Ответственность экспедитора

По закону навязывание страховки груза грузоперевозкам

Кроме того, если страховые компании предлагают очень сжатые сроки урегулирования убытков, то экспедитор может выплачивать страховщику долги на более льготных условиях, по крайней мере, по срокам.

Еще один плюс для экспедитора: по согласованию с клиентом и страховщиком возможно получение страхового возмещения на счет экспедитора в качестве оплаты клиентом будущих транспортных услуг. В свою очередь, для клиента страхование на таких условиях также может быть выгодным.

Так, нередко экспедитор предлагает более выгодные страховые тарифы по сравнению с вариантом самостоятельного страхования без посредничества экспедитора.

Также экспедитор обязуется принимать непосредственное участие во взаимодействии со страховщиком при наступлении страхового случая.

Обратите внимание! Экспедитор может выступать и в качестве выгодоприобретателя по договору страхования груза, принятого к перевозке, поскольку имеет имущественный интерес в сохранении груза: именно экспедитору придется компенсировать ущерб в случае утраты, повреждения или недостачи груза

Страховка груза: право или навязанная услуга?

Дополнительные вопросы являются весьма важными, так как: Корнева Мария, главный специалист Управления андеррайтинга страхования АО «СОГАЗ» : «По российскому законодательству, страхование транспортировки грузов – добровольный вид страхования.

Транспортная компания может заключить договор страхования в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Собственник груза будет обязан возместить транспортной компании расходы на страхование только в том случае, если ранее это условие было оговорено и зафиксировано в договоре на оказание услуг.

Если застрахованный груз будет поврежден в процессе транспортировки, то размер страховой выплаты будет определяться страховщиком на основании полученных документов и сведений, а также результатов осмотра груза.

По поводу дополнительных услуг: Услуга информирование — ранее эта услуга была включена в строку «Перевозка автотранспортная» сейчас выделена отдельной строкой.

Если у Вас будут возникать вопросы или предложения по работе с нашей транспортной компанией, пишите нам в официальные группы во и , всегда рады помочь Вам.

Инструкция по страхованию грузов при автоперевозках

Оно осуществляется исключительно по личной инициативе одной из сторон. Виды и условия страхования зависят от множества аспектов, основными являются: тип перевозимых предметов и выбранный путь поездки.

Сами страховщики, делят сделки на страхование:

  1. ответственности перевозчика;
  2. груза;
  3. сделки на предмет финансового риска.

Ответственность исполнителя перевозки, за сохранность вверенного ему имущества, установлена 40 главой ГК РФ. Здесь четко прописано, что любая перевозка (пассажиров, или багажа) осуществляется только на основании договора. Ответственность наступает тогда, когда вследствие действий исполнителя перевозки был причинен ущерб собственнику товаров.

Страхование ответственности, имеет несколько видов.

Страхование грузоперевозок

Что касается перевозчика, то ему нет никакой необходимости страховать груз. Тем не менее, это происходит.

Причин для этого как минимум две: просьба непосредственно владельца груза и пробелы в отечественном законодательстве, вынуждающие перевозчиков идти по пути страхования груза, а не ответственности за перевозку груза. Конкретнее эти ситуации рассмотрим ниже. Этот вариант имеет определенные плюсы для владельца груза, поскольку он не тратит свое время и средства на общение с представителем страховой компании.

Но нельзя не упомянуть о повышенных рисках, которые могут свести к нулю все выгоды от такой «экономии». Если грузоперевозчиком работа будет выполнена халатно, есть вероятность, что наличие полиса страхования груза не гарантирует компенсации.

Произойти подобное может, если перевозчиком (а именно он будет считаться страхователем груза) будут нарушены условия договора страхования, либо если будет установлено, что именно он и является прямым виновником повреждения, утраты или гибели груза.

Все по фактам

Нужно внимательно заполнять перечень страховых услуг, так как переписки и переговоры также становятся частью договора, все выполненные пункты не отмеченные при страховании не будут учитываться.

Однако, некоторые страховые случаи гражданской ответственности не будут покрыты страховой премией. Например, коммерческие штрафы установленные заказчиком, не рассматриваются случаи транспортировки «в срок» и грузы со статусом повышенной ценности.
Лимиты и размеры ответственности устанавливаются на протяжении того, как заключается договор. Но в европейской практике в наше время признаются только полисы с ограничением выше 750 тыс. долларов по конкретному случаю.

Размер страховой премии

Страховая премия при страховании гражданской ответственности экспедитора рассчитывается, исходя из комплекса факторов, следовательно, размер премии напрямую зависит от:

  • суммы страхуемого груза;
  • периода действия договора;
  • географических зон, где проложены маршруты движения;
  • интенсивность эксплуатации ТС, непосредственно перевозящего грузы, в том числе – степень изношенности ТС;
  • объема и характера перевозимого груза;
  • вероятности наступления страхового случая.

О страховании перевозимых грузов в РФ смотрите видеосюжет:

Легализовать страхование ответственности экспедитора

На данный момент страховые компании с радостью эту самую ответственность страхуют, с еще большей радостью получают от экспедитора страховые взносы, а потом, при наступлении страхового случая, резко приобретают законопослушный вид: мол, мы бы, конечно, с удовольствием выплатили причитающееся, но, понимаете, супротив закона пойти не можем, а закон, вот уж как неудобно вышло, страхование ответственности экспедитора не предусматривает.

Закон, действительно, страхование ответственности экспедитора не предусматривает.

Статья 932-я Гражданского кодекса РФ «разрешает» страховать ответственность за нарушение договора только в случаях, предписанных законом, а закон, повторимся, насчет экспедиторов как-то помалкивает. При этом 168-я статья того же Кодекса прямо говорит: если сделка нарушает требования закона, то ее можно оспорить. Что в переводе на отношения между экспедитором и страховщиком означает: если закон не предусматривает страхование ответственности экспедитора, то договор страхования вполне себе может быть признан ничтожным.

Недоразумения вокруг этого вида страхования продолжаются уже не один год. Еще в 2010-м году Высший арбитражный суд, разбирая похожую тяжбу, выпустил Постановление (№16996/09 от 13.04.2010 г.), положения которого настоятельно рекомендовал применять при рассмотрении аналогичных дел. Это Постановление резюмировало: во-первых, заключение таких договоров распространено в страховой практике, а во-вторых, данный вид страхования нельзя назвать только страхованием риска ответственности за нарушения договора, потому что он также предполагает страхование имущественных рисков, а значит, является комплексным и требованиям 932-й статьи Гражданского кодекса не подчиняется.

Казалось бы, с того самого момента проблема должна была бы разрешиться: арбитражные суды, следуя мнению Высшего суда, должны были бы прекратить признавать договор страхования ответственности экспедитора ничтожным, а страховые компании, принимающие взносы, но не желающие платить по счетам, — оспаривать действительность сделки.

Однако Постановление осталось почему-то без внимания и суды и по сей день продолжают по-разному трактовать данный вид страхования.

Вот и в деле, вошедшем в обзор судебной практики, суды первой и апелляционной инстанций признали договор страхования экспедитора ничтожным и тем самым отказали страхователю в получении страховых выплат. И только арбитражный суд округа вспомнил, что в Гражданском Кодексе, оказывается, есть еще и 166-я статья, а в этой статье — пятый пункт, который прямо утверждает:

Обязанности перевозчика

Зачастую компании, оказывающие услуги по грузоперевозкам, не могут за собственный счёт застраховать груз. В этом попросту нет смысла, так как стоимость страховых премий заметно выше. Потому полис страхования ответственности экспедитора может пригодиться:

  • транспортным компаниям;
  • экспедиторским организациям;
  • специалистам, занятым в области таможенного оформления;
  • компаниям, предлагающим услуги логистики.

Все они страхуются от ответственности, которая может возникнуть по вине перевозчика, либо просто при его участии. Здесь уже речь идёт об ограблениях, мошенничестве и пр. Сам экспедитор в этом не виновен, но груз всё равно пострадал.

Профессиональному экспедированию сопутствует широкий перечень возможных рисков. Потому от многих из них перевозчики пытаются застраховаться. При этом обязательно указывается перечень ситуаций, на которые действие полиса страхования не распространяется. Такой вид страхования основан на заключении так называемого генерального договора. Его минимальный срок составляет несколько месяцев. Но при желании стороны могут подписать соглашение на 3 года. При страховании ответственности отталкиваются от:

  • Гражданского кодекса;
  • устава автотранспорта;
  • Таможенного кодекса;
  • Федерального закона о транспортно-экспедиционной деятельности;
  • международных конвенций и договоров;
  • законодательных актов, которые касаются грузоперевозок.

Договор считается действительным с момента получения страховой премии со стороны экспедитора. Сама страховая компания подтверждает действие договора специальным полисом.

При этом существуют определённые обязательства перед компанией, которая оказывает экспедиторские услуги. Она обязана:

  • Обеспечивать безопасность при транспортировке пассажиров;
  • Отвечать за безопасность и полную сохранность груза с момента его загрузки на используемое транспортное средство и до прибытия к месту назначения;
  • Возмещать все убытки, которые возникают непосредственно по вине экспедиторской компании;
  • Компенсировать ущерб, если сотрудниками транспортной компании были допущены ошибки. Сюда относят неправильно выполненные погрузо-разгрузочные работы, нарушения норм по перевозкам, некорректное комплектование, неправильное оформление и пр.

Страховая компания, предоставляющая услуги по страхования ответственности экспедиторов, покрывает все подобные проблемы в период действия заключённого соглашения между сторонами.

Пункты под звездочкой

Стоимость оказанной услуги подобного рода страхования варьируется от 45 тыс. до 1,5 млн рублей. Цена зависит от деталей предстоящей перевозки и включенных пунктов в страховой реестр. К затратам относятся упоминающиеся в страховом договоре франшизы или, иначе говоря, льготы для страховщика, у которой два типа: условные и безусловные.

Первый вид — это возвратная плата, которая регулирует возвращение страховой суммы. Устанавливается минимальный порог, и если убыток меньше его, то страховщик не выплачивает компенсацию. И наоборот, если превышает, то выплата возвращается в полном объеме. Иначе обстоят дела у второго типа, в этом случае фиксированная плата взимается на безвозвратных условиях при всех возможных исходах.

ГРУППА 1. «НОВИНКИ» ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

Констатируем факт — тексты документов изобилуют очевидными терминологическими и правовыми вольностями, если не назвать их по-иному. Мы затрудняемся объяснить природу появления этих «новинок» и логику их авторов, предположим, что часть договоров писали весьма небрежно. В результате мы встречаем в текстах упоминание о некоем «перевозочном транспортном средстве», а также с удивлением узнаем, что:

  • в Российской Федерации до настоящего времени транспортно-экспедиционная деятельность подлежит лицензированию;
  • накладные, инвойсы, счета-фактуры и спецификации являются товарораспорядительными документами;
  • перевозчик и транспортный экспедитор имеют право распоряжаться грузом;
  • выдача груза должна происходить только после получения от грузополучателя соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз <2>;

<2> Здесь и далее выделены точные цитаты из документов страховых компаний, с сохранением авторской орфографии и стиля.

  • доверенность является документом, подтверждающим наличие права собственности на груз;
  • в оригинале морского коносамента делается отметка о недостаче и/или повреждении груза;
  • при утрате/повреждении груза, перевозимого железнодорожным транспортом, необходимо предъявлять копию Протокола об административном правонарушении (заверенная печатью подразделения ГИБДД) либо Определения по делу об административном правонарушении (заверенные печатью подразделения ГИБДД) и справку об участниках ДТП с указанием нарушителя ПДД (Форма N 31).

При желании вышеприведенные примеры можно расценить как недоразумение, ошибки или заблуждения их авторов. В конце концов, эти «новинки» транспортного (гражданского и административного) права не влекут за собой серьезных правовых последствий и у людей сведущих могут вызвать лишь улыбку недоумения. Однако как мы оценим ситуации, когда от страхователя требуют предъявить страховщику несуществующие документы.

Особенности

Как уже говорилось ранее, страхование ответственности экспедитора имеет широкий перечень важных особенностей, которые следует обязательно учитывать при оформлении полиса и его использовании в рамках наступившего страхового случая. В основном, ключевые нюансы страхования связаны с размерами страховых выплат, которые обязаны выдать страховые компании. Формирование величины выплат зависит от некоторых факторов. А именно:

  • возможность нанесения различных убытков;
  • лимиты страхового покрытия;
  • потенциальные риски по страховке;
  • используемые при грузоперевозках транспортные средства;
  • субподрядчики;
  • характеристики перевозимых грузов;
  • объём грузоперевозок;
  • маршрут следования товаров и грузов.

Здесь крайне важно отметить, что такой вид страхования не относится к числу обязательных. Потому экспедитору не обязательно иметь полис страхования, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность

Хотя здесь есть иная сторона. Многие компании, которые заинтересованы в услугах грузоперевозчиков, попросту настаивают на наличие у транспортных компаний страховки экспедитора. Есть ряд особенностей, которые непосредственно связаны с процедурой возмещения страхового ущерба. Здесь следует обращаться к Федеральному закону, рассматривающему вопрос транспортно-экспедиторской деятельности.

В статье под номером 7 этого законодательного акта указывается, что при нанесении ущерба перевозимому товару возмещение нанесённого вреда должно быть обязательно полным. Этот нормативный акт говорит нам о том, что экспедитор обязан возместить клиенту ущерб на сам перевозимый груз, который в результате перевозок был повреждён, но также и понесённый клиентом убыток из-за неполученной выгоды. Это крайне спорный момент страхования, а потому в суде часто выносятся противоречивые решения на их счёт. Экспедитору следует знать, как он может подтвердить факт наступления страховых случаев. И тут всё зависит от конкретных обстоятельств грузоперевозок, используемого типа транспорта и иных моментов. Здесь есть несколько основных рекомендаций, в зависимости от ситуации.

  1. Разбойное нападение. Случается так, что на транспортное средство, перевозящее достаточно ценный вид груза, совершается разбойное нападение. Либо же товаров завладевают путём мошенничества. В таких ситуациях экспедитору следует обращаться в органы МВД для подтверждения наступления страхового случая.
  2. ДТП. Чаще всего при транспортировке товаров автомобильным транспортом груз страдает в результате аварий и ДТП. При таких обстоятельствах нужно обратиться в ГИБДД.
  3. Железная дорога. Не редко для доставки грузов используется железнодорожный вид транспорта. Если груз повреждается в результате перевозки по железнодорожным сообщениям, тогда сотрудник компании-грузоперевозчика обязан составить специальный коммерческий акт.

Чтобы иметь возможность получить страховую компенсацию при мошенничестве или похищении перевозимого груза, необходимо получить справку из МВД. Она подтвердит, что уголовное дело было заведено. Если же грузоперевозчик не сможет предъявить такую справку, то ни на какие страховые выплаты рассчитывать не стоит. Аналогично дела обстоят со всеми иными страховыми случаями. То есть требуется обязательное документальное подтверждение случившегося происшествия. Без него получение выплат по страховому полису становится практически невозможным. Страховые компании просто не будут верить на слово своему клиенту. И это их законное право.

Страховки, связанные с ответственностью экспедитора, порой вызывают много вопросов и сложностей. Здесь виноват не до конца продуманный и проработанный закон, а также хитрость самих страховщиков. Ряд страховых компаний вписывает в договор пункт о том, что их клиент, то есть экспедитор, не обладает правом принятия претензий со стороны третьих лиц при отсутствии письменного разрешения от страховщика относительно конкретной ситуации. Но в то же время действующие законы чётко прописывают, что предъявление таких претензий выступает не просто правом, а даже обязанностью клиента.

Если в соглашении со страховой компанией действительно присутствует такой пункт, то в дальнейшем это может негативно повлиять на репутацию даже самого ответственного и профессионального экспедитора. Потому перед подписанием договора обязательно перечитывается каждый пункт. Если вас не устраивает предлагаемый текст соглашения, потребуйте его поменять. При отказе лучше поискать другую страховую компанию, поскольку с этой организацией потенциально крайне рискованно иметь дело.

Ответственность

При страховании экспедиторской ответственности действующий страховой полис позволяет покрывать различные ущербы, возникающие по тем или иным причинам. Сюда включают всевозможные ошибки, которые допустили сотрудники транспортной компании и иные лица, имеющие непосредственное отношение к выполнению заказа клиента по грузоперевозкам. Этот вопрос следует заранее предусмотреть и внести в документ при оформлении страховки ответственности экспедитора. То есть страховой полис ответственности экспедитора не означает, что его действие распространяется исключительно на ошибки самого диспетчера. Сюда входят все люди, ответственные в той или иной степени за транспортировку, разгрузку и выгрузку, а также хранение товаров в рамках перевозки.

Но важно заметить, что ответственность снимается только в той ситуации, если страховой случай произошёл на предусмотренном в договоре маршруте, территории и направлении следования груза. Если перевозчик отклонился от маршрута и нарушил схему следования, страховая компания имеет право отказать в страховых выплатах

Причём доказать свою правоту грузоперевозчику в такой ситуации будет крайне сложно. Зачастую суд принимает решение не в его пользу. Но опять же всё очень индивидуально из-за несогласования законодательных актов.

Страховая выплата

Полис покрывает также косвенные убытки, связанные с повреждением груза. Объем выплаты может определяться складной распиской, транспортным законодательством или по правилам международных конвенций, например, КДПГ, СМГС.

Важным условием договора страхования гражданской ответственности экспедитора является определение событий, которые привели к утрате. Однако предоставление услуги не должно быть ограничено набором событий. То есть выплата компенсации за потерянный груз должна осуществляться независимо от причин возникновения данной ситуации.

Перед подписанием договора следует обратить внимание на перечень убытков, которые не поддаются возмещению. В случае утраты груза размер компенсации рассчитывается, исходя из суммы груза, указанной в документе, и транспортных, таможенных и прочих расходов, связанных с перевозкой, при условии, что они прописаны в договоре

При его повреждении размер выплаты определяется по результатам экспертной оценки или расходов на восстановление. Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней с момента получения всех документов. Таков порядок действий в вышеописанных ситуациях

В случае утраты груза размер компенсации рассчитывается, исходя из суммы груза, указанной в документе, и транспортных, таможенных и прочих расходов, связанных с перевозкой, при условии, что они прописаны в договоре. При его повреждении размер выплаты определяется по результатам экспертной оценки или расходов на восстановление. Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней с момента получения всех документов. Таков порядок действий в вышеописанных ситуациях.

Помощь «друга»

Экспедитор взаимодействует с посредниками, которые выполняют работу непосильную по разных критериям для него самого. Так, работа проводится в сотрудничестве с перевозчиками, экспедиторами-агентами, складскими операторами, чья обязанность напрямую влияет на качество всей работы. Помимо этого не последнюю роль играют таможенные представители и органы по сертификации товаров.

Выстраивание доверительных и надежных отношений с подрядчиками — тонкий и серьезных процесс, так как залог продуктивной работы кроется в своевременном начале и завершении работы, грамотного выполнения предписаний, сохранности груза и незамедлительное информирование о том, что и как было сделано. Экспедитор также грамотно распределяет время и заказывает услугу в срок, для этого предусмотрен период до начала транспортировки, когда заключаются внутренние договора с субподрядчиками:

  1. Складской оператор — 1-2 дня.
  2. Морской перевозчик — от 7 до 14 дней.
  3. Таможенный представитель — от 3 до 7 дней.
  4. Автомобильный перевозчик — от 1 до 7 дней.

Показательными стали недавние события, такие как усиление судебных практик в сфере транспортно-экспедиционных перевозок, повысился спрос на качественное осуществление услуг финансового страхования. Постановлением Верховного суда РФ от 2018 года усиливается размер обязательств перевозчиков

Помимо этого важно понимать суть подразделения внутри специальности экспедитор. Лицо, несущее ответственность лишь за свои недочеты в данном случае будет называться «агентом», а исполнитель, работающий с подрядчиками, называется «принципиалом»

Несколько аспектов в пользу осуществления данного страхования для действующих экспедиторов: финансовый, коммерческий, имиджевый и сервисный. То есть, способ защитить свои оборотные средства, просчитывание и аналитика всех непредвиденных расходов, закрепления за собой сертификации качества и создание репутации надежного исполнителя. И, безусловно, доступ к ресурсам страховщика, включая юридический, агентный и консультации по вопросам, касающихся разных аспектов.

Увеличить срок исковой давности по требованиям к перевозчику

Ну, или хотя бы уменьшить срок исковой давности по требованиям к экспедитору. Потому что на данный момент сроки исковой давности по этим требованиям одинаковые — один год. В то время как (и это отдельно отмечено в обзоре судебной практики) исковая давность по требованиям экспедитора к перевозчику начинает отсчет не с того момента, когда экспедитор расплатился с клиентом и в его финансах образовалась «дыра», а с того дня, когда груз был признан утраченным.

Получается, что экспедитор может попросту не успеть взыскать с перевозчика (виновного как раз таки в утрате груза) понесенные убытки, хотя и имеет на это все законные основания.

По-хорошему, конечно, для отношений экспедитор-перевозчик надо было бы прописать отдельный порядок предъявления претензий, исков и пр. (и об этом уже не один год просит «грузовое сообщество»), но законодателям, видимо, как-то недосуг.

Стоимость страхования экспедитора

Для расчета стоимости страхования (страховой премии) ответственности экспедитора берутся во внимание следующие факторы:

  • объем годового фрахта;
  • объем требуемого лимита ответственности.

Базой в расчете страхового платежа может выступать либо сумма всех выставленных экспедитором счетов к оплате за предоставленные услуги (валовый сбор фрахта), либо в случае однотипных услуг экспедитора – общее количество перевозимого груза. Выражается такое количество в TEUs (двадцатифунтовых контейнерах).

Что же касается лимитов ответственности, то они определяются договором страхования между страховщиком и экспедитором (страхователем). Зависят напрямую от степени риска и характера профессиональной деятельности экспедитора.

Объект страхования и страхуемые риски

Объектом СОЭ является его ответственность перед клиентом за сохранность перевозимого на транспортном средстве (ТС) груза.

При указанном виде страхования учитываются следующие риски:

  • частичная или полная потеря груза в силу причин, не зависящих от экспедитора;
  • полная или частичная потеря груза при его передаче неправомочному адресату;
  • повреждение груза в ходе транспортировки;
  • просрочка доставки груза клиенту в зависимости от конкретных причин, например, при изменении маршрута, задержке на таможне при международных перевозках;
  • причинение ущерба здоровью или имуществу третьих лиц в ходе осуществления перевозки;
  • причинение вреда окружающей среде (подробнее об экологическом страховании читайте здесь).

Застраховать ответственность экспедитора можно как от одного риска, так и от нескольких.

Выводы

Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:

  1. Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
  2. Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
  3. Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
  4. Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
  6. Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
  8. Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.

Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль читайте тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector