Плюсы и минусы работы женщины-дальнобойщика
Содержание:
«Не бросайте молотки в стекло: за рулем женщина»
С практикой проблем не было: помог большой стаж вождения легкового автомобиля и несколько лет поездок «вторым водителем». — Сын пускал за руль редко. Но, например, чтобы не стоять долго на границе, он выходил из фуры, подсаживался в легковую машину, доезжал до поста, передавал документы и начинал оформление. Потом звонил мне и говорил, что оформился. Я выезжала и ехала через очередь до границы
Тут важно по рации заранее предупредить, что вы оформились. Я обычно говорю: «Ребята, документы оформлены, я выезжаю
Смотрите, не бросайте молотки мне в стекло: за рулем женщина». После такого сообщения сначала тишина наступает, а потом начинаются вопросы, шутки, смех, приколы.
Отличие от водителя-мужчины
Так чем же девушки или женщины дальнобойщики отличаются от сильного пола?
Ориентация в пространстве
Сильный пол в расчетах использует километры и стороны света, т. к. часть мозга, контролирующая скорость и восприятие трехмерного пространства, развита лучше, а женщины ориентируются по ландшафту и направлению. Происходит это из древности, когда мужчины добывали пропитание, а слабый пол хранил очаг и готовил пищу.
Здоровье
Мужчины в целом стареют медленнее, а хронические заболевания, такие как артрит и артериальное давление с увеличением возраста наблюдается чаще у женщин. Но болевой порог у дам намного выше, чем у нас, поэтому в случае травматизма при аварии выжить у них больше шансов.
Однако силы не позволяют девушкам делать самостоятельно некоторую работу. Например, менять тент на фуру, что без проблем для мужчин.
Зрение
Мужчины лучше видят в темноте, читают мелкий шрифт, а женщины отлично различают цветовую гамму — только 0,5 % страдают дефицитом распознавания против 8 % у сильного пола.
Почему женщины идут в дальнобой
Статус домохозяйки давно уже остался в глубоком прошлом, поэтому термин «женский дальнобой» уверенно входит в повседневную жизнь.
В автошколах девушки познают нюансы будущей профессии наравне с юношами, а некоторые из них на практических занятиях водят многотонную фуру лучше и увереннее.
По словам одного инструктора, он даже стал записывать на видео, как хрупкая девушка ставит тягач с полуприцепом под разгрузку, чтобы потом использовать сюжет для обучения будущих водителей.
На дорогах РФ женщина-дальнобойщик теперь не редкость, о них ведут рассказы из разряда народного эпоса во время посиделок у костра. Нередко можно услышать заявления водителей, что место женщины – на кухне, а такие же приверженцы старых устоев из числа руководителей отказывают им в приеме на работу под любым предлогом.
В середине прошлого века никто и подумать не мог, что женщины будут управлять многотонной грузовой техникой, а сегодня это становится нормой. По словам самих водителей – они нисколько не жалеют о сделанном выборе и считают, что имеют право работать там, где хочется, а за детьми во время отлучки может поухаживать и муж.
Те девушки, которые выбрали такую суровую профессию, любят мощную технику, их не страшат трудности дальних переездов, потому что они давно мечтали водить грузовую машину. Устраивают свой быт каждая по-своему, но в салоне обязательно присутствует небольшой букет.
Плюсы и минусы
К положительным факторам профессии относятся:
- Финансы. Даже в условиях экономического кризиса спрос на водителей для перевозки грузов не снижается, да и санкционные товары нужно доставить к месту утилизации.
- Дорожная романтика. Дороги повсеместно приобретают хорошее покрытие, предоставляется возможность наглядно изучить географию не только России, но и сопредельных стран.
- Престиж профессии. Настоящая мужская работа, по сравнению с менеджером, который постоянно находится в одном офисе и редко дышит свежим воздухом.
- Взаимовыручка. Дальнобойщики – сообщество сплоченное, поэтому всегда готовы прийти на помощь попавшему в беду товарищу, т. к. в этой среде главная заповедь – сегодня ты помог, завтра тебя не оставят в беде. Настоящее мужское братство на дорогах любого региона РФ.
- Свой бизнес. Некоторые водители покупают тягач, бывший в употреблении, и самостоятельно выполняют перевозку в компаниях, у которых не хватает подвижного состава, но имеются в наличии собственные полуприцепы.
- Постоянная занятость. Дальнобойщикам не грозит снижение спроса на услуги, профессионалы всегда в цене и не останутся не у дел.
Детальная информация видна на видео:
К сожалению, как у каждой профессии, есть и минусы:
Долгая разлука с семьей. Дороги России имеют самую большую протяженность в мире, поэтому нужно быть готовым к дальним перегонам и ограниченным условиям быта водителя большегрузного авто.
Неполадки. В пути может случиться отказ оборудования, поэтому нужно знать материальную часть и уметь эффективно выполнять ремонтные работы в сжатые сроки, особенно в условиях зимних холодов.
Сроки доставки
Водителям приходится перевозить разные грузы, которые из-за климатических условий могут потерять товарный вид, а дороги постоянно загружены, особенно в летний период по направлению к югу страны, когда каждый второй автолюбитель отправляется в отпуск на личном транспорте.
Осторожность. Когда за спиной многотонный прицеп, то фура едет медленно, особенно на дорогах в горах, поэтому скорость – это не для опытного водителя
Лихачи присутствуют постоянно на всех дорогах, но очень часто – на боку в кювете.
Коварство сна. При следовании по прямой, как стрела, трассе водителя любого транспорта подстерегает сонливость, т. к. по бокам однообразный пейзаж, музыка не помогает, а иногда и усугубляет ситуацию. Спасает кофе и постоянный самоконтроль, но усталость берет свое и лучше сделать остановку, чем заснуть за рулем.
Отсутствие элементарных удобств. Новые тягачи оборудованы местом для сна, на котором можно отдохнуть, но до домашней кровати им далеко, а о душе в жаркую погоду приходится только мечтать. Если повезет, то на пути встретится естественный водоем или река, где можно охладиться, когда позволяет время. О вкусной еде также говорить не стоит, хотя в придорожных кафе заботятся о постоянных клиентах, а качество обслуживания растет с каждым днем.
Дорожный бандитизм. Полностью с этой проблемой правоохранительные органы до сих пор не покончили. Что же делают дальнобойщики в глухих местах? Они объединяются в состав из нескольких экипажей, чтобы в случае опасности защитить груз, потому что одному на дороге неуютно.
Детальная информация видна на видео:
Плюсы и минусы присутствуют в любой деятельности человека, но у дальнобойщиков иногда негативные факторы преобладают.
Грузоперевозки – не женское дело?
Пока Нина Николаевна в Беларуси других женщин-дальнобойщиц не встречала. А вот в Европе, по ее словам, несколько иная ситуация. — Я однажды общалась с дальнобойщиком, который встречал на дорогах Европейского союза женщин — водителей-международников. Он говорит, что водят они не хуже мужчин. И не удивительно: там обучаются вождению фуры намного дольше, чем мы. Кроме того, в некоторых школах очень интересный подход к обучению: когда они на фурах отрабатывают движение задним ходом для парковки к погрузке, вначале боковые зеркала полностью открыты, затем их постепенно заклеивают, уменьшая обзорность. В конце обучения паркуются по маленькому «окошку» в зеркале. У нас же учат всего 2 месяца.
Несмотря на собственное решение стать водителем-международником, Нина Бычук уверена, что женщинам стоит выбрать другую профессию.- Эта работа не для женщин. В дороге водитель отвечает за все: за себя, за того, кто едет навстречу, за груз. Вести машину – это не проблема, а вот все остальное, что сопровождает работу водителя-международника, требует сил и нервов. Дальнобойщик – не столько водитель, сколько человек, ответственный за груз. Ему просто необходимо знать, как затянуть тент, как правильно заполнить все документы.
Категорию «СЕ» Нина Николаевна открыла в январе 2012 года. Пока у нее четыре месяца официального стажа водителя-международника. За это время несколько раз ездила из Бреста до Москвы и обратно в качестве стажера. Однако бывший работодатель продал автомобиль, и сейчас она в поисках нового места работы. По ее словам, найти работу женщине-дальнобойщице в Беларуси сложно.- Пришла в одну компанию устраиваться, меня спросили: «А кто вам сказал, что в Беларуси женщин берут на такую работу?» Я им ответила: «А как бы я тогда открыла нужную категорию? Ведь если бы не брали – категорию бы не открывали». В другой компании мне начинают задавать разные вопросы по поводу заполнения накладных и т.д. Я им сразу говорю, мол, ребята, мне никто ничего не рассказывал об этих документах, но я все это в руках держала. А поскольку у меня есть высшее образование и любопытство, то я во всем сама отлично разобралась. Я не ас: вы меня сейчас посадите за руль фуры и скажите мне загнать машину задним ходом, я ее с первого раза не загоню, но дайте мне немного времени — и я все смогу. Но пока на белорусских грузоперевозчиков ничего не действует.
