, систему Платон признали законной;
- Как пополняется баланс? Сделать это можно через сайт и личный кабинет, выполнив банковский стандартный перевод. Также можно внести деньги наличными через терминалы и офисы системы Платон.
Если вам самим есть, что рассказать о системе Платон, также с нетерпением ждем ваших комментариев, рассказов и интересных историй.
Всем спасибо за внимание! Не забывайте подписываться, оставлять отзывы, задавать вопросы и рассказывать о нас своим друзьям!
Watch this video on YouTube