Штраф за перегруз грузового автомобиля 2020

Какие штрафы предусмотрены за перегруз грузовых автомобилей в 2018 году

Если говорить о штрафах для водителей за перегруз грузовика, то таблица штрафов в зависимости от уровня перегруза в 2018 году выглядит так:

Превышение макс. массы или нагрузки на ось Сумма штрафа для водителя
Если нет специального разрешения
более 2% и до 10% включительно 1.000 — 1.500 рублей
более 10% и до 20% включительно 3.000 — 4.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 5.000 — 10.000 рублей
более 50% 7.000 — 10.000 рублей
Если есть специальное разрешение
более 10% и до 20% включительно 3.000 — 3.500 рублей
более 20% и до 50% включительно 4.000 — 5.000 рублей
более 50% 7.000 — 10.000 рублей

Водителям стоит иметь в виду, что штрафы — не единственное предусмотренное для них наказание за перегруз. За такое нарушение они могут также лишиться водительских прав.

Штрафы для должностных лиц, которые ответственны за перевозку и допустили выход на дорогу перегруженного транспорта, более суровы:

Превышение макс. массы или нагрузки на ось Сумма штрафа для должностного лица
Если нет специального разрешения
более 2% и до 10% включительно 10.000 — 15.000 рублей
более 10% и до 20% включительно 25.000 — 30.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 35.000 — 40.000 рублей
более 50% 45.000 — 50.000 рублей
Если есть специальное разрешение
более 10% и до 20% включительно 20.000 — 25.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 30.000 — 40.000 рублей
более 50% 45.000 — 50.000 рублей

Штрафы для юридических лиц, то есть, предприятий, которые эксплуатируют грузовой транспорт, следующие:

Превышение макс. массы или нагрузки на ось Сумма штрафа для организации
Если нет специального разрешения
более 2% и до 10% включительно 100.000 — 150.000 рублей
более 10% и до 20% включительно 250.000 — 300.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 350.000 — 400.000 рублей
более 50% 400.000 — 500.000 рублей
Если есть специальное разрешение
более 10% и до 20% включительно 200.000 — 250.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 300.000 — 400.000 рублей
более 50% 400.000 — 500.000 рублей

Наконец, штрафы для собственника транспортного средства, которые могут выписываться только при фиксации нарушения автоматическими камерами, следующие:

Превышение макс. массы или нагрузки на ось Сумма штрафа для собственника
Если нет специального разрешения
более 2% и до 10% включительно 150.000 рублей
более 10% и до 20% включительно 300.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 400.000 рублей
более 50% 500.000 рублей
Если есть специальное разрешение
более 10% и до 20% включительно 250.000 рублей
более 20% и до 50% включительно 400.000 рублей
более 50% 500.000 рублей

Внесение изменений в действующее законодательство

Согласно интернет-источникам, наказывать водителей будут следующим образом:

  1. Лишать прав.
  2. Изымать груз.
  3. Отправлять машину на штрафстоянку.

Вполне естественно, что подобные карательные меры вызвали бурю негодования среди водителей.

Правда или нет

Проверить это можно элементарно. Достаточно ознакомиться с действующей редакцией ст.12.21.1 КоАП, которая предусматривает ответственность за несоблюдение правил передвижения крупногабаритного и большегрузного транспорта. Этот документ предусматривает только санкции в виде денежных штрафов или лишения прав на незначительный срок. О конфискации груза речь не идёт.

Сделаем предположение, что миф появился после интервью руководителя Минтранса Евгения Дитриха, которое показал в июне телеканал «Россия-1». Чиновник сообщил, что перегруженные автомобили портят дорожное покрытие, поэтому недобросовестных перевозчиков нужно лишать прав, а груз изымать. Статью на эту тему выпустило и информационное агентство РИА Новости. Остальное уже додумали читатели.

В реальности инициатива Минтранса была вынесена на рассмотрение Государственного совета, но дальше этого дело пока не пошло. Поэтому сложно сказать, когда закон об ужесточении мер за перегруз авто вступит в силу, и произойдёт ли это вообще.

Разновидности перегруза

  1. Перегруз пассажирами. Водители часто подсаживают 1-2 пассажиров сверх установленных норм, чтобы получить личную выгоду. Однако это чревато неравномерным распределением нагрузки по осям, что может спровоцировать потерю управления.
  2. Грузовой перегруз. Любая транспортная компания старается повысить рентабельность каждого рейса, загружая грузовик под завязку. В результате ухудшается управляемость, повышается износ основных узлов.
  3. Перегруженность прицепа. В целом, проблема получается та же, что и в предыдущем случае: нарушается маневренность и управляемость.

Требования к организации грузоперевозок

  1. Распределение веса по осям ТС определяется данными из ПТС автомобиля и приложениями к Правительственному постановлению № , где указаны номинальные значения.
  2. Фактический вес определяется грузоотправителем либо перевозчиком, в зависимости от того, кто осуществляет погрузку, если иной порядок не предусмотрен условиями договора.
  3. Водитель обязан контролировать процесс погрузочных работ, в частности, следить за фиксацией и расположением груза на платформе.
  4. Если фактический вес груза превышает установленные значения более чем на 2%, оформляется спецразрешение и согласовывается маршрут следования.

Допустимые нормы распределения нагрузки по осям

Расстояние между осями в метрах Значения в тоннах для ТС группы А: эксплуатация на автотрассах 1-3 категорий Значения в тоннах для ТС группы Б: эксплуатация на автострадах любой категории
2 и больше 10 6
1.65-1.2 9 5.7
1.65-1.35 8 5.5
1.35-1 7 5
1 и меньше 6 4.5

Какой полагается штраф за перегруз

Правонарушением является превышение массы, приходящейся на каждую ось, а также общего веса конструкции. Также штраф налагается и за несоответствие габаритов перевозимого груза установленным значениям.

Субъектами соответствующих правонарушений являются:

  • водители, непосредственно осуществляющие перевозку;
  • должностные лица, ответственные за подготовку транспорта перед отправкой в “путь”;
  • юридические лица, являющиеся собственниками транспортных или иных компаний, осуществляющих деятельность по грузоперевозкам.

Газели

Автомобили торговой марки “ГАЗель” относятся к категории малотоннажных ТС класса N1 с разрешенной массой не более 3500 кг. Соответственно, ГАЗелями (кроме модификаций типа “микроавтобус”) можно управлять и с наличием водительских прав категории “B”.

Таким образом, нормы ст. 12.21.1. КоАП (далее – Кодекс) применяются к ГАЗелям только в части несоблюдения требований, запрещающих езду любых ТС, нагрузка на любую ось у которых выше установленного дорожным знаком значения. Ответственность за это нарушение указана в ч. 11 ст. 12.21.1. – штраф 5000 рублей.

Также “газелиста” могут привлечь к общей ответственности за нарушение порядка грузоперевозок по ст. 12.21. с наложением предупреждения или штрафа 500 рублей.

Грузового автомобиля

Санкции за превышение габаритов ТС, или общей массы, или нагрузки на каждую ось в отношении грузовиков указаны в ст. 12.21.1. Кодекса.

Меры ответственности различаются в зависимости от субъекта правонарушения. Максимальное наказание ждет юрлиц-собственников компаний по перевозке. Также ответственность варьируется в зависимости от наличия/отсутствия спецразрешения на перевозку грузов.

Таблица штрафов по ст. 12.21.1. для лиц, осуществляющих грузоперевозки без спецразрешения:

Нарушение (превышение общего веса или нагрузки на любую из осей, в процентах от допустимой величины) Регламентация Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2020 году для физических лиц, в тыс. рублей            Для должностных, в тыс. рублей Для юрлиц, в тыс. рублей
От 2 до 10 проц. Ч. 1 От 1 до 1,5 От 10 до 15 От 100 до 150
От 10 до 20 проц. Ч. 2 От 3 до 4 От 25 до 30 От 250 до 300
От 20 до 50 проц. Ч. 3 От 5 до 10, или аннулирование ВУ от 2 до 4 мес. От 35 до 40 От 350 до 400

Штрафы ГИБДД за превышение веса ТС или нагрузки на какую-либо из осей при наличии спецразрешения:

Превышение массы или нагрузки на ось от исходной величины, указанной в спецразрешении Регламентация Взыскание для водителей, в тыс. рублей Штрафная санкция для должностных лиц, в тыс. рублей Штрафная санкция для юрлиц, в тыс. рублей
От 2 до 10 проц. Ч. 1 От 1 до 1,5 От 10 до 15 От 100 до 150
От 10 до 20 проц. Ч. 4 От 3 до 3,5 От 20 до 25 От 200 до 250
От 20 до 50 проц. Ч. 5 От 4 до 5, или лишение ВУ от 2 до 3 мес. От 30 до 40 От 300 до 400
Свыше 50 проц. Ч. 6 От 7 до 10, или прекращение действия прав от 4 до 6 мес. От 45 до 50 От 400 до 500

По осям

Кодексом предусмотрены одинаковые наказания как в случае превышения общей массы ТС от максимально допустимой, так и за превышение максимальной нагрузки по какой-либо одной или сразу двум осям.

Легкового авто

Кодекс прямо предусматривает ответственность за перегруз грузовика, однако для водителей “легковушек” подобных положений не установлено.

Однако водитель легкового авто может быть оштрафован инспектором по следующим статьям:

 21.  при нарушении любых правил грузоперевозок
 23.  при нарушении правил перевозки граждан

Так, к примеру, если не соблюсти требование п. 22.8. ПДД и перевозить людей в большем количестве, чем это предусмотрено конструкцией автомобиля, можно схлопотать штраф 500 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 12.23. Кодекса.

Итак, перегруз грузового авто влечет за собой ответственность, указанную в ст. 12.21.1. Кодекса. ИП, в соответствии с нормами данной статьи, несут такое же наказание, как и юридические лица.

Ответственность одинаковая как за перегруз по одной оси, так и за перегруз по совокупной массе авто.

Что такое перегруз автомобиля

Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.

В названных нормативно-правовых актах обозначены следующие параметры:

  • Максимальные значения нагрузки на оси автомобилей;

  • Разрешенная масса машины;

  • Допустимый размер перегруза;

  • Порядок транспортировки грузов, превышающих установленные нормы.

Перегруз автомобиля – это явление, при котором масса машины с грузом или без него превышает допустимую нагрузку на заднюю или переднюю ось на 2% и более.

Осевая нагрузка —  давление, оказываемое осями ТС, на дорожное полотно.

При проверке грузового автомобиля на предмет перегруза учитываются такие показатели:

  • Допустимая масса;

  • Нагрузка на оси.

Допустимая масса конкретного ТС – это характеристика, которая устанавливается его производителем и указывается в ПТС. Она складывается из массы груза и машины.

Например, в ПТС указана допустимая масса машины, равная 25т. При этом вес автомобиля – 9т. Для того чтобы вычислить допустимый вес груза, необходимо от разрешенной массы отнять вес ТС. Таким образом, в указанный автомобиль можно погрузить не более 16т (25 — 9 = 16).

Предельные значения разрешенной массы некоторых ТС закреплены в Постановлении Правительства РФ №272.

Допустимые массы транспортных средств

Тип ТС или комбинации транспортных средств, кол-во и расположение осей

Допустимая масса ТС (тонн)

Одиночные автомобили

Двухосные

18

Трехосные

25

Четырехосные

32

Пятиосные

35

Автопоезда седельные и прицепные

Трехосные

28

Четырехосные

36

Пятиосные

40

Шестиосные и более

44

Второй показатель, который контролируют власти – нагрузка на оси автотранспорта.

Допустимая осевая нагрузка вычисляется индивидуально для каждого автомобиля. На ее величину влияют следующие характеристики:

  • Количество осей;

  • Масса машины;

  • Расстояние между осями;

  • Тип колес.

Термин «перегруз» не применяется относительно ТС, числящихся на балансе ВС РФ.

Суть проблемы

Статья 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает размеры ответственности за перегруз и превышение допустимых габаритов перевозки. Первые шесть пунктов статьи построены по одному и тому же принципу, имеют схожую структуру и различаются только цифрами: степенью нарушения в сантиметрах габарита или процентах перегруза, а также величиной штрафа в рублях. Рассмотрим структуру нормы закона на примере пункта 6 указанной статьи. Итак, за превышение допустимой нагрузки на ось более чем на 50%, а также допустимых габаритов более чем на полметра размер штрафа вычисляется следующим образом:

  • для водителя ТС он составляет от 7 000 до 10 000 рублей;

  • для должностного лица, которое отвечает за перевозку – от 45 000 до 50 000 рублей;

  • для юрлица – от 400 000 до 500 000 рублей;

  • при выявлении правонарушения на основании данных автоматических техсредств, имеющих функцию фотосъёмки и видеозаписи, размер штрафа фиксированный – 500 000 рублей.

Первая нелогичность заключается в том, что итоговая сумма к выплате в случае выявления нарушения сотрудником ГИБДД «в ручном режиме» может варьироваться в зависимости от обстоятельств дела от 400 до 500 тысяч. Обе цифры внушительны, но в этом случае у нарушителя хотя бы есть возможность не переплачивать сто тысяч (что тоже не копейки) и ограничиться первой, более низкой суммой. В случае же привлечения к ответственности на основании данных фотофиксации заплатить придётся полмиллиона, и тут уже без вариантов.

Есть ещё один момент, степень абсурдности которого на порядок выше. При составлении текста статьи законодатель не учёл некоторые требования юридической техники, и последний абзац, касающийся автоматической фиксации, распространяет своё действие не только на юридических лиц, но и на все остальные категории нарушителей, упомянутых в норме закона. В итоге имеем еще более дикий разброс по суммам штрафа, чем в предыдущем пункте: простой водитель транспортного средства, перевозящий имущество не на постоянной основе в коммерческих целях, а разово и для личных нужд (что, кстати, и получилось в ситуации одного из заявителей – он вёз сруб для установки на своём участке) за одно и то же нарушение при встрече с сотрудником ДПС заплатит максимум десять тысяч, а вот при попадании в поле зрения электронного блюстителя порядка – те же полмиллиона, которые являются максимальными для юрлица.

И еще один нюанс: устройство фотофиксации, в отличие от инспектора, не уделяет внимания «мелочам» вроде того, кто сидел за рулём автомобиля. Транспортное средство идентифицируется по номеру, и штраф автоматически накладывается на собственника. Возможно, за рулём был не он, а нанятый водитель, возможно, машина была передана в аренду или управлялась по доверенности, возможно, вообще была угнана, и законный владелец никак не мог повлиять на то, кто и что на ней перевозит – однако немалый штраф придётся заплатить именно ему. Нелогично, несоразмерно да и просто несправедливо – однако всё по закону.

Сумма штрафа на должностное и юридическое лицо

Если правила перевозки нарушается должностным лицом, то его также ждут штрафные санкции и в значительных размерах.

Сумма штрафа зависит от того, на сколько был перегружен ТС:

  • перегруз до 10% от допустимого предела — штраф в пределах 15 тысяч рублей;
  • превышение в пределах 10-20% от допустимого значение — штраф в пределах 30 тысяч рублей;
  • более 20% — штраф от 40 тысяч рублей.

К юридическим лицам могут быть применены еще более жесткие меры. Так сотрудники Госавтоинспеции и суд могут применить более крупные взыскания.

Так, штрафы для юридических лиц составляют:

  • перегруз в пределах 10% — до 150 тысяч рублей;
  • превышение показателей грузоподъемности на 10-20% — в пределах 300 тысяч рублей;
  • превышение 20-50% — до 400 тысяч рублей.

Размер штрафов за перегруз

2-10% по осям и в целом

  1. Шоферу — 1 000-1 500 рублей.
  2. Ответственному лицу — 10 000-15 000 рублей.
  3. Компании-перевозчику — 100 000-150 000 рублей.

10-20% по осям и в целом

  1. Шоферу — 3 000-4 000 рублей.
  2. Ответственному лицу — 25 000-30 000 рублей.
  3. Компании-перевозчику — 250 000-300 000 рублей.

20-50% по осям и в целом

  1. Шоферу — 5 000-10 000 рублей или лишение права управления на 2-4 месяца.
  2. Ответственному лицу — 35 000-40 000 рублей.
  3. Компании-перевозчику — 350 000-400 000 рублей.

От 50% и выше

  1. Шоферу — 7 000-10 000 рублей либо лишение прав до полугода.
  2. ответственному лицу — 45 000-50 000 рублей.
  3. Компании-перевозчику — 400 000-500 000 рублей.

Расчет нагрузки

Точно определить величину нагрузки практически невозможно. Однако это и не требуется. Последовательность действия в данном случае следующая:

  • масса автомобиля указывается в свидетельстве о его регистрации;
  • определяется вес груза (можно по накладным, но данные там не всегда корректны);
  • результат делят на число осей.

Важно понимать, что учитывать следует максимальный результат, поскольку это значение и будет приниматься во внимание во время контрольного взвешивания на постах. В целом в настоящее время в Интернете нетрудно найти специальный калькулятор, воспользовавшись которым вышеназванные вычисления производятся достаточно просто

В целом в настоящее время в Интернете нетрудно найти специальный калькулятор, воспользовавшись которым вышеназванные вычисления производятся достаточно просто.

В вышеупомянутом постановлении российского правительства приведена таблица, с помощью которой также можно рассчитать норматив для каждого конкретного автомобиля.

В качестве примера возьмем грузовик марки «Газель», масса которого составляет 15 тонн, едущего по автодороге М-1. Количество осей у него – 4, и они сближены. Груз, перевозимый машиной, составляет 16 тонн. Для него показатели будут следующие:

Нагрузка Максимальный вес Фактический вес
совокупная 32 31
на передние сближенные оси 15 14,2
на задние 16 16,8

Таким образом, получается, что в данном случае перегруз составит 800 килограммов на заднюю ось, или 5 процентов.

Должностные лица, осуществляющие контроль

Контроль за тем, чтобы не допускался перегруз грузового транспортного средства, осуществляют сотрудники Госавтоинспеции. Они имеют право останавливать транспорт и проверять уровень загруженности автотранспорта. Прежде всего, проверкам подвергаются те водители транспортных средств, которые допустили нарушение правил ПДД. В этом случае придется оплатить не только штраф за перегруз, но за нарушение правил дорожного движения.

В настоящее время для того, чтобы определить перегружено ли ТС, можно воспользоваться автоматическим режимом с помощью камер.

Также рассчитать перегруз можно с помощью простых математических вычислений. Для этого берется масса пустого большегруза, которая указывается в технической документации к ТС. Эти документы водитель предоставляет при проверке сотруднику ГИБДД. Также потребуется знать массу перевозимого груза, которая указывается в товарно-транспортной накладной. Этот документ также проверяется сотрудниками Госавтоинспекции.

Данные показатели массы необходимо сложить. Получившуюся сумму делят на количество осей транспортного средства. После этого сотрудник ГИБДД сравнивает высчитанное значение с допустимым. В том случае, если перегруз будет превышен уже на 2%, то водитель будет наказан.

Вообще допускать перегрузов не стоит не только из-за того, за это могут наказать штрафными санкциями. Дело в том, что такое небрежное отношение к ТС скажется на его техническом состоянии. В результате износ большинства частей транспорта произойдет в несколько раз быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector