Что такое тахограф, кому и зачем он нужен
Содержание:
Выбор тахографа российского образца
Если вы не выезжаете за территорию РФ, то можете использовать тахограф российского образца. Но вы должны знать, что даже в Белоруссию на этой машине въезжать запрещено. И это нарушение не российского законодательства со смешными штрафами в 1000 руб. водителю и 3000 руб. предприятию, а нарушение международного законодательства со штрафом до 4000 евро!
Сейчас в продаже три российских прибора – «Меркурий ТА-001», «Штрих ТахоRus» и «Касби DT-20». Говорить об их преимуществах и недостатках пока сложно – приборам менее года, могу описать только выявленные эксплуатационные особенности.
«Меркурий ТА-001». При установке данный прибор выступает из панели на 15–20 мм, что куда больше, чем магнитола или другие стандартные устройства, вставляемые в разъем 1 DIN. Это выделяет его среди других устройств на панели.
Дисплей большой, но информация выдается в четыре строчки, что делает размер шрифта очень мелким. Пластиковая защита экрана в пасмурную погоду выглядит некрасиво, а в солнечную – бликует и откровенно мешает, метод крепления данного элемента не обеспечивает защиты от попадания пыли. Нареканий по поводу попадания пыли пока не поступало, т. к. наш российский потребитель не избалован качеством продукции, но через 2–3 недели эксплуатации КамАЗа под стеклами его приборов накапливается пыль.
«Штрих ТахоRus». Как и «Меркурий», этот прибор выступает на панели приборов, но уже меньше, всего на 10–15 мм. Более качественный экран и значки большего размера аналогичны европейским устройствам. Пластик на ощупь более «мягкий», чем у «Меркурия». Кнопки более крупные, и случайно нажать сразу две намного сложнее. Данное устройство можно по качеству внешнего исполнения сравнивать с европейскими.
Первые партии устройств были с белыми кнопками, и на калибровочном и USB-разъемах не было заглушек. Они появились через месяц, как только эта претензия дошла до производителя. С кнопками дело сложнее, но следующую партию мне обещали уже с черными кнопками.
Данное устройство, но с другим программным обеспечением в настоящий момент проходит сертификацию на получение сертификата по ЕСТР, чем и объясняется высокое качество исполнения и быстрота реакции на поступающие замечания.
«Касби DT-20». Прибор из Калуги тоже выполнен из качественной пластмассы, но кнопки сделаны из жесткого, скользкого пластика, хотя подсвечиваются и могут похвастаться четкими информативными нажатиями. Дисплей «Касби» меньше, чем у выше рассмотренных приборов, но высота букв средняя за счет того, что информация выдается в две строчки.
ЕСТР | Российский |
---|---|
Четко прописанные правила эксплуатации, режимы работы, ответственность за нарушение. Отработанные, качественные конструкции. Надежные устройства. Высокая устойчивость к подделке данных. Применимо на территории любой страны ЕС. | Дешевле. Возможно одновременное выполнение требований по ГЛОНАСС. Не требует дополнительных дорогостоящих датчиков. Возможно установить на любой автомобиль с панелью под 1 DIN (автомагнитола). С установкой может справиться грамотный электрик. Для обслуживания не требуется специальных приборов и расходных материалов (считыватель, бумага). |
К явным промахам изготовителя отнесу яркий светодиод ошибки. Я работал с ним на стенде и смотрел прямо на него. В момент включения светодиода я был ослеплен. Водитель не будет смотреть в прибор так, как я, но он управляет машиной и в темное время суток, а освещение кабины светодиодом может привести к катастрофическим последствиям. Есть вопросы и по алгоритму работы, например, прибор полностью выключается при выключении зажигания. Ко мне попал прибор из первой товарной партии, и я надеюсь, что все ошибки будут устранены в ближайшее время.
Заявлен еще один прибор – ТЦА-02 смоленского завода «Измеритель». К сожалению, протестировать данную модель у меня не было возможности.
Все российские модели взяли за основу европейский опыт, поэтому водитель, работающий ранее с иностранным устройством, не будет испытывать проблем в общении с российскими. Унифицированы также и подключения. Таким образом, если у вас сломалось европейское устройство, вы можете без проблем заменить его на российское. В связи с тем, что европейское устройство более требовательно к подключениям, обратная установка сложнее.
Общие моменты
Для автомобилей сейчас является обязательной страховка, надлежащее техническое состояние и должная квалификация водителя.
Но между тем, некоторые типы транспорта должны оснащаться дополнительным оборудованием, которым является и тахограф.
Нарушение порядка установки и эксплуатации тахографа, равно как и езда без него на определенном транспорте, наказывается по закону, и чаще всего это штраф.
Более того, есть несколько видов тахографов, разрешенных законодательством, хотя до 2020 года законом разрешалась установка большого количества приборов.
Кроме того, все индивидуальные предприниматели, равно как и юридические лица, должны оснащать тахографами свои коммерческие автомобили.
Что это такое
Тахографом называется технический прибор, который регистрирует скорость автомобиля, его маршрут передвижения и даже режим работы водителя.
Он непрерывно фиксирует всю эту информацию и передает ее в потоковом режиме, что дает возможность оперативно отмечать и устранять нарушения, касающиеся современного законодательства о дорожном движении.
В то же время, есть определенный перечень приборов, которые могут эксплуатироваться в условиях России, и за установленный тахограф, не соответствующий нормам, могут оштрафовать.
Из чего он состоит
Тахографический комплекс обеспечивает работу благодаря нескольким составляющим, работающим как единое целое.
Кроме того, для предупреждения изменений в конструкции прибора, каждый тахограф оборудуется пломбой, которая не может быть нарушена под угрозой назначения наказания.
Правовая база
Согласно статье 20 этого нормативного акта, все ИП и юридические лица должны оснащать автомобили для коммерческой деятельности тахографами.
К слову, в законе оговариваются и прочие разновидности транспорта, которые должны оснащаться такими устройства, в частности, это грузовики и некоторые автобусы.
Когда владелец транспорта не выполняет требования закона, ему назначается наказание согласно статье 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В нем говорится не только об отсутствии тахографа, но также об его неисправности и модификациях.
На какие машины не нужно устанавливать
Министерство транспорта составило для участников тахографического контроля информационное письмо, в котором напомнило, что есть исключения для машин, не нуждающихся в установке прибора учёта.
Тахографы не требуются целому ряду видов транспорта:
- Наземный транспорт, совершающий городские и пригородные маршруты (категории М2 и М3), и эксплуатируемый в соответствии с Правилами перевозок. Подробный список указан в Постановлении Правительства номер 112 от 2009 г.
- ТС, осуществляющие международные рейсы и имеющие карточку допуска на международные автоперевозки грузов и пассажиров, согласно Европейскому Соглашению (ЕСТР) от 1970 г.
- Троллейбусы.
- Скорая медпомощь.
- Пожарная машина.
- Эвакуаторы.
- Автосмесители бетона и прочих стройматериалов.
- Транспорт, обслуживающий хозяйственную, коммунальную, дорожную сферы города.
- Инкассаторские машины.
- Машины службы «Ритуальные услуги».
- Молоковозы и перевозящие другие сельхозпродукты и живность, в том числе, удобрение.
- Репортажные телестудии.
- Военные служебные автомобили.
- Ведущие оперативно-розыскную деятельность.
- Учебные ТС.
Полный список размещён в ФЗ-36 «Об утверждении требований к тахографам».
https://youtube.com/watch?v=btgXHNFblV4
Что делать, если тахограф установлен до вступления в силу нового порядка
Но ведь не всегда тахографы, установленные ранее, ставились автовладельцами с расчётом на то, что их транспортные средства будут задействованы в международных перевозках. Поэтому далеко не все стремились к сертификации устанавливаемых приборов на предмет соответствия требованиям ЕСТР.
Неужели для перевозчиков, ориентированных на внутренний рынок, законодательство не предусмотрело никакого переходного периода?
Подобно предыдущему случаю было позволено их не менять до 1 января 2018 года:
- Как уже было отмечено выше, новый порядок вступил в силу 1 апреля 2013 года, а это значит, что аналоговые контрольные устройства, оснащённые пластиковыми картами с электронным носителем информации для её регистрации, если они были установлены мастерской до этой даты, можно было не менять ещё пять лет. Но с 1 января нового года переходной период и для них завершился.
- На отечественных дорогах всё ещё можно встретить и автомобили, которые оснащены старыми моделями тахографов. Их отличительной чертой является то, что они не оснащены пластиковыми картами с электронным носителем, обеспечивающими регистрацию информации. Это значит, что подобные приборы не соответствуют не только требованиям ЕСТР, но и нормам Приказа №36 Министерства транспорта РФ.
Но государство установило некоторые послабления и для владельцев транспортных средств с подобным, устаревшим, оборудованием. Им разрешили ездить, не меняя такие средства контроля на более новые, до 1 июля 2016 г.
Если у вас нет карты Водителя для тахографа, что делать?
Повторимся, наличие карты при использовании цифрового тахографа обязательно в соответствии с действующим законодательством РФ, её отсутствие равносильно неисправности самого прибора.
Но, если случилась поломка, потеря и т.п. то управление транспортным средством, оснащенным цифровым тахографом без карты водителя допускается в течение 7-и календарных дней. (данный период может быть продлен до 15-ти календарных дней, если водитель в рейсе, более подробно можно прочитать в приказе №36, приложение 3, пункты 11, 12, 13, а также в инструкции по эксплуатации тахографа. Приказы можно посмотреть здесь)
В течение этого времени, водитель ОБЯЗАН подать заявление на получение карты для тахографа, либо произвести её замену. При этом в конце каждой рабочей смены должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя.
При осуществлении контроля инспектором ДПС, водитель обязан предоставить данные подписанные распечатки.
Контрольные устройства
Постановление правительства № 720 от 10.09.2009 года гласит, что с 23.01.2011 на все автотранспортные средства категории N2, N3, M2 и M3, осуществляющие пассажирские и коммерческие грузоперевозки, должны быть установлены тахографы. Данное техническое устройство позволит контролировать соблюдение водителем режима работы и отдыха, а также скорость передвижения. Таким образом, владельцы транспортных компаний и водители автотранспорта категории C, D и E, совершающие коммерческие перевозки, обязаны установить тахограф на свой транспорт.
Транспорт, выпущенный после 2006 года, имеет специальное место для размещения, поэтому установить тахограф на такой автомобиль можно будет не более чем за 2,5 часа. Время работы также зависит от индивидуальных особенностей транспорта.
Оборудование для установки тахографа:
- техническое устройство (Тахограф);
- необходимые провода,фишки, разъемы;
- инструменты для подключения;
- цифровой датчик скорости и цифровой спидометр;
- ключи нужных размеров;
- контроллер;
- тестер
Установить тахограф самостоятельно
Важно правильно выбрать место для самостоятельной установки тахографа: водитель должен видеть тахограф во время поездки, датчик должен быть доступен для проверки.
Нельзя устанавливать тахограф под металлическими поверхностями.
Спутниковую антенну устройства необходимо установить на открытом пространстве для правильного приема/передачи сигнала (например, на крыше автомобиля) и закрепить герметиком.
Провода нужно провести так, чтобы можно было контролировать их целостность визуально. Следует учесть, что некоторые провода проявляют не очень хорошую стойкость к реагентам — выбирайте места, где на провод не будет попадать соль (очень актуально для многих российских регионов). Не создавайте у маршрута прокладки проводов узких мест: места изменения направления должны иметь большой радиус. Не разрезайте провода при монтаже.
Во время установки тахографа нельзя врезаться в датчик спидометра: придётся отключить спидометр, а сигнал брать из другого разъёма тахографа.
Процесс установки тахографа
Процедуру установки можно разделить на несколько этапов:
- выявить необходимость замены датчика скорости и спидометра;
- если необходимо, подобрать и заменить датчики;
- подключить провода от тахографа к датчикам скорости и спидометра
- проверить правильность установки и работу тахографа
- провести калибровку и активацию (в специализированном центре)
Проверяем датчик скорости и спидометр
Если на транспортном средстве установлен спидометр с механическим тросом, то его нужно заменить или, в порядке исключения, использовать проходной датчик.
В автомобилях КАМАЗ, как правило, установлен датчик скорости в виде маленького генератора. В этом случае при установке тахографа понадобится переходник для монтажа нового датчика.
Спидометр можно выбрать в зависимости от формы отверстия на приборной панели.
Подключаем тахограф к сети
Схемы могут меняться из-за разных моделей ТС, но мы выведем основные модели подключения при монтаже:
- Берётся провод питания на 1 контуре (+12\24 Вольта)
- Если на кузове/корпусе автомобиля нет массы, то она тянется из клеммной колодки. Если есть, то подключается на ТС
- Включается зажигание
- Включаются габариты/ближний свет.
- Подаётся питание от датчика скорости к тахографу
- Подаётся масса от датчика скорости к тахографу
- Подключаем сигнал от датчика скорости напрямую на разъем;
- Подключается спидометр напрямую от тахографа
Проверяем правильность подключения
После установки тахографа необходимо проверить правильность подключения. Все кнопки должны выполнять свои функции при включении устройства, а яркость дисплея — гаснуть при включении света.
После этого нужно протестировать работу тахографа при движении автомобиля – автомобиль прогоняется определенное расстояние (не менее 20 м), снимаются показания тахографа .
При завершении работ необходимо обратиться в сертифицированную мастерскую (Мастерская RUS326) для проведения калибровки устройства и выдачи всех необходимых документов.
Записаться на калибровку, установку тахографа или получить консультацию специалиста можно по телефону: +7 (343) 271-80-90.
Виды водительских карт для тахографов:
- Карта водителя СКЗИ
- Карта водителя ЕСТР
- Карта водителя РФ
Сразу хотелось бы уточнить очень важный момент: универсальной карты водителя не существует
Каждый тип карты соответствует определенному типу тахографа и в другом типе тахографа карта работать не будет, поэтому очень важно знать точно какой у Вас тахограф и какую карту водителя необходимо заказывать
Теперь рассмотрим каждый вид карты детально и это поможет опередить какой же тип водительской карты нужен именно Вам.
Карта водителя СКЗИ
Карта водителя СКЗИ подходит только для тахографов с блоком СКЗИ. Эта карта всегда требует ввести ПИН код, при вставке ее в тахограф. Данная карта действует только на территории РФ, поэтому если Вам нужно выезжать за пределы России, то с этой картой это сделать невозможно. Таким образом для международных перевозок эта карта не подойдет.
Для каких тахографов применима карта водителя СКЗИ? Далее приведем список тахографов которые работают с картой СКЗИ.
- VDO DTCO 3283
- Атол DRIVE5
- Атол DriveSmart
- Меркурий ТА-001
- Штрих ТахоRUS
- Касби DT-20 и DT-20m
- МИКАС
Карта водителя СКЗИ будет работать только с тахографами из данного списка при попытке вставить карту СКЗИ в любой другой тахограф, он выдаст ошибку или может заблокировать карту. Модель тахографа можно определить, как по внешнему виду, так и по распечатке технических данных. На каждой распечатке с тахографа есть название оборудования и его модель, поэтому если Вы сомневаетесь какой у Вас установлен тахограф, то сделайте распечатку технических данных и там будет точное наименование.
Таким образом подводя краткий итог можно сформулировать следующие особенности карты водителя СКЗИ:
- Карта только для РФ
- Карта требует ввода ПИН кода
- Карта работает с определенным списком тахографов.
Карта водителя ЕСТР
Карта водителя ЕСТР работает только с тахографами стандарта ЕСТР. В российских тахографах эта карта работать не будет. Если вставить карту водителя ЕСТР в любой тахограф, который не соответствует стандарту ЕСТР, то тахограф выдаст ошибку и возможна блокировка водительской карты. Карта водителя ЕСТР не требует введения ПИН кода. Для международных перевозок можно использовать только карту ЕСТР.
Список тахографов с которыми работает карта ЕСТР:
- VDO DTCO 1381
- EFKON EFAS
- Stoneridge SE5000
Также, как и с тахографами с блоком СКЗИ модель тахографа ЕСТР можно определить по внешнему виду и по распечатке технических данных
Обращаем Ваше внимание на то, что тахографы VDO с блоком СКЗИ и ЕСТР выглядят одинаково с одним отличием – на модели с СКЗИ 3283 на передней панели написан номер модели
Подводя краткий итог, можно выделить следующие особенности карты ЕСТР:
- Карта подходит для международных перевозок
- Карта не требует ввода ПИН кода
- Карта работает только с определенными моделями тахографов
Карта водителя РФ
Карта водителя РФ используется только в тахографах российских производителей без блока СКЗИ. На сегодняшний день тахографы без блока СКЗИ запрещены к эксплуатации, поэтому карты водителя РФ практически не тебуются.
Подводя общий итог по водительским картам для тахографов можно сказать:
- Каждая карта работает только в своем типе тахографа
- Карты выпускаются сроком на 3 года, после истечения указанного срока, карта требует перевыпуска. Процедура перевыпуска полностью совпадает с изготовлением новой карты.
- Карта является персональным документом, который содержит информацию о водителе и его работе с тахографами.
Если у Вас остались вопросы, то обращайтесь к нашим менеджерам за более детальной консультацией, будем рады Вам помочь!