Тем не менее Нина Николаевна не собирается опускать руки и уверена, что кто ищет, тот всегда найдет:- Я буду искать и найду такого работодателя — пусть не белорусского! — который согласится взять меня на работу.
Специфика работы
Работа дальнобойщика связана с суровыми условиями труда и неустроенностью быта – это касается питания, отправления естественных надобностей и личной гигиены, потому что существует строгий график движения, который нужно неукоснительно выполнять. Например, если произошел затор на трассе из-за ДТП, то потом придется сокращать остановку около кафе, чтобы не выбиться из графика движения.
Положительные моменты
Вначале поговорим о плюсах профессии водителя-дальнобойщика для девушек.
Слабый пол давно уже доказал, что любая профессия ему по плечу, нет разницы – политика это или строительство, разработка инженерных проектов, а также руководящие должности – от начальника отдела до директора коммерческой компании. Поэтому водитель-женщина многотонного транспортного средства не может быть исключением.
Некоторые скептики утверждают, что женщина, постоянно разъезжающая по неделям в рейсах, не может иметь нормальных семейных отношений, но жизнь доказывает обратное, ведь проводницы нечасто балуют домашних своим присутствием, но браки от этого не распадаются. Отец не хуже справляется с домашними обязанностями.
Женщина в силу своей природной конституции не сможет заменить тяжелое колесо на фуре, но на дорогах действует система взаимовыручки между дальнобойщиками – помочь товарищу в беде не считается обузой.
В плане личной гигиены – проблем не так уж и много, ведь женственность передается на генетическом уровне и спорить тут не о чем. Неряхи встречаются везде, независимо от пола, у некоторых женщин дома меньше порядка, чем в салоне у девушки-водителя.
Наши женщины, работая водителями многотонных фур, доказали, что являются профессионалами и мало в чем уступают мужчинам…
Отрицательные стороны
Негатив присутствует в любой профессии, но водитель-дальнобойщик сталкивается с этим чаще:
- водители старой закалки считают, что женщинам не место за рулем фуры, она должна воспитывать детей и готовить еду, поэтому и относятся к нововведению отрицательно;
- профессия дальнобойщика относится к трудной работе, где требуется хорошая физическая подготовка;
- специфика деятельности водителя большегрузной техники подразумевает профессиональные заболевания, которые могут подорвать женское здоровье, а ведь девушкам еще детей рожать надо;
- невзгоды переездов налагают отпечаток на внешность, долгие часы приходится проводить в неподвижности, поэтому женщины могут располнеть и потерять былую привлекательность;
- хороший дальнобойщик должен знать технику и уметь устранить любые неполадки, а откручивать на морозе прикипевшие гайки на двигателе женщинам не под силу.
Конечно, негатива в профессии много, но в то же время, а где его нет? Женщина-хирург, например, может простоять около оперируемого пациента от 5 до 12 часов. Женщины за рулем фур – явление новое и непривычное, но пройдет немного времени, и даже старые скептики станут относиться к этому движению иначе.
Сравнение с другими странами
По статистике, в США не хватает 50 тысяч дальнобойщиков, в течение ближайших 10 лет этот дефицит сможет возрасти более чем в 3 раза, поэтому для привлечения девушек компания установила на траках, которыми управляют дамы, броскую надпись – She drives CFI.
Исследования Национального института транспорта показали, что на конец 2017 года женщины составляли всего 7,9% от общего числа профессиональных дальнобой-щиков в стране. По данным организации Women In Trucking, 45 % автопарков готовы взять на работу представительниц слабого пола.
Что касается специальной техники для водителей-женщин, то компания Werner Enterprises из города Омахи, штат Небраска, оснащает тягачи автоматическим седельным устройством, позволяющим отсоединять полуприцеп, не покидая кабины. Компания Hadley, штат Мичиган, заменила стандартные модули для тягачей на электрические аналоги, чтобы облегчить работу женщин-дальнобойщиц.
Резкий поворот
32 года Нина Николаевна работала в детском саду, ради удовольствия же водила легковой автомобиль. Но приоритеты изменились.- У меня муж был дальнобойщиком. И наступил в моей жизни момент, когда умер он, а вскоре после этого — наш младший сын. Затем заболела я и на 9 месяцев «прописалась» на больничной койке. Однако смогла выкарабкаться и встать на ноги.
Позже Нина Николаевна познакомилась с мужчиной — водителем-международником.- Четыре года я «жила» в кабине большегруза. Он меня часто пускал за руль на трассе или если надо подогнать машину. Мы объездили всю Россию до Урала, были в северо-западной части Казахстана. Что такое казахстанское бездорожье — знаю не понаслышке. С российскими дорогами они не идут ни в какое сравнение.
Поднакопив опыта, Нина Николаевна начала ездить в рейсы со старшим сыном. Поначалу возила белорусский товар в Россию. — Сын пошел по стопам отца и тоже стал водителем-международником. Нам нужны были деньги — у умершего младшего сына осталась дочка, нужно было помогать ей и за что-то жить самим.
Реклама «Сделано в Беларуси» отлично работала: Нина Николаевна покупала на брестском рынке одежду белорусского производства, и пока сын разгружался, продавала в России наши костюмы. По ее словам, «разбирали белорусский трикотаж очень хорошо, куда бы мы ни приезжали».
В рейсах Нина Николаевна была ответственной за работу с документами и организацию быта.- В дороге я на газовом баллоне готовила все, что можно приготовить дома: если тепло – на открытом воздухе, холодно – в кабине. Только застилали чем-нибудь приборную панель, чтобы не заляпать. Кстати, по моему опыту, многие мужчины-дальнобойщики готовят не хуже любой женщины.
После нескольких рейсов на семейном совете было принято решение продать домик под Могилевом, копить деньги и в перспективе купить собственный большегруз. Нина Николаевна решила выучиться на категорию «СЕ» и получить права.
Как стать дальнобойщиком в России
Наиболее верным вариантом для России является не просто перевозка грузов, а транспортировка тяжелого багажа в большом количестве. Например, это может быть поставка негабаритного груза. В частности понадобится разрешение для транспортировки прицепов.
Получить категорию E не составит труда. Необходимо лишь иметь стаж вождения грузового транспорта более 1 года.
В некоторых школах вполне хватит сертификата о пройденном более года назад обучении на категорию C. А вот в некоторых автошколах будут запрашивать подтверждение сказанного. Может понадобиться трудовая книга либо специальный договор. Оба документа должны быть гарантом полученного стажа вождения.
При выполнении условий подается заявка на получение прав с новой категорией. Проводимый экзамен включает лишь практическую часть. В ней ученик должен продемонстрировать умения езды на грузовом авто с прицепным оборудованием по закрытой площадке и по городу. Если поставленная задача будет быстро и правильно решена, обучающемуся будут вручены новые права с открытой категорией E.
Далее остается лишь устоится на новую работу или же заняться самостоятельной транспортировкой грузов на прицепе.
Что для этого нужно
Вопрос, что нужно, чтобы стать дальнобойщиком в России, интересует многих. Особенно молодые люди желают быстрого карьерного роста и стремятся как можно скорее получить доступ к выгодным, в финансовом смысле, вакансиям. Однако не все так просто. Первое, что необходимо сделать – это получить права на вождение транспортных средств категории С.
Это большегрузные автомобили. Кроме этого, необходимо обучиться вождению с прицепами. Зарплата водителя дальнобойщика напрямую зависит от его профессиональных навыков и стажа. После того как заветные документы были получены, следует набить руку в опыте вождения на разные расстояния.
Территория страны уникальна еще и тем, что здесь разные погодные условия. В результате работник должен уметь управлять большегрузами как в жару, так и в сильные заморозки, и метель. Пунктуальность доказывается на практике. Для начала придется устроиться водителем на небольшие расстояния, так как новому и молодому сотруднику логистической компании, вряд ли дадут сложный и дорогостоящий маршрут на большие расстояния.