Особенности и характеристики ftl и ltl перевозок

Построение очередности на складе по FEFO

Когда поступают новые заказы на отгрузку скоропортящихся партий, применяется принцип FEFO, что особенно эффективно с однотипной продукцией, имеющей одинаковое предельное время реализации. Если груз поступил раньше – он будет направлен на первоочередную отгрузку. Применительно к логистике, FEFO функционирует в виде автоматизированных систем, которые отслеживают продолжительность нахождения грузов на складском комплексе как по отдельным наименованиям и партиям, так и по целым товарным группам.

Автоматика позволяет установить критические допустимые сроки отправки товаров – это помогает более точно планировать дальнейшее движение продукции, особенно если продолжительность хранения совсем небольшая, и время, затраченное на транспортировку, должно строго учитываться. Критическое остаточное время размещения может задаваться не только сотрудниками складского комплекса, но и отдельными контрагентами. Современный учет без автоматики практически невозможен, в виду больших объемов обрабатываемой информации.

Интересное про технологию e-Cargo и при чем здесь EDI

Ассоциация IATA разработала и поддерживает технологию e-Cargo для электронных авианакладных.

В целом обмен e-AWB похож на технологию передачи EDI-сообщений, но отличается некоторыми особенностями.

Технология поддерживает как обмен документами «точка-точка» (прямой обмен), так и через посредника. Значит, передавать данные через провайдера не обязательно. Но вариант прямого подключения между хостами не популярен, так как необходимо организовывать соединение с каждым участником отдельно. Грузоотправитель самостоятельно настраивает обмен с каждым экспедитором, авиакомпанией и аэропортом, с которыми планирует работать в электронном виде.

Рисунок 3. Соотношение методов подключения к обмену e-AWB (www.iata.org)

В случае подключения через посредника участники авиаперевозок прибегают к услугам ССS-провайдеров (Cargo Community System). Функции сервисов CCS в авиаперевозках совпадают с аналогичными в EDI.

Если участники обмена авиатранспортными накладными подключены к разным CCS, необходимо создать роуминговое соединение, как в традиционном ЭДО. Роуминг между CCS-провайдерами организуется по тем же демократичным принципам, как и в EDI. Но непонятно, каким образом IATA стимулирует операторов настраивать его.

Стандарты сообщений e-AWB и протоколы обмена

Актуален в авиаперевозках Cargo-XML – официальный формат, поддерживаемый IATA. В нем можно передавать следующие типы сообщений:

Типы сообщений

Cargo-XML

Назначение

Air Waybill message

XFWB

Авианакладная

Status Update message

XFSU

Обновление статуса

Error message

XFNM

Ошибка

Message Acknowledgment

XFNM

Информационная квитанция (подтверждение сообщения)

Порядок обмена e-AWB и слабые места

Экспедитор или грузополучатель передает документ e-AWB в сторону авиакомпаний и наземных служб по всей цепочке получателей. Каждый участник обмена присылает ответ в виде статусного сообщения.

Рисунок 4. Пример обмена e-AWB

Для передачи данных используются те же протоколы, что в EDI. С 2014 года консультационная группа под эгидой IATA рекомендует использовать AS4.

В технологии есть слабые места. Способы идентификации и адресации у всех участников варьируются. В настоящее время в отрасли используются следующие методы:

  • Teletype address (TTY) – идентификатор абонента в сети Телекс;
  • Auxiliary Codes – вспомогательные коды;
  • Participation Identification and Message Addressing Scheme (PIMA) – схема идентификации участников и адресации сообщений;
  • Адрес электронной почты.

При этом один участник может использовать сразу все перечисленные методы.

В отличие от EDI, использующего глобальные идентификаторы GS1, в технологии e-Cargo нет единого порядка идентификации и адресации сообщений. Это вызывает трудности при начале работы с новым абонентом.

В настоящее время IATA работает над созданием глобального сервиса управления идентификационными данными Global Identity Management Solution (GIMS).

6 шагов, чтобы начать пользоваться e-AWB

Для того чтобы подключиться к e-Cargo и начать использовать e-AWB, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Подписать соглашение об использовании e-AWB:

    1.1. Для перевозчиков: скачать и заполнить форму, отправить ее в IATA и ждать появления своего предприятия в списке авиакомпаний Multilateral eAWB Agreement (MeA).

    1.2. Для экспедиторов: заполнить онлайн-форму для присоединения к соглашению об использовании простой электронной подписи (ПЭП), подписать ПЭП соглашение о присоединении к e-AWB и ожидать появления своей компании в списке экспедиторов Multilateral eAWB Agreement (MeA).

  • 2. Реализовать техническое решение для создания, отправки и получения e-AWB одним из способов:

    2.1. Самостоятельно. В этом случае возможен обмен «точка-точка» или подключение к CCS-провайдеру. При обмене через провайдера оплата будет взыматься только за трафик.

    2.2. Прибегнуть к услугам системных интеграторов или CCS-провайдеров.

    2.3. Использовать платное ПО – eAWBLink от IATA.

  • 3. Протестировать техническое решение.
  • 4. Организовать подключение контрагентов к своей сети обмена. Здесь надо учитывать, в какой юрисдикции находится контрагент, – от этого может зависеть порядок работы с ним.
  • 5. Запустить в промышленную эксплуатацию обмен электронными авианакладными.
  • 6. Настроить отправку отчетных сообщений в IATA Message Improvement Program (MIP).

Почему выбрать подходящую TMS-систему сложно?

Сложности при выборе TMS-системы примерно те же, что и при выборе любого другого масштабного программного решения. Чтобы адекватно оценить трудозатраты и финансовые вложения, нужно время, и сторонам не всегда удается договориться из-за недопонимания.

Дело в том, что представители отдела, которому требуется программное решение (в данном случае – отдела транспортной логистики), зачастую достаточно далеки от сферы IT. Поэтому требования к ПО сотрудники формулируют своими словами, а разработчик не всегда погружен в бизнес компании. Из этой ситуации есть два выхода:

  • разработчики ПО проводят исследование, чтобы лучше понять, подходит их решение для задач компании или нет, и рассчитать стоимость;
  • компания обращается в собственный IT-отдел, чтобы его сотрудники сформулировали запрос понятнее для разработчиков ПО.

Оба способа решат проблему, но потребуют достаточно много времени.

Недостатки принципа ФИФО

Кроме положительных свойств, метод обладает также и минусами, к ним можно отнести:

  • Инфляция не учитывается: когда в организации наблюдается тенденция неравномерного расходования ресурсов, а по стоимости 1-ой партии списываются продукты, которые поступили по большей стоимости (увеличение под действием инфляции и прочих причин) — итог финансовых результатов может быть завышен, это имеет негативные последствия для предприятия;
  • Завышенность финансовых показателей и налоговых выплат.  В ведении учета с помощью метода ФИФО неравномерный расход материалов способен увеличить сумму налоговых отчислений, которые оплачивает компания;
  • Некорректные цифры управления и планировки сумм при расходах организации. Руководителем может быть составлена неверная политика по развитию организации, вследствие получения завышенных данных, это негативно скажется на работе предприятия.

ФИФО обязательно учитывают в процессе финансового планирования и разработки ведения политики предприятия на последующие периоды.

Учет по сроку годности в логистике скоропортящихся грузов

Эффективность системы будет значительно выше, если процессы хранения, перемещения, отгрузки продукции на территории складского комплекса грамотно оптимизированы. Должно учитываться удобство размещения и изъятия товаров, для максимально оперативной отправки грузополучателям.

Схема работы принципа FEFO в логистике:

  • Новая товарная партия размещается в соответствии с продолжительностью ее хранения, при необходимости через некоторое время возможно изменение расположения груза (например, перемещение на стеллажи, расположенные ниже).
  • При поступлении запроса автоматизированная система указывает, в какой очередности партии должны отправляться дальше по логистической цепочке.
  • Немедленное информирование о приближении к критическому сроку годности (фактическому, или установленному контрагентом).
  • Для скоропортящихся товаров – отгрузка с учетом времени транспортировки. В этом случае FEFO позволяет оптимизировать логистику при нескольких запросах из разных населенных пунктов.
  • Системы логистики, построенные по принципу FEFO, позволяют избежать ситуаций, когда операции пополнения по отдельным категориям или наименованиям продукции окажутся избыточными.

Грамотное внедрение FEFO позволяет избежать ситуаций, когда товар приходит в негодность из-за несоблюдения установленных производителем или контрагентом сроков. На больших складах, работающих со скоропортящейся продукцией, только системы с оптимизацией под допустимое время реализации могут обеспечить надлежащий контроль, помочь избежать просрочек.

В бухгалтерском учёте

В бухгалтерском учёте FIFO и LIFO используются, чтобы определить ценность активов.

LIFO (акроним англ. Last In, First Out – последним пришёл — первым ушёл) — метод оценки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), при котором с учёта выбывают первыми ТМЦ поставленные на учёт последними. В настоящее время не применяется в бухгалтерском учёте, а с 1 января 2015 г. и в налоговом учёте. В условиях роста цен приводит к системному завышению затрат и уменьшению стоимости остатка ТМЦ (при падении цен — наоборот).

Особенности учёта по методу LIFO:

  • редко учитывается фактическое движение запасов товаров;
  • предполагается, что все товары, приобретенные в течение периода, могут быть выставлены на продажу, независимо от даты их покупки;
  • запасы на конец периода оцениваются по стоимости первых закупок.

FIFO (акроним англ. First In, First Out – первым пришёл — первым ушёл) — метод оценки ТМЦ, при котором первыми выбывают с учёта ТМЦ поставленные на учёт первыми же.

Предположим, куплены два принтерных картриджа по 5 рублей штука, затем ещё два таких же по 6. Один картридж израсходовали

Кладовщику не важно, какой отдавать: они одинаковые. Но бухгалтеру важна совокупная стоимость находящегося на складе: стоимость оставшихся трёх картриджей по методу LIFO будет 16 руб., по методу FIFO  17 руб.

Метод ФИФО в 1С УТ

В 1С Управлении Торговли метод ФИФО ведется:

  • По классическому патрионному учету, когда системой сохраняется сведения о цене поступивших при всех поступлениях партий.  Принцип также способствует списанию товаров в последовательном порядке, начиная от самой ранней партии.
  • С расширенной аналитикой учета затрат, когда вычисление остатка продукции выражается количественно. Затем идет определение стоимостной оценки остатка на окончание месяца, средней взвешенной, равной рассчитыванию цен по FIFO.

При этом размеры и цены на остаток продуктов выстраивают в очередность: от крайней партии, потому что, следуя логике ФИФО, первоначально поступившие товары уже списали.

Также используются следующие формулы:

  • Цена списания ед.товара = цена продукции(в течение месяца)/кол-во продукции, выбывшей в течение месяца.
  • Себестоимость отгрузки = стоимость ед.товара Х количество товаров на списание.

Чем полезен пулинг?

При обычном распределении грузов окончательное решение остается за транспортной компанией. Пулинг же делает процесс прозрачным для всех трех сторон и приносит им пользу:

  • поставщики получают возможность существенно сократить затраты на перевозки;
  • торговым сетям не нужно подолгу держать товар на складе, так как они могут рассчитывать на частые перевозки небольших партий продукции от нескольких поставщиков;
  • транспортным компаниям не нужно искать клиентов, чтобы заполнить автомобили, остается лишь сконцентрироваться на самих перевозках.

Пулинг не только оптимизирует затраты на логистику, но и улучшает ключевые KPI транспортной логистики. В частности, повышается процент своевременных поставок, сокращается время отгрузки и разгрузки товара.

Наконец, пулинг помогает сократить отрицательное влияние на окружающую среду. Благодаря полной загрузке, перевозчики могут отправлять в рейсы меньше автомобилей, что сокращает эмиссию углекислого газа, потребление топлива и объем отходов на складах и в распределительных центрах.

История

Термин появился первоначально в интендантской службе вооружённых сил и происходит от греч. λογιστική, что означает «счётное искусство». Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (—). В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Развитые логистические методы можно обнаружить в различных культурах разных эпох. Например, испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора, при этом учитывались место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние.

В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини. В советское время в условиях плановой экономики он был заменён термином «снабжение». На предприятиях существовали отделы снабжения, задачей которых было не столько найти нужный ресурс, сколько обеспечить его поставку через решения министерств и ведомств. Яркий пример «снабженцев» показан в кинокомедии Леонида Гайдая «Опасно для жизни!»

Способы рассчитывания себестоимости по принципу FIFO

FIFO является самым часто встречаемым способом рассчитывания стоимости, за основу берется принцип очередности. Как говорилось выше, в начале списывают материалы, поставленные первыми, отсюда и строится аббревиатура. Исключительными считают случаи, именуемые допущением, при которых важнее сроки годности, а не более раннее время проставления товаров. Таким образом, стоимость ресурсов, проданных в первую очередь высчитывается по показателям цен оставшихся продуктов из наиболее ранней поставки. При количественном исчерпывании происходит списывание ТМЦ по другой стоимости – следующая поставка и далее также.

Подробнее механизм расчета себестоимости по FIFO можно рассмотреть на следующем примере:

Магазин музыкальных инструментов ведет продажу гитар. Имеется 20 гитар по 10 000 рублей и последующие поставки в две партии по 30 гитар – первая за 9500 рублей, вторая за 9000 рублей. Продано 70 гитар по 15000 рублей. Расчет прибыли.

В начале списываются 20 гитар по 10000 рублей = 200000 рублей. Затем – 30 гитар по 9500 рублей = 285000 рублей. Осталось 20 гитар по 9000 рублей = 180000 рублей.

60 Х 15000 – (200000+285000+180000) = 235000 (рублей).

Этот показатель обычно меньше показателя средней стоимости, поэтому и сумма налога на прибыль значительно ниже.

Обязательный этап

Почему не происходит массовое внедрение роботизации даже в компаниях, оперирующих однотипными и одноразмерными товарами? Одна из фундаментальных причин — отсутствие четкого построения бизнес-процессов.

«Во многих компаниях процессы неточно сформулированы, непонятны, поэтому между ними нельзя выстроить взаимосвязь, — поясняет Антон Рудашевский. — Плохо построенный процесс можно оцифровать, но он не будет работать. «Цифру» нельзя «подкрутить», «цифре» нельзя позвонить, с ней нельзя договориться, она работает по заданным правилам и нормам, и если что-то не стыкуется, автоматизация не получится. Я уверен, многие хотят переходить на более высокие уровни цифровизации, но не готовы к подобным внедрениям. Придется сначала заниматься процессами более низкого уровня. И если учетные системы есть у всех, то математическое моделирование и анализ движения объектов на складе применяет минимальное количество компаний».

Внедрение технологий, связанных с моделированием склада и процессов, тормозят отсутствие достаточного предложения и недоверие ритейлеров к сторонним разработчикам.

Система услуг построения модели склада в России довольно молодая. Хедлайнеры этого направления начинали с формирования внутри своей компании математических команд для решения конкретных локальных задач. Например, такова история компании «Деловые линии», которая сформировала департамент математиков и успешно решала свои задачи автоматизации. Через 3—4 года успешных решений компания стала выводить услуги на внешний рынок.

Проблема в том, что сами математики — производители решений — обычно люди некоммерческого склада, и из таких коллективов редко получаются предпринимательские команды, которые не только создают, но и упаковывают, и продвигают свое решение на рынок. Поэтому в России временной разрыв между успешным применением математического решения и выводом его на рынок в виде услуги составляет 3–4 года.

Метод ФИФО в WMS системе

Система-WMS помогает решать задачи по управлению складских помещений и производит автоматизацию операций по складам.

Основные функции WMS:

  • Помогает разместить товары по периметру склада;
  • Производит выдачу заданий;
  • Производит управление подбора товаров;
  • Участвует в контролировании персонала;
  • Производит автоматизацию работы касательно пополнений остаточных товаров со склада.

Одним из методов, которым пользуется рассматриваемая система, является ФИФО.

Согласно этому методу, сначала отгружается товар из первой партии, затем последующие, таким образом, открытие доступа к первым категориям из списка происходит после анализа всех последующих товаров. Этот принцип работает и касательно клиентов, то есть обслуживают клиента, подошедшего ранее других. 

Производственное планирование в 1С ERP
Корпоративные информационные системы (КИС)

Музеи логистики

В мире существует много музеев, затрагивающих отдельные разделы практической логистики — это музеи транспорта, таможни, упаковки, различные отраслевые музеи. Но только следующие музеи полностью посвящены логистике:

Общей логистике:

  • Музей логистики (Санкт-Петербург, Россия)
  • Музей логистики (Токио, Япония)
  • Музей логистики Пекинского материального университета (Beijing Wuzi University Logistics Museum, Пекин, Китай)

Военной логистике:

  • Музей королевского логистического корпуса (англ. Royal Logistic Corps Museum) (Суррей, Великобритания)
  • Музей логистики вооруженных сил Канады (The Canadian Forces Logistics Museum, Монреаль, Канада)
  • Музей армейской логистики (Museum of the Army Logistics, Ханой, Вьетнам)

При грузоперевозках по морю

  • FIFO — free in free out — без погрузки и без выгрузки — ставка дается только на морской фрахт, без учета погрузки в порту отправления и выгрузки в порту назначения.
  • FIOS — то же самое
  • FILO — free in liner out — без погрузки, но с выгрузкой — ставка включает морской фрахт и выгрузку в порту назначения, но не включает погрузку в порту отправления. Идентичны условиям FOB в терминах Инкотермс.
  • LIFO — liner in free out — с погрузкой, но без выгрузки — ставка включает погрузку в порту отправления, морской фрахт, но не включает выгрузку в порту назначения.
  • LILO — liner in liner out — c погрузкой и выгрузкой — ставка включает погрузку в порту отправления, морской фрахт и выгрузку в стране назначения.

В бухгалтерском учёте

В бухгалтерском учёте FIFO и LIFO используются, чтобы определить ценность активов.

LIFO (акроним англ. Last In, First Out – последним пришёл — первым ушёл) — метод оценки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), при котором с учёта выбывают первыми ТМЦ поставленные на учёт последними. В настоящее время не применяется в бухгалтерском учёте, а с 1 января 2015 г. и в налоговом учёте. В условиях роста цен приводит к системному завышению затрат и уменьшению стоимости остатка ТМЦ (при падении цен — наоборот).

Особенности учёта по методу LIFO:

  • редко учитывается фактическое движение запасов товаров;
  • предполагается, что все товары, приобретенные в течение периода, могут быть выставлены на продажу, независимо от даты их покупки;
  • запасы на конец периода оцениваются по стоимости первых закупок.

FIFO (акроним англ. First In, First Out – первым пришёл — первым ушёл) — метод оценки ТМЦ, при котором первыми выбывают с учёта ТМЦ поставленные на учёт первыми же.

Предположим, куплены два принтерных картриджа по 5 рублей штука, затем ещё два таких же по 6. Один картридж израсходовали

Кладовщику не важно, какой отдавать: они одинаковые. Но бухгалтеру важна совокупная стоимость находящегося на складе: стоимость оставшихся трёх картриджей по методу LIFO будет 16 руб., по методу FIFO  17 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